Пояснительная записка
Знать, как действовать – половина дела, другая половина – знать, когда свершать действия.
Иван Ефремов.
В последние годы заметно увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов:
– неправильного отношения взрослого
населения к своему здоровью и здоровью своих
детей,
– отрицательного влияния окружающей среды.
– наследственных факторов,
– нарушения правил здорового образа жизни.
Все понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом. Как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на “потом”, обещаем себе, что рано или поздно начнём, но иногда становится трудно начинать.
Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, всё дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если кружиться голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? Очень часто родители в семье говорят ребёнку: “Будешь плохо кушать – заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься! Но практически очень мало родители в семьях говорят детям: “Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении! Главными пороками в XXI века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. Два часа в неделю занятий физической культуры в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребёнку полюбить себя, своё тело, своё здоровье, себя самого и оценить объективно проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.
Необходимо проведение уроков здоровья, на которых следует закладывать гигиенические навыки, негативное отношение к вредным привычкам, обучать навыкам правильной организации режима.
Цель: Создание условий для внутренней мотивации к здоровому образу жизни; воспитание творческой, стремящейся к сохранению физического, психологического и нравственного здоровья личности учащихся.
Задачи:
- привитие навыков по основам личной гигиены и охраны своего здоровья;
- расширение представления о взаимосвязи человека с окружающей средой;
- знакомство со строением тела человека и функций основных органов и систем;
- привлечение к ежедневным физическим занятиям;
- овладение элементарными навыками здорового питания.
Воспитательное назначение занятий и мероприятий здорового образа жизни состоит в том, чтобы научить ученика не только выполнять обязательные упражнения, но и сформировать мотив таких занятий физическими упражнениями и необходимость, потребность выполнения нормативов, а также влиять положительно на его духовное и нравственное развитие.
Психологическое назначение хорошо организованных уроков здоровья – помочь ребёнку найти себя.
Принципы по сохранению и укреплению здоровья
– у каждого ребёнка свой потенциал здоровья,
его нужно учитывать;
– здоровье – это состояние организма, им нужно
научиться управлять;
– здоровье – это результат собственного
творчества.
Особенности методики преподавания ЗОЖ
Для реализации программы меняются поведенческие позиции детей, педагога и родителей.
У детей:
– ориентация на личностное восприятие
окружающего мира – не сторонний наблюдатель, а
заинтересованный исследователь, творец;
– личная ответственность за последствия своей
деятельности: для себя, для других людей и для
природы;
– сопричастность: этого достигли люди, значит,
это доступно и мне;
– глобальное восприятие: это нужно всем, значит,
нужно и мне.
У педагога:
– не является пассивным исполнителем
некоторой программы, а представляет творческую
личность, которую отличает эрудиция и любовь к
детям,
– придерживаться требований личностно –
ориентированного подхода к развитию
индивидуальности каждого ребёнка.
У родителей:
– заинтересованность каждого в
укреплении здоровья своего ребёнка;
– быть активным участником здоровьесберегающих
мероприятий.
Способы действия
– Мониторинг физического состояния
учащихся в начале учебного года и в конце.
– Проведение консультаций для родителей по
проблеме сбережения здоровья детей.
– Открытые уроки здорового образа жизни.
– Спортивные праздники и дни туризма.
– Чествование учащихся и родителей, активно
занимающихся спортом.
– Демонстрация достижений учащихся в спорте, в
победе над самим собой и над своими недугами.
– Встречи с ветеранами спорта и ныне
побеждающими спортсменами.
– Знакомство учащихся с историей развития
спорта в мире, стране, в школе.
– Проведение физкультминуток и гимнастики для
глаз на уроках.
– Конкурсы на лучший комплекс утренней
гимнастики, лучшее меню дня.
– Беседы и викторины о рациональном питании.
– Проведение подвижных игр на школьных
переменах.
– Организация летней оздоровительной площадки
при школе.
– Психологическая диагностика и помощь детям с
отклонениями в поведении и школьной
неуспеваемостью.
– Обобщение результатов по общей характеристике
состояния: работоспособность, успеваемость,
утомляемость детей.
Ожидаемые результаты
– Сохранение и развитие здоровья
учащихся.
– Снижение уровня заболеваемости детей
простудными заболеваниями, заболеваниями
позвоночника и глаз.
– Стремление школьников к заботе о своём
здоровье.
– Овладение умением вести здоровый образ жизни:
- физическое совершенствование,
- психическое здоровье,
- социальная безопасность,
- правила гигиены.
– Социальная адаптация (средствами образования) детей с проблемами в развитии; детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Темы занятий
1 класс
Для учащихся:
1. Твоё здоровье – Что это? Можно ли самому
“творить здоровье”?
2. Твой новый режим дня.
3. Зарядка в стране Спортландии.
4. Настроение в школе. Как настроить себя на урок?
5. Настроение после школы.
6. Поведение в школе. Я – ученик.
7. Бег в стране Спортландии.
8. Прыжки в стране Спортландии.
9. Сменная обувь – зачем она?
10. Игровая программа. Конкурсы с кубиками.
11. Сон – лучшее лекарство. Как сделать сон
полезным?
12. Игровая программа. Эстафеты с мячом.
13. Хорошее питание – отличное настроение.
14. Уход за руками и ногами.
15. Игровая программа. Упражнения с воздушными
шарами.
16. “Мама, папа, я – спортивная семья!”
Для родителей:
1. Что такое валеология? Зачем нужно знать об
этом в современную эпоху?
2. Ваш ребёнок пошёл в школу. Режим дня школьника.
3. Мотивация учения.
4. Как регулировать настроение ребёнка после
школы?
5. Как относиться к ребёнку-школьнику?
6. Одежда школьника, учебные принадлежности и
здоровье ребёнка.
7. Нужен ли первокласснику дневной сон?
8. Чем кормить первоклассника?
9. Экологическая проблема сегодняшнего дня –
мыть руки как можно чаще.
Темы занятий
2 класс
Для учащихся:
1. Твоё здоровье и учебная нагрузка. Как
сохранить зрение?
2. Одевайся по погоде.
3. Спорт в жизни людей.
4. Значение осанки в жизни человека.
5. Здоровье и питание.
6. Движение – путь к совершенству. (Игры дома, в
школе, на улице.)
7. Гигиена в стране Спортландии.
8. Инфекция и её предупреждение.
9. Сколько времени в день можно проводить у
телевизора.
10. Игровая программа. Упражнения с газетой.
11. Дружи с водой.
12. “Тихий вечер”. Как организовать вечерний
досуг в семье?
13. Игровая программа. Конкурсы с платком.
14. Отдых на природе. Куда девать мусор?
15. Игровая программа.Эстафеты с обручами.
16. “Мама, папа, я – спортивная семья!”
Для родителей:
1.Здоровый ребёнок – ребёнок со здоровой
психикой.
2. Одежда – здоровье ребёнка. Занятия на воздухе.
3. Осознанный подход к питанию.
4. Лыжи и семья.
5. Предупреждение инфекционных заболеваний.
6. Телевизор и дети.
7. Вода и здоровье. Закаливание.
8. Вечер в семье. “Строгие и грубые родители” –
как это отражается на здоровье детей.
9. Отдых на природе с детьми.
Темы занятий
3 класс
Для учащихся:
1. Ты третьеклассник. Можешь ли ты сам уже
заботиться о своём здоровье?
2. Как воздух влияет на здоровье?
3. Игровая программа. Упражнения с книгой.
4. Пыль и здоровье. Зачем нужно проветривать
класс?
5. Чистота в твоём доме. Чистота и здоровье.
6. Бег и преодоление препятствий.
7. Прыжки в повседневной жизни.
8. Домашний сад. Цветы.
9. Домашний зоопарк.
10. Игровая программа. Конкурсы с пластиковой
бутылкой.
11. Здоровье и цветущие растения.
12. Сохраним природу – сохраним здоровье.
13. Движение есть жизнь.
14. Игровая программа. Эстафеты с мячами.
15. Почему нельзя пить воду сразу из-под крана?
16. Спортивный праздник (с родителями).
Для родителей:
1. Гимнастика для глаз.
2. Воздух, которым мы дышим. Экологические
проблемы.
3.Здоровье и наша квартира.
4. Чистый дом. Пыль в доме и наше здоровье.
5. Цветы в нашем доме.
6. Животные в доме. Их влияние на настроение
ребёнка и его воспитание.
7. Экологические проблемы воды.
8. Аллергия и цветущие растения.
9. Охрана природы – залог здоровья.
Темы занятий
4 класс
Для учащихся:
1. Следишь ли ты за своей осанкой? Как сидеть и
ходить красиво?
2. Улыбка – залог успеха и здоровья.
3. Цвет и настроение.
4. Народные праздники, их традиции и здоровье.
5. Игровая программа. Эстафетыс гимнастической
палкой.
6. Бег в нашей жизни.
7. Вредные привычки.
8. Прыжки и воспитание характера.
9. Что готовили наши прабабушки?
10. Аптека на подоконнике.
11. Игровая программа. Упражнения с гантелями.
12. Витамины ядом с нами.
13. Как загорать, чтобы было полезно?
14. Игровая программа. Конкурсы со скакалкой.
15. Как подготовить себя к обучению в 5 классе?
16. Спортивный праздник (с родителями).
Для родителей:
1. Особенности возраста. Учебная нагрузка.
2. Психологический климат в семье.
3. Курение и здоровье.
4. Народные традиции и обычаи.
5. Блюда русской кухни – залог здоровья.
6. Комнатные растения для лечения.
7. Рецепты наших предков.
8. Дождь, загар и наше здоровье.
9. Психологическая подготовка детей и родителей к
школе второй ступени.
Список литературы
1. Ю.П. Азаров “ Семейная педагогика” 1993 г.
2. Н.И. Дереклеева “Двигательные игры, тренинги и
уроки здоровья” 2004 г.
3. Л.И. Крупицкая “Будь здоров” 2005 г.
4. Ю.И. Портных “Дидактические основы
использования игр в физическом воспитании,
образовании и спорте” 1994 г.
5. Журнал “Практика административной работы в
школе” 2006 г.