Урок по теме "Создание и обработка электронных таблиц"

Разделы: Информатика


Цели:

Образовательные: закрепить навыки работы с электронными таблицами в прикладной среде Microsoft Excel; обобщить следующие основные понятия в прикладной среде Microsoft Excel: основные элементы окна, ячейка, диапазон, формулы, функции.

Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения применять учебную информацию в нестандартных ситуациях, развитие познавательного интереса.

Воспитательные: воспитание коммуникативных качеств для рациональной и продуктивной работы.

Тип рассматриваемого урока: урок закрепления пройденного материала.

Форма урока: практическая работа.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование:

  • компьютеры с операционной системой MS Windows объединенные в локальную сеть
  • интерактивная доска;
  • электронная таблица Microsoft Excel;
  • электронная версия урока - презентация, подготовленная в PowerPoint;
  • раздаточный материал (для каждого ученика).

План урока:

1. Этап организации начала урока – 1 мин.
2. Актуализация опорных знаний – 3 мин.
3. Этап закрепления знаний - 20 мин.
4. Физкультпауза – 2 мин
8. Тестовые задания. – 10 мин.
9. Подведение итогов – 6 мин.
10. Домашнее задание. – 3 мин.

 Эпиграф к уроку: “ Ум заключается не только в знаниях, но и в умении применять знания на деле”. (Аристотель)

Ход урока

1. Организационный этап. (1 мин.)

Здравствуйте !Как вы видите, сегодня у нас много гостей. Хочу сказать вам, что я очень волнуюсь. Думаю, вы тоже немного переживаете. Поэтому я протягиваю вам руку и прошу вас протянуть руку мне. Надеюсь, что вы мне сегодня поможете.

Тема нашего сегодняшнего урока “Создание и обработка электронных таблиц”. Сегодня на уроке мы закрепим основные понятия о прикладной среде Microsoft Excel

Открыли тетради, пишем сегодняшнее число, тема урока, классная работа.

2. Актуализация опорных знаний. (3 мин.)

Игра “Ошибка наборщика”

При записи на компьютере наборщик поставил половинки слов не там . где нужно. Давайте, исправим эту ошибку ( на интерактивной доске ) и перепишем их в тетради

- Ребята. Что обозначает каждое слово?

(Дается словесное определение каждому понятию)

- При решении каких задач применяются электронные таблицы?

(Выслушиваются ответы)

Закрепление пройденного материала (20 мин.)

- Ребята, перед вами иллюстрации из одного любимого всеми нами произведения. Кто из вас знает,что это за произведение? Кто его автор? Кто главные герои? Давайте, решим задачу об этих человечках.

Веселые человечки. Путешествия.

Во время каникул веселые человечки отправились путешествовать на разных видах транспорта. Незнайка проплыл 50 км на пароходе, проехал 40 км на поезде и пролетел 100 км на самолете. Поэт Цветик проплыл на пароходе 100 км и проехал на поезде 20 км. Торопыжка пролетел на самолете 200 км и проехал поездом 10 км. Доктор Медуница проехала на поезде 30 км и проплыла на пароходе 60 км. Стоимость проезда на поезде составляет 1 монету за км, на пароходе – 2 монеты за км, на самолете – 4 монеты за км.

Какое расстояние проехал каждый из человечков и сколько денег он заплатил за дорогу?

- Как свести задачу к электронной таблице и какие возможности при решении можно использовать?

Пример для заполнения таблицы.

Следующий слайд вы наверное тоже сразу узнаете. Вспомните название сказки.Автора этой сказки вы помните? Что за дела сотворил Старик Хоттабыч?

“Старик Хоттабыч сдает экзамены”.

Старик Хоттабыч взялся помочь своим друзьям сдать экзамены. Для того, чтобы наколдовать правильный ответ на один вопрос по географии, он должен вырвать из своей бороды 6 волосков, чтобы наколдовать правильный ответ на один вопрос по математике – 10 волосков, правильный ответ на один вопрос по русскому языку – 8 волосков. Вольке-ибн-Алеше досталось: на экзамене по географии – З вопроса, на экзамене по математике – 5 вопросов, на экзамене по русскому языку – 2 вопроса.

Женьке досталось: на экзамене по географии – 4 вопроса, на экзамене по математике – З вопроса, на экзамене по русскому языку – 4 вопроса.

Гоге-Пилюле досталось: на экзамене по географии – 2 вопроса, на экзамене по математике – 4 вопроса, на экзамене по русскому языку – 5 вопросов.

И, наконец, самому Хоттабычу: на экзамене по географии – 5 вопросов, на экзамене по математике – 2 вопроса, на экзамене по русскому языку – З вопроса.
Сколько волосков пришлось вырвать Хоттабьтчу из своей бороды для того, чтобы помочь каждому из своих друзей (и себе самому тоже); сколько волосков пошло на сдачу экзаменов по каждому из предметов?

Пример для заполнения таблицы.

Учащиеся должны будут составить таблицу в Microsoft Excel и при вычислении использовать статистическую функцию суммирования СУММ (…).

3. Физкультпауза – 2 мин.

4. Тестовые задания – 10 мин.

Класс делится на 2 группы. 1 группа проходит on-line тест, 2 группа бумажный тест.

Адрес теста для первой группы: http://files.school-collection.edu.ru/

Тест для второй группы: Контрольный лист (2 группа. Приложение

5. Домашняя работа. – 3 мин.

6. Подведение итогов урока. – 6 мин.

По презентации <Приложение 2 >

Формулы  <Приложение 3 >

Список использованных источников

  1. Информатика и ИКТ БАЗОВЫЙ КУРС – 8 кл. И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007 г.
  2. ИНФОРМАТИКА ЗАДАЧНИК-практикум. Том-2. Под редакцией И.Семакина, Е.Хеннера. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний. 2006 г.