Пояснительная записка
Курс “Компьютерное моделирование и анимация в 3D Studio Max. Дизайн интерьеров и помещений” дает начальные знания пакета 3D Studio Max, необходимые для серьезного моделирования объектов, создания освещения и спецэффектов, а также основы дизайна интерьера и трехмерной анимационной графики. Практические работы подобраны таким образом, чтобы ученик не только воссоздавал предлагаемые трёхмерные объекты, материалы, эффекты, но и изучал профессиональные приёмы работы в программе 3D Studio MAX.
Последний блок курса “Основы дизайна архитектуры и интерьеров” является пропедевтическим и даёт первоначальные знания по таким понятиям как стиль, цвет, композиция, эргономика применительно к интерьерам.
Режим занятий
Курс рассчитан на 216 учебных часов. В неделю – 6 учебных часов, объединенных в 3 занятия по 2 уч. часа с перерывом в 10 минут между уроками.
Дидактические цели:
Основная цель курса – создать представление о современном 3D-моделирования и визуализации.
Задачи курса
В результате изучения данного курса
Учащиеся будут знать:
- Интерфейс 3D Max
- Понятие трехмерного объекта
- Виды и преобразование трёхмерных объектов и групп объектов
- Виды стандартных и расширенных архитектурных объектов.
- Методы создания и назначения материалов
- Виды, настройка и правила расстановки источников света
- Общие сведения об анимации
- Создание и настройка съёмочных камер
- Визуализация сцены. Rendering
- Эффекты окружающей среды (взрывы, огонь, туман).
- Модули Reactor. Vide Post, Hair and Fur
- Спецэффекты с системами частиц
- Понятия стиля, цветовой гаммы, композиции, пропорциональности, функциональности и эргономичности
- Этапы создания интерьера
- Моделирование предметов интерьера.
Учащиеся будут уметь
- Создавать трёхмерные объекты различной степени сложности и сложные трёхмерные сцены.
- Создавать сложные пользовательские материалы.
- Визуализировать объекты и сцены с освещением и материалами.
- Создавать простую и сложную анимацию.
- Создавать спецэффекты с системами частиц.
- Создавать реалистичные макеты интерьеров и экстерьеров, моделировать предметы интерьера.
Отличительные особенности программы
Данный курс предлагает знакомство с одним из самых популярны пакетов трехмерного моделирования 3 D Studio MAX. Существует заблуждение, что заниматься трёхмерной графикой могут либо те, кто имеет специальное образование, либо программисты. Даная программа рассчитана на учащихся со знаниями пользователя ПЭВМ, для получения наилучших результатов в обучении желательно знать один из редакторов растровой и векторной графики.
Методы обучения по программе основаны на активном вовлечении учащихся в учебный процесс с использованием качественных методических материалов.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
теорит. |
практ. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
||||||
1.1 |
Интерфейс 3D Studio Max: главное меню, панели инструментов, командные панели, окна проекций, их назначение и настройка. | 1 |
1 |
0 |
лекция |
|
1.2 |
Виды проекций в 3D Max. Настройка сетки координат. Трехмерное пространство в 3D Max. Мировая и объектная система координат. Создание простейшей трехмерной сцены. | 2 |
1 |
1 |
Лекция практ. работа |
|
1.3 |
Понятие трехмерного объекта. Вершины, ребра, грани объекта, их видимость. Габаритные контейнеры. Категории объектов, их назначение. Имена объектов. Создание простых объектов (стандартные и улучшенные примитивы), установка их параметров. |
3 |
1 |
2 |
Лекция практ. работа |
|
1.4 |
Создание групп объектов. Управление отображением объектов в окнах. Способы выделения объектов: с помощью рамки, по категориям, по именам. Преобразование объектов: перемещение, масштабирование, поворот, растягивание-сжатие, дублирование (копии, образцы, экземпляры). Практическая работа “Создание стола и стульев”. |
4 |
2 |
2 |
Лекция практ. работа |
|
1.5 |
Виды и назначение модификаторов, командная панель Modify. Окно стека модификаторов. Модификаторы (Bend, Taper, Twist, Noise, Melt) Практическая работа “Создание камня, кубиков льда, мороженого” |
5 |
1 |
4 |
Лекция практ. работа |
|
1.6 |
Основы создания сплайнов. Редактирование сплайнов. Модификатор Edit Spline. Создание объектов из сплайна. Модификатор Extrude,. Создание парты, кресла. |
5 |
1 |
4 |
Лекция практ. работа |
|
1.7 |
NURBS Curves. Point Curves, CV Curves.Особенности кривых. Методы редактирования. |
3 |
1 |
2 |
Лекция практ. работа |
|
1.8 |
Трехмерные модификаторы (например, Lathe, Bevel, Bevel Profile). Практические работы: “Создание столовой посуды: вазы, тарелки, стакана, чайной пары”. “Создание фруктов: яблоки, груши. Создание настенного бра” |
5 |
1 |
4 |
Лекция практ. работа |
|
Зачётное задание “Сладкий стол” | 3 |
0 |
3 |
Практич. работа |
||
Раздел 2.
Создание материалов. |
||||||
2.1 |
Материалы. Типы материалов. Библиотеки материалов. Просмотр материалов и карт текстур. Назначение и редактирование координатной привязки. Назначение карт в материалах. Редактор материалов. Настройка параметров материалов и карт текстур. Назначение материалов объектам. Практическая работа “Обручальные кольца” |
3 |
1 |
2 |
Лекция практ. работа |
|
2.2 |
Источники света. Типы источников света. Стандартное освещение сцены. Создание источников света, настройка параметров. Практическая работа “Лазерный луч” |
3 |
1 |
2 |
Лекция практ. работа |
|
2.3 |
Группа источников дневного света. Моделирование солнечного света. Управление тенями объектов. |
3 |
1 |
2 |
Лекция практ. работа |
|
2.4 |
Создание Compound объектов. Создание сложных объектов с помощью Loft. Практическая работа “Создание банана, настольной лампы, багетной рамки, ложки”. |
5 |
1 |
4 |
Лекция практ. работа |
|
2.5 |
Создание сложных объектов с помощью Boolean. Создание оконных и дверных проёмов. Практическая работа “Создание вилки”, “Швейцарский сыр”, “Корзинка” |
5 |
1 |
4 |
Лекция практ. работа |
|
2.6 |
Создание сложных объектов с помощью Scatter. Практическая работа “Создание кактуса”. |
3 |
1 |
2 |
Лекция практ. работа |
|
2.7 |
Создание многокомпонентных материалов. Создание отражений и преломлений в материалах. Создание стакана с кубиками льда. Создание шахмат. |
7 |
1 |
6 |
Лекция практ. работа |
|
2.8 |
Стандартные архитектурные объекты Windows, Doors, Stairs. Типы, элементы, параметры. Расширенные архитектурные объекты. AEC Extended: Wool (стены), Foliage (растительность), Railing (ограждения). Шаблоны материалов для архитектурных объёктов. Создание простой трёхмерной сцены с использованием архитектурных объектов “Дача” |
5 |
2 |
3 |
Лекция практ. работа |
|
2.9 |
Зачётное задание “Мой дом” (экстерьер) |
4 |
0 |
4 |
Практ. работа |
|
Раздел 3. Системы частиц. Объёмные деформации. |
||||||
3.1 |
Системы частиц (Particle Systems). Объёмные деформации: (Гравитация). Практические работы: “Фонтан”, “Взрыв в коробке”, “Комета” |
7 |
1 |
6 |
Лекция практ. работа |
|
3.2 |
Зачетная работа “Чай” |
2 |
0 |
2 |
Практич. работа |
|
Раздел 4.
Редактирование лоскутной сетки. |
||||||
4.1 |
Patch Grids. Свойства и особенности редактирования Quad Patch и Tri Patch. Практическая работа “Создание тюльпана”, “Палатка” |
5 |
1 |
4 |
Лекция практ. работа |
|
4.2 |
NURBS Surface. Point Surf, |
5 |
1 |
4 |
Лекция практ. работа |
|
4.3 |
Трехмерное редактирование объектов с помощью модификаторов (например, Edit Mesh, Edit Patсh). Моделирование простых объектов с помощью выдавливания, вставки, удаления и т.д. и финального сглаживания. Практическая работа “Золотая рыбка” “Улитка”, “Колесо” Плавные деформации объектов с помощью функции Soft Selection. Практическая работа “Создание фруктов”. |
10 |
2 |
8 |
Лекция практ. работа |
|
4.4 |
Полигональное моделирование (Poly– моделирование) Создание новых рёбер на объекте с помощью команды CUT (Отрезать). Моделирование простых объектов с помощью выдавливания, вставки, удаления и т.д. полигонов и финального сглаживания. Практическая работа “Шоколад”, “Самолёт”, “Средневековый город”, “Моделирование кристалла”, “Чайник-паук”, Практическая работа “Мягкий уголок” (из кожи), “Зонтик”, “Компьютерная мышь”, “Розовый бутон” |
12 |
2 |
10 |
Лекция Практич. |
|
4.5 |
Зачётная работа “Рабочий кабинет” |
6 |
0 |
6 |
Практич. работа |
|
Раздел 5.
Модификатор SURFACE |
||||||
5.1 |
Модификатор Surface. Метод сплайнового каркаса для создания тела любой формы. Создание мебели и аксессуаров. Практическая работа “Домашнее растение – пальма” Практическая работа “Создание дивана эпохи барокко” |
6 |
2 |
4 |
Лекция Практич. |
|
5.2 |
Ruled Surface (Линейчатая поверхность), U-Loft Surface (Поверхность лофта). 1-Rail Sweep Surface (1 – Рельсовая поверхность), 2-Rail Sweep Surface (2 – Рельсовая поверхность). Практические работы: “Простые вертикальные шторы”, “Создание штор, перетянутых ленточкой”, “Создание драпировки шторы”, “Создание круглой скатерти” Используя NURBS –кривые и Ruled Surface (Линейчатую поверхность). |
6 |
2 |
4 |
Лекция Практич. |
|
5.3 |
Практическая работа “Создание сантехники” Используя NURBS –кривые и U-Loft Surface (Поверхность лофта) |
4 |
0 |
4 |
Практич. работа |
|
5.4 |
Модификатор Hair and Fur (WSM)– создание волос и меха. Практическая работа “Ковёр” |
4 |
1 |
3 |
Лекция Практич. |
|
5.5 |
Зачётная работа “Гостиная” |
10 |
0 |
10 |
Практич. работа |
|
Раздел 6.
Анимация объектов. Камеры. |
||||||
6.1 |
Анимация объектов. Анимация с помощью Set Key, Auto Key. Практическая работа “Двигающиеся объекты”, “Улитка”, “Вращающиеся колонны” |
3 |
1 |
2 |
Лекция Практич. |
|
6.2 |
Интерфейс и основные возможности окна Track View. Режимы работы в Track View: Curve Editor и Dope Sheet Типы замыкания анимации. Присвоение Ease и Multiplier кривых |
3 |
1 |
2 |
Лекция Практич. |
|
6.3 |
Использование основных анимационных контроллеров. Ограничители (Constraints) и контроллеры. Практическая работа “Создание анимации с использованием контроллеров анимации” |
3 |
1 |
2 |
Лекция Практич. |
|
6.4 |
Добавление звука к анимации. Практическая работа “Реклама” |
3 |
1 |
2 |
Лекция Практич. |
|
6.5 |
Создание камеры. Глубина резкости изображения. Управление камерой: панорамирование, наезд и облет. Практическая работа “Видеоряд помещения” |
2 |
1 |
1 |
Лекция Практич. |
|
6.6 |
Общие сведения об анимации. Визуализация сцены. Rendering. |
2 |
1 |
1 |
Лекция Практич. |
|
6.7 |
Настройка параметров текстуры и фона сцены. Назначение фона в сцене. |
2 |
1 |
1 |
Лекция Практич. |
|
6.8 |
Эффекты окружающей среды (взрывы, огонь, туман). Практическая работа “У костра”, “Триумфальная арка в тумане” |
3 |
1 |
2 |
Лекция Практич. |
|
6.9 |
Зачётная работа “Создание детской площадки” |
2 |
0 |
2 |
Практич. работа |
|
Раздел 7. Методы кинематики. |
||||||
7.1 |
Анимация методом прямой кинематики. Правила прямой кинематики. Практическая работа “Анимация настольной лампы методом прямой кинематики” |
2 |
1 |
1 |
Лекция Практич. |
|
7.2 |
Анимация методом обратной кинематики. “Анимация настольной лампы методом обратной кинематики” |
2 |
1 |
1 |
Лекция Практич. |
|
7.3 |
Зачетная работа видеоролик “Настольные лампы, играющие в мяч” |
3 |
0 |
3 |
Практич. работа |
|
Раздел 8. Модули 3 D Studio MAX. |
||||||
8.1 |
Модуль: Video Post. Фильтры постобработки (Lens Effects, Glow, Contrast)– линзовый эффект, свечение, контрастность и т.д. Настройка. Практические работы: “Сверкающие надписи”, “Ювелирные украшения”, “Мерцающая роза”, “Трава” “Электронные часы” |
4 |
1 |
3 |
Лекция Практич. |
|
8.2 |
Модуль: “Reactor 2”. Принципы
работы модуля Reactor, Классификация объектов
модуля. Пример: “Создание квадратной скатерти”,
Практическиеработы “Лототрон”, |
5 |
1 |
4 |
Лекция Практич. |
|
8.5 |
Зачётная работа “” “Гол в ворота” |
3 |
0 |
3 |
Практич. работа |
|
Раздел 9. Основы дизайна архитектуры и интерьеров. |
||||||
9.1 |
Архитектурные стили: Античность, Романский, Готика, Ренессанс, Барокко, Рококо, Классицизм, Органичная архитектура, Японский минимализм, Китч. |
1 |
1 |
0 |
Лекция– презентация | |
9.2 |
Общие свойства цвета. Рекомендации по созданию цветового решения интерьера. Монохромия в интерьере. |
1 |
1 |
0 |
Лекция– презентация | |
9.3 |
Особенности композиции. Метрический повтор. Ритм. Динамичность. Тектоника. Объёмно-пространственная структура. Пропорциональность. Симметрия. Асимметрия. Контраст. Фактура. Пластика. Единство характера. |
1 |
1 |
0 |
Лекция– презентация | |
9.4 |
Тест “Стили. Цвета. Особенности композиции” |
1 |
0 |
1 |
Практич. работа |
|
9.5 |
Черчение планов – начальный этап проектирования интерьера. Построение плана (варианты Auto CAD или Corel Draw). Создание коробки помещения. Экструзия 2D плана по высоте |
3 |
1 |
2 |
Лекция Практич. |
|
9.6 |
Практические работы по компьютерному моделированию помещений “Создание церкви”, “Создание коттеджа”, Вариант создания многоэтажного здания “Небоскрёб” |
4 |
1 |
3 |
Лекция Практич. |
|
9.7 |
Моделирование элементов внутренней отделки (плинтусы, бордюры, подоконники, дверные коробки, двери, дверные ручки, дверь в стиле модерн) |
3 |
1 |
2 |
Лекция Практич. |
|
9.8 |
Моделирование мебели (корпусная мебель, “полуостров” из барной стойки и обеденного столика, туалетный столик в стиле “модерн”) |
4 |
1 |
3 |
Лекция Практич. |
|
9.9 |
Основные принципы освещения интерьера. |
2 |
1 |
1 |
Лекция– презентация | |
9.10 |
Создание реалистичного изображения. Глобальное освещение. Редактирование итогового изображения в Adobe Photoshop. |
2 |
1 |
1 |
Лекция Практич. |
|
9.11 |
Итоговая работа “Дом моей мечты” |
6 |
0 |
6 |
Практич. работа |
|
Итого |
216 |
51 |
65 |