Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Валентина Павловна Усманова. Я работаю учителем начальных классов в МОУ "Дашковская средняя общеобразовательная школа", которая находится в Серпуховском районе. Стаж в должности классного руководителя - 20 лет. Хочу познакомить вас с темой своей работы: "Психологические аспекты здоровьесберегающих технологий в начальной школе". (Слайд №1)
В ходе реализации Приоритетного Национального проекта "Образование" воспитание обретает главную роль в государственной образовательной политике, четко обозначена важность и нужность работы классного руководителя.
Стратегическая цель образования, ориентированная на здоровьесбережение школьников - формирование культуры здоровья, а одна из задач - воспитать у учащихся осознанную потребность в здоровье, в здоровом образе жизни. Поэтому одна из основных задач воспитательной работы - создать психолого-педагогические условия, направленные на поддержание состояния здоровья учащихся.
Направления здоровьесберегающей деятельности. (Слайд №2)
- Проект "Дошкольник - ученик". С февраля провожу занятия с дошкольниками, будущими первоклассниками, по подготовке к обучению в школе. Кроме того, в системе моей работы посещение занятий в ДОУ "Колобок" по развитию речи, внеклассных мероприятий по программе "Разговор о правильном питании", сотрудничество с воспитателями.
Я работаю по личностно-ориентированной программе "Начальная школа XXI века" (руководитель - чл.-корр. РАО проф. Н.Ф.Виноградова) с 2001 года, программа разработана с учетом особенностей детей младшего школьного возраста, создает условия для организации здоровьесберегающего образовательного пространства.
- В учебно-воспитательной работе реализую профилактическую программу "Разговор о правильном питании" (авт. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева). Цель данной программы - формирование культуры здоровья школьников.
- В рамках программы "Разговор о правильном питании" разработала проект "Береги здоровье смолоду".
Критерии успеха работы над проектом:
1. Достигнут конечный результат совместной творческой работы классного руководителя и учащихся: обучение ребят, родителей определённым объёмам гигиенических, физиологических, психофизиологических знаний и умений;
- формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, основных
- навыков личной гигиены, связанных с питанием;
- формирование у учащихся представления о соблюдении режима питания;
- развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием;
- развитие привычки к здоровому образу жизни;
- воспитание культуры правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.
2. Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем по третьей части программы "Разговор о правильном питании" "Формула правильного питания"), предназначенную для работы с учащимися 5-6 классов.
3. Результат: проект используется другими коллективами - учителями Серпуховского района.
4. Информация о проекте широко распространена.
- Проект "Береги здоровье смолоду" был расположен на сайте Серпуховского муниципального района
- Мои работы и учащихся были напечатаны в средствах печати: в газете "Все Для Вас. Южное Подмосковье" в 2006, 2007, 2008 годах.
Я провожу семинары, Дни Здоровья, Недели Здоровья, КТД на основе программы воспитательной работы школы "Родное Отечество" планируются и организуются с учетом здоровьеберегающих компонентов, психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей.
1.11.2007 г. - Муниципальный семинар "Реализация программы "Разговор о правильном питании" в МОУ "Дашковская средняя общеобразовательная школа", выступление с докладом по теме: "Опыт работы по внедрению профилактической программы "Разговор о правильном питании" в учебно-воспитательный процесс, показаны видеоуроки по математике и информатике, совместные проекты родителей и учащихся.
- В 2007/2008 учебном году опубликованы материалы на Фестивале педагогических идей "Открытый урок", https://urok.1sept.ru/: урок математики во 2 классе в форме презентации "Овощи и фрукты - витаминные продукты" (тема: "Умножение и деление на 4"), урок информатики во 2 классе в форме журнала "Здоровята", тема: "Мешок бусин цепочки".
- Мой проект "Береги здоровье смолоду" занял 1 место в Областном конкурсе методик по реализации программы "Разговор о правильном питании. (24.04.2008 г. в "Ариадне" - п. Октябрьский, Люберецкий район, ул. Ленина, д.1).
- Материал итогового классного часа в рамках программы "Разговор о правильном питании" на тему: "Рыба. Морепродукты" с использованием информационных технологий опубликован на Фестивале педагогических идей "Открытый урок" 18.01.2009г.
5. Получено удовольствие от своей совместной творческой деятельности.
Психологическими аспектами здоровьсберегающей деятельности являются: (Слайд №3)
демократический стиль руководства, основанный на взаимопонимании и доверии, принципы воспитательной работы, приемы педагогической поддержки, наблюдения за состоянием учащихся и наблюдения за мотивацией классных часов.
(Слайд №4) Принципы воспитательной работы с учащимися: безграничная вера в ребенка - каждый может научиться всему; содружество классного руководителя и учащихся; небольшой успех сегодня - гарантия победы на завтра; не предъявлять к детям и самой себе невозможных требований; настраивать детей и себя на постоянное саморазвитие.
Приемы педагогической поддержки. (Слайд №5)
С первого класса я провожу диагностику результатов анкет "Карт наблюдений за состоянием ребенка" (Слайд №6), которую заполняют родители 2 раза в год (в октябре и апреле). Данная анкета разработана Министерством общего и профессионального образования РФ "Мониторинг структуры и содержания образования". На графике, прослеживая динамику состояния учащихся, видно, что у ребят нет значительного напряжения, их состояние не вызывает тревоги, т.е. обучение не вредит здоровью, значит, и хорошо спланированная, методически продуманная воспитательная работа классного руководителя оказывает учащимся огромную поддержку в школе. В октябре 2005 года у 2 учащихся (в 1 классе) наблюдались изменения в состоянии (чрезмерная возбужденность вечером, преобладала эмоциональная неустойчивость, раздражительность: капризы, упрямство, неадекватные реакции на бытовые ситуации, неорганизованность деятельности. В апреле 1 класса их состояние не вызывает тревоги, в 2-4 классах их состояние также не вызывает тревоги.
На основании данной анкеты "Карта наблюдений за состоянием ребенка" я составила анкету для учащихся своего класса "Расскажи о наших классных часах". Эту анкету заполняют учащиеся. (Слайд №7)
(Слайд №8) Результаты анкет "Расскажи о наших классных часах" показали, что во 2 классе (в мае 2007 года) у 2 учеников - низкая мотивация, у 5 учащихся - положительная мотивация, но привлекает игровая деятельность (игры, ребусы, конкурсные задания), у 5 - хорошая мотивация и у 9 учащихся - высокая.
В третьем классе (в декабре 2007 года) пятерых учащихся привлекает игровая деятельность, у 8 ребят - хорошая мотивация и у 8 - высокая мотивация, то есть ребятам достаточно комфортно на классных часах. Они любят ситуационные и итоговые классные часы, поездки, добросовестно выполняют поручения, им нравится принимать участие в праздниках, помогать классному руководителю сочинять сценарии, придумывать задания для конкурсов. В мае 2008 года 4 учащихся привлекает игровая деятельность, у 6 учеников - хорошая мотивация, у 11 - высокая. В декабре 2008 года в 4 классе у троих ребят положительная мотивация, но привлекает игровая деятельность, у 9 - хорошая мотивация, у 13 учащихся - высокая.
Негативного отношения к классным часам у ребят нет ни во втором, ни в третьем, ни в четвертом классах.
Считаю, что в школе ребенку должно быть комфортно, учеба и воспитательная работа не должны вредить здоровью. Нагрузка, которая ложится на плечи ребенка в школе, огромная! От классного руководителя (учителя) во многом зависит насколько уютно (психологически, эмоционально и информационно) будет каждому ребенку в школе.
С 2008 года я проходила краткосрочное повышение квалификации в Педагогической академии последипломного образования (г. Москва) по темам: "Технология здоровьесбережения школьников в процессе учебной деятельности", "Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма".
Меня, как классного руководителя, волнует проблема школьного стресса. Моя тема по самообразованию - "Стресс. Способы снятия стресса". По мнению психологов, младшие школьники, так же, как и взрослые, страдают от страхов, избыточных нагрузок и непосильного психологического давления. Каждый третий ребенок испытывает стресс. Как помочь детям справиться со стрессом?
Слайд № 9 "Причины стресса".
Уже в начальной школе дети начинают видеть, что кто-то умнее, кто-то сильнее, кто-то успешнее, кто-то красивее, кто-то богаче их. Все это - сильный удар по слабой детской психике. А учебная нагрузка?
Многие отличники боятся получить плохую отметку. Они считают, что их любят только за успехи. Дети испытывают нервное напряжение, стресс из-за любой неудачи. Борьба за оценки ставит ребенка в ситуацию постоянного соревнования с другими детьми за похвалу мамы и папы. Кроме того, родители с 1 класса записывают своих детей в спортивные секции, музыкальные школы, хореографические кружки, водят заниматься английским языком к репетиторам. Серьезные неприятности доставляют детям ссоры с друзьями, стресс у кого-то из близких, перевод в другую школу, пропажа личных вещей. Тяжело переживают дети конфликты между родителями, развод родителей, болезнь близкого человека.
Как справиться? Где взять силы маленькому человеку? (Слайд №10) Только в тесном контакте, взаимной поддержке, понимании, доверии, любви: дети, родители, классный руководитель, социум!
Слайд №11 - "Советы детям от учителя".
Слайд №12 - "Советы родителям".
Мы с ребятами проводили классные часы, писали сочинения, создавали совместные и индивидуальные проекты, презентации по данной теме: "Стресс. Способы снятия стресса" и пришли к выводу, что стрессом можно управлять. (Слайд № 13.) Вашему вниманию предлагаем наши способы снятия стресса. Мы рисовали страх, стресс, маски радости. ( Слайды №14, 15). Большое удовольствие доставляло рисование пальчиками, дети рисовали удачу, дружбу, здоровье (слайд №16). В классе проходил конкурс фотографий. (Слайд №17.) Ребята составляли головоломки, ребусы о способах снятия стресса. (Слайд №18)
Общение с животными помогает снять нервное напряжение. (Слайд № 19.)
Культурное времяпрепровождение - №20, занятия танцами - №21, веселые конкурсы - №22, игра на музыкальных инструментах - №23, собирание мозаики, поддержка друга в трудную минуту - №24, вышивание - №25 помогают справиться с неудачами. За помощью многие люди обращаются в храм (слайд №26). Лучшее лекарство от стресса - это спорт (слайд №27). Прогулки, игры на свежем воздухе (слайд №28). На уроках, занятиях факультатива, объединения, внеклассных мероприятиях я провожу упражнения на релаксацию для снятия нервного напряжения, нагрузки.
Мы с ребятами верим в целебную силу сказки. (Слайд № 29.) В практической психологии есть направление - сказкотерапия, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой, построить доверительные, добрые отношения с окружающими. Мои ребята имеют публикации в газете "Все Для Вас. Южное Подмосковье", на Фестивале исследовательских и творческих работ "Портфолио", http://portfolio.1sept.ru/ : Тихонова Алина А., - Архив материалов:
569745.zip, "Сказка про крошку осьминожку", Рыжова Анастасия С., - Архив материалов: 567564.zip, небылица "Путешествие с бароном Мюнхаузеном", Финогенова Ирина А., - Архив материалов: 569746.zip, "Сказка о полосатом котенке", Лашманова Александра, - Архив материалов: 567565.zip, сказка "Колобок и хрустальная туфелька", учащиеся имеют грамоты, дипломы за опубликованные работы. Сказки читаем учащимся 1 класса, в группе продленного дня.
В рамках реализации программы "Разговор о правильном питании" на классных часах мы говорили о том, что правильное питание тоже против стресса (слайд № 30), составляем головоломки (слайд №31)
- В заключение своей работы хочу пожелать всем здоровья, мудрости, терпения, доброты, уважения друг к другу, меньше стрессов!!! Помнить слова Уолта Уитмена, вселять веру в каждого ребенка, это очень важно:
"Ты так же талантлив, как и каждый из нас. Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя; ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя; ни дерзанья такого, ни терпенья, какие есть у тебя, и какие других наслаждения ждут - такие ждут и тебя".
Список литературы указан в презентации.