Цели:
- закрепить знания об умении различать части речи;
- развивать умение правильно употреблять их в предложении, в тексте и грамотно писать;
- прививать любовь к природе через живопись, музыку.
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей урока
(Звучит романс “Отцвели уж давно хризантемы в саду..”)
Учитель:
Юный лес в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
Все весны дыханием согрето
Все вокруг и любит и поет.
Весна - это обновление природы. Оживает каждый кустик, дерево, травинка. Но всякое начало начинается с нового дня.
3. Минутка чистописания
- Давайте и мы с первым солнечным лучом войдем в лес и послушаем его звуки. А чтобы солнечная дорожка была светлой, посмотрим на слова и скажем, правописание какой буквы мы сегодня будем повторять?
Л л Л Лу ль
(характеристика этого звука)
Льется, луч, лазурное небо
(Объяснить орфограммы, указать части речи)
Первый утренний луч озаряет сосновый бор и березовые перелески.
(Запись предложения на доске с последующим грамматическим разбором и указанием частей речи).
- Какое лексическое значение имеет слово – озаряет-?
(Освещает - синонимы)
- Какой частью речи являются эти слова?
- Что называется глаголом?
- Как изменяется глагол?
4. Закрепление пройденного
а) работа с деформированным текстом
(записать предложение, объяснить орфограммы, указать время глагола)
Р…злит, воздухе, свежем, зап..х, в, ра….его, утра, приятный.
(В свежем воздухе разлит приятный запах раннего утра.)
В..т..рок, п..рхал, над, и бр..дил, теплый, лесом.
(Теплый ветерок бродил и порхал над лесом.)
Птич..и, в, густой, г..л..са, д..рев..ев, зел..ни,скор.., з..звенят.
(В густой зелени деревьев скоро зазвенят птичьи голоса.)
- Как определить время глагола? Какое значение имеет употребление глаголов в речи?
б) зрительный диктант
- Самый первый открывает день житель степей- жаворонок.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
- Какое настроение вызывает отрывок?
- Как вы понимаете смысл выражений лес зардел, пар белеет тонкий, лазурь?
(Запись стихотворения по памяти)
- Какая часть речи наполняет это стихотворение лексическими красками?
- Что называется именем прилагательным?
- Как изменяются имена прилагательные?
- Найди в тексте имена прилагательные, выдели, укажи род.
- Как определить род имен прилагательных?
- Засвистели, затрещали, запели веселые голоса птиц. Давайте и мы вместе с лесными жителями немного отдохнем.
Физминутка
(Звучит запись голосов птиц)
. в) составление предложений по записи голосов птиц.
- Ребята, прислушайтесь, чьи это голоса раздаются в лесу?
(Соловей, пеночка, дятел)
Вот защелкал чародей леса- соловей.
По сухому дереву клювом колотит дятел.
Весело и звонко поет пеночка.
- Какой частью речи являются выделенные слова?
- Что называется именем существительным?
(Из текста выписать имена существительные в 1 столбик - одушевленные, во 2 – неодушевленные.)
- Как определить род имен существительных?
5. Творческая работа
- Мы слушали голоса леса, испытывая весеннее радостное настроение. Давайте попробуем 3-4 предложениями передать, что же еще можно услышать в лесу?
Примерный текст. (В лесной тиши слышны разные голоса и звуки. Нежно шепчет трава. Чуть подул легкий ветерок и зашуршала, зашелестела листва. Вот хрустнула ветка. Это неосторожная сойка перелетела с ветки на ветку. Чуть слышно зазвенел лесной колокольчик. Где-то вдали журчит лесной ручеек.)
6. Итог урока
- Какие части речи помогали нам выразить чувства, эмоции?