Урок-презентация по теме "Уравнение"

Разделы: Начальная школа


Урок-игра "Умницы"

Тема урока "Решение уравнения"

Цель: Сформировать умение выполнять решения уравнения.

Задачи:

  • Закрепить умение решать и оформлять решение уравнения
  • Закрепить умение решать простые задачи, сформулированные в прямой и косвенной форме; закрепить вычислительные навыки в пределах 10.
  • Развивать логическое мышление.
  • Воспитывать коллективизм

1. Организационный

2. Актуализация знаний.

Урок проходит в форме игры "Своя игра". Правила аналогичны правилам телевизионной игры "Своя игра". Ученики выбирают раздел и очко, если правильно решили, то получают соответствующий балл, если неправильно, очко снимается.

Уравнение 10 20 30 40 50
Задача 10 20 30 40 50
Нумерация 10 20 30 40 50
Выражения 10 20 30 40 50
Задания на смекалку 10 20 30 40 50

Ход игры

Тема "Уравнение"

10 баллов. ___ + 4 = 6

20 баллов. 3+х=10

30 баллов. х+2=9

40 баллов. у-3=5

50 баллов. х+4=9

Тема "Задача"

10 балов. Катя и Лена собрали вместе 7 грибов. Катя нашла 5 грибов. Сколько грибов нашла Лена?

20 баллов. У Катиной бабушки 2 козы. Это на 5 меньше, чем кур. Сколько кур у Катиной бабушки?

30 баллов У Пети 7 грибов, а у Вовы 5 грибов. На сколько грибов у Пети больше, чем у Вовы?

40 баллов Во дворе было 5 куриц и 3 гуся. 2 курицы убежали . Сколько птиц осталось во дворе?

50 баллов У Пети было 8 книг. Несколько книг он отдал Кате, и у него осталось 5 книг. Сколько книг Петя отдал Кате?

Тема "Нумерация"

10 баллов Продолжи ряд: 109; 208; :

20 баллов Продолжи ряд: 112, 123, 134, :

30 баллов Назови соседей числа 7

40 баллов Продолжи ряд 981, 972, 963

50 баллов Продолжи ряд: 891, 782,:

Тема "Выражения"

10 баллов. 3 + 3 + 3

20 баллов. 2 + 4 + 3

30 баллов. 5 + 1 + 3

40 баллов. 8 - 2 + 3

50 баллов. 6 + 3 - 0

Тема "Задания на смекалку"

10 баллов. Горело 7 свечей, 3 свечи погасили. Сколько свечей осталось

20 баллов. У Маши на руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 8 руках?

30 баллов. Лена, Маша и Даша получили отметки за диктант по русскому языку. Какую отметку получила каждая девочка, если "двоек" в классе нет, а у девочек отметки разные, причём у лены не "тройка", у Даши не "тройка" и не "пятёрка"?

40 баллов. Длина бревна 5 метров. В одну минуту от бревна отпиливают по одному метру. За сколько минут распилят всё бревно?

50 баллов. Летят утки в ряд. Пятая в середине. Сколько всего уток?

3. Подведение итогов.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Тема "Уравнение"

Тип урока: урок открытия детьми новых знаний через создания проблемной ситуации.

Цель:

  • введение понятия "уравнение",
  • введение алгоритма решения уравнения с неизвестным компонентом - слагаемым на основе взаимосвязи между частью и целым.

Задачи:

  • познакомить с понятием "уравнение", вывести алгоритм решения уравнения с неизвестным компонентом - слагаемым на основе взаимосвязи между частью и целым;
  • способствовать развитию математической речи, логического мышления, коммуникативных способностей;
  • воспитывать внимание, стремление узнавать "новое".

Оборудование: компьютер, проектор ПРИЛОЖЕНИЕ

I. Орг. момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. (слайд 1.)

- Поставьте числа в пустые круги (на взаимосвязи между частью и целым).

2. Реши задачу

(слайд 2.)

1 вариант реши задачу

2 вариант Составь задачу

3.

1 вариант Как называются фигуры.

2 вариант. Сколько у каждой фигуры прямых углов?

(слайд3)

Запиши равенства (слайд4)

1 вариант Заполни пустые окошки

2 вариант. Составь выражения

III. Постановка учебной задачи.

3. Преврати записи в верные равенства: (слайд5)

  • ___ +4=9
  • 3+ __ =7
  • 3+ __ =10
  • 9- ___ =5

- Что неизвестно? (Часть)

- Как найти неизвестную часть? (От целого отнять известную часть)

- Уравняйте.

Дети объясняют на основе взаимосвязи части и целого.

Учитель вставляет нужные числа.

Решите  выражения

  • 3+х=10
  • у+4=9

- А что объединяет эти записи с примерами с окошками? (Есть неизвестное число, неизвестная часть, неизвестный компонент)

- Равенства, в котором есть неизвестный компонент, называется:(спросить у детей)

Уравнение

- Сформулируйте тему урока.

- Неизвестный компонент в уравнениях принято обозначать с помощью латинских букв

а     в     с       х     у

- На что похожи эти буквы?

- Произнесём их хором.

4. - Как называется равенство с неизвестным компонентом? (Уравнение)

- Я предлагаю найти вам неизвестное компонент в уравнениях, которые записаны у вас на карточках.

  • 3+х=10
  • у+4=9
  • Проверка:

- Чему равен неизвестный компонент в первом уравнении? Как узнали?

- У всех получилось? (Нет) Почему не получилось? ( А этого делать мы еще не умеем)

Чем мы будем заниматься? Задача урока? (Будем учиться решать уравнения).

IV. Открытие новых знаний.

- Рассмотрите запись. Что это? (Уравнение)

- Что такое Х и ? (Части). Подчеркните красным карандашом.

- Назовите целое. Обведите его красным карандашом.

Учитель делает это же на таблице маркером.

- Решить уравнение, это, значит, найти чему равен Х.

- Найдите, чему равен Х.(самостоятельно)

Проверка:

- Что получилось? ( ).

- Расскажите, как решали? (От целого отняли известную часть).

- То есть, я в целом могу зачеркнуть известную часть.

Выведение алгоритма.

- А теперь расскажите сначала, что мы сделали для того, чтобы решить данное уравнение.

- Т.е. составим Алгоритм решения уравнения.

С помощью наводящих вопросов выводится алгоритм.

1. Выделить часть и целое.

2. Как найти неизвестную часть.

3. Записать Х =

- Повторили алгоритм.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

1. Учебник с.60, №3 .)

  • 4+у=5
  • х-2=8
  • у-3=3
  • х+6=9

Что вы видите? (Уравнение) Как узнали? ( Есть неизвестный компонент)

- Решим это уравнение по алгоритму.

VI. Самоконтроль и самооценка.

- Следующие два уравнения на карточках решите сами.

Проверка по образцу.

- Кто справился с работой, поставьте себе .

- Кто допустил ошибки? Какие? Почему?

Анализ допущенных ошибок.

VII. Итог. Рефлексивная деятельность.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чему научились?

- Расскажите, как решить уравнение? (Повторить алгоритм)

- Как оцениваете свою работу?


Урок - "Сказка Колобок" по теме "Решение уравнений"

Цель: Сформировать умение выполнять проверку решения уравнения.

Задачи:

  • Закрепить умение решать и оформлять решение уравнения
  • Закрепить умение решать простые задачи, сформулированные в прямой и косвенной форме;
  • Развивать вычислительные навыки в пределах 10.
  • Воспитывать коммуникативные навыки, уважение друг к другу.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ребята! Я знаю, что вы любите сказки. Сегодня мы отправляемся в чудесное путешествие в сказку.

И сказка эта не простая, а математическая, и её герои любят считать.

А чтобы поскорее попасть в сказку - вот вам задание: найдите закономерность изменения ряда чисел и продолжите ряд:

2 4 6 8

(каждое последующее увеличивается на 2)

10, 8, 6

(каждое последующее уменьшается на 2)

901, 802, 703, 604

(каждое первое число уменьшается на 1, третье увеличивается на1)

2. Назови соседей числа 4, 8, 6,5.

II. Молодцы! С заданием вы справились и оказались в сказке:

На доске иллюстрация: лес, цветы, по которой катится Колобок:

На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок
Покатился Колобок.

Поставили бабушка с дедушкой Колобка на окошко остудиться, а он взял да убежал прямо в математический лес: Бежит, а навстречу ему:

Кто?

Любит морковку,
Прыгает так ловко:
Кто это?

На доске иллюстрация - Заяц.

И говорит Заяц: - `Не выполнишь, Колобок, моё задание - я тебя съем! Сравни выражения!

Давайте, ребята, поможем Колобку! А вот и числа:

6+3*9

3+4*5

6-2*10-5

9-2*4+5

Рассыпались бусы, помоги собрать бусы

4+*=8

*-3=6

2+*=7

*-3=5

Справились? Молодцы!

А Колобок катится дальше по математическому лесу, а навстречу ему - серый, ворчливый:

Кто зимой холодной
Бродит по лесу голодный.

На доске иллюстрация - Волк.

Правильно! Волк! Говорит: - `Не справишься с моим заданием - я съем тебя! Посмотрим, Колобок, как ты с диктантом математическим справишься? И диктовать начал:

Помогаем Колобку!

Математический диктант

5+3

9-8

3+4

4+4

7-4

8+2

8-6

9-4

4+2

9-5 1

0-7

Положили ручки, взяли карандаши: проверим волчий диктант!

Дети проверяют диктант. За все правильно решённые примеры ученики получают наклейки с изображением Колобка.

Молодцы, ребята! Справились с заданием, отблагодарит вас Колобок! А сам он, бедняжка, устал, присел на пенёк отдохнуть.

Лучше бы ты, Колобок, с нами зарядку сделал! Покажите, ребята, как зарядку делать нужно!

"Решили?! - удивился Волк.

А наш Колобок дальше в путь отправился, а у пенька:

Он всю зиму проспал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь:
Кто же это?..
(Медведь).

На доске иллюстрация - Медведь.

Говорит Медведь Колобку: - Посмотрим, Колобок, как ты с уравнением справишься?` Помогите Медведю "посадить" парашюты с уравнениями на кочки

Х-4=5

х+7=9

х+3=5

7+х=10

В страну чудесных сказок мы
Собрались в дальний путь,
Летели, плыли, ехали -
Пора и отдохнуть!

А в сказке той нам встретятся
Волк, Зайчик и Лиса -
Лесные математики!
Ну просто чудеса!
И если с их задачами
Ты справишься, дружок,
То к Бабушке и Дедушке
Вернётся Колобок!
Немного отдохнули мы.
Довольно, детвора,
Скорее всем за дело -
Вновь в сказку нам пора!

Сели на места тихо, спинки прямые - за работу!
А наш Колобок дальше в путь отправился, а навстречу ему:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост - краса,
Кто же это?
(Лиса).

На доске иллюстрация - Лиса.

Конечно, Лиса! И говорит ему: - У меня для тебя, Колобочек, целых два задания! Реши уравнения и задачу трудную. А не справишься - съем тебя Колобок!` Да ещё посмеивается.

Хоть он от Дедушки ушёл,
И от Бабушки ушёл,
А сейчас мне на зубок
Угодит ваш Колобок!
Спасайте, дети, Колобка!

Решаем уравнения:

х+4=9

x=9-4

x=5

(5+4=9)

В этом уравнении x - второе слагаемое, чтобы найти его, нужно от суммы отнять первое слагаемое.

10-x=8

x=10-8

x=2

(10-2=8)

В этом уравнении x - вычитаемое, чтобы найти его, нужно от уменьшаемого отнять разность.

У-3=7

У=7+3

У=10

10-3=7

В этом уравнении у-уменьшаемое, чтобы найти его, нужно к разности прибавить вычитаемое.

С лисичкиными уравнениями мы справились, а теперь задача - не простая, а лесная:

На полянке у пеньков -
Много ярких огоньков:
Крылышками машут,
Над цветами пляшут.
(Бабочки).

На доске иллюстрация - Бабочки. Над цветами порхали 5 жёлтых бабочек, а синих на 2 бабочки больше, чем жёлтых. Сколько жёлтых бабочек летали над цветами?

Что сказано в условии задачи?

Какой вопрос задачи?

Можно ли ответить на вопрос задачи ?

В решении задачи поможет схема на доске:

-------------------5
---------------------------- 2 ?
Решаем - проверяем!

5 + 2 = 7(б.)

Ответ: 7 бабочек всего.

Решение задачи №4 стр.62

VI.

Молодцы! Спасли Колобка от хитрой Лисы, покатился он по тропинке прямо к бабушкиному и дедушкиному домику. А те ждут его, увидели, радуются.

А вам, ребята, Колобок оставил ещё задание - решите эти примеры и проверьте свои знания!

Решаем в тетради примеры со скобками, да не забудьте отметить правильные ответы!

Детям раздаются листы-тесты: в домике на печке Колобок.

Раскрасьте кирпичи с правильными ответами!

8+7=(8+2)+5=15

6+5=(6+4)+1=11

9+8=(9+1)+7=17

12-7=(12-2)-5=5

15-8=(15-5)-3=7

13-5=(13-3)-2=8

Сосчитали примеры? Раскрасьте правильные ответы! А вот вам и сюрприз, который приготовил Колобок. Все, кто правильно решил примеры, получает отличную отметку, её вам дарит Колобок!