Свойства степени с натуральным показателем

Разделы: Математика


Образовательные технологии: индивидуально-ориентированное обучение, ИКТ.

Оборудование: ПК. Презентация: “Свойства степени с натуральным показателем”.

Цель урока:

  • познакомить учащихся со свойствами степеней: умножением и делением степеней с одинаковыми основаниями, закрепить умение находить степень числа, определять основание, показатель степени, степень;
  • развивать информационно-учебные компетенции: учить выделять главное в новом материале, следовать в своих рассуждениях за изложением
  • доказательства свойств и воспроизводить его, останавливаться в “трудных” местах, добиваться полного понимания смысла предложенных
  • операций, применять изученные свойства степеней с одинаковыми основаниями при выполнении упражнений, осуществлять самоконтроль;
  • развивать коммуникационные компетенции посредством работы в парах сменного состава, развивать умения формулировать и задавать вопросы на понимание, проговаривать, работая в парах сменного состава, алгоритм действий практических заданий;
  • воспитывать через практические задания данной темы рациональность в подходе к решению и упрощению числовых, буквенных выражений, развивать умение находить “красивые” решения математических задач, правильно оформлять записи.
  • Методы: словесный, наглядный, практический.
  • Форма урока: урок организации понимания в рамках индивидуально-ориентированного обучения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приложение

Комментарий

1. Психологический настрой на деятельность Организующее начало урока: учитель настраивает учащихся на продуктивную работу. Учащиеся настраиваются (организуются) на предстоящую работу, Слайд - 2 Учителю необходимо добиться, чтобы каждый ученик в классе осознал: внимание на уроке при объяснении нового материала – путь к успешности в решении задач. Педагог должен видеть: ученики готовы слушать и работать.
2.Мобилизующий на выполнение работы этап Представление схемы, которой будут следовать ученики Понимание последовательности действий в соответствии со схемой. Запись в тетради: цель урока, рефлексия с указанием номеров классной работы (цель прописывается после изучения нового материала и неоднократного повторения её в течение урока, строка “рефлексия” - заполняется в конце урока, приложение - 1) Слайды – 3,4 Предложенная схема помогает понять порядок действий. Данный момент работы развивает организационные компетенции.
3.Актуализация нового материала Повторение пройденного, комментарий к решению небольших по объему упражнений на повторение, показ упражнений, техническое решение которых будет рассмотрено на уроке, “подведение” учащихся к изучению нового материала. Ответы на вопросы, повторение и закрепление пройденного, выполнение упражнений, понимание важности предстоящей работы, определение целей Слайды –

5, 6, 7

Важно, чтобы ученики поняли: решение сложных, на первый взгляд, упражнений – лишь техническая проблема. Любое задание можно осилить, если знать и применять определённые методы на практике.
4.Индивидуальная работа по изучению нового материала. Индивидуальная помощь учащимся, индивидуальные вопросы на понимание Изучение материала (слайды), понимание смысла поставленной цели урока, проговаривание свойств (сам-себе), решение упражнений на закрепление Слайды–

8 - 15

Необходимо чтобы ученики просматривая материал, не только смогли выделить главное и закрепить его выполняя после каждого изученного свойства предложенные задания, но и объяснить свои действия, проговорить свойства (сам-себе) . Доказательство строится по принципу: от частного – к общему.
5. Работа в парах сменного состава Организация работы в парах сменного состава Работа в парах сменного состава   Проговаривая решение и доказательство упражнений в парах сменного состава, ученики сопоставляют свои ответы с ответами одноклассников. Неоднократное прослушивание и проговаривание действий помогает запомнить и усвоить тему.
6. Организация понимания нового материала, формулировка обучающей цели урока Проверка выполнения заданий на первичное закрепление изученного материала, применение свойств. Прослушивание ответов, пояснение, формулировка вопросов, объяснение действий, проговаривание свойств.   Необходимо продемонстрировать всем ученикам “образец” ответа (ответы 3-5 учеников). Ученики должны слышать и сопоставлять свои ответы с “образцом”
7. Самостоятельная работа обучающего характера. Организация самостоятельной деятельности Самостоятельная работа, выполнение дополнительного задания повышенного уровня сложности задачник В самостоятельной деятельности ученики должны закрепить полученные знания в практической области. Задания выстраиваются по принципу: от простого к сложному. Каждый блок заданий соотносится с оценкой: на “3”. “4”, “5”, ставятся только “4” и “5”.
8. Самопроверка, взаимопроверка. Организация самопроверки, для отдельных учащихся – взаимопроверка. Самопроверка выполненных заданий, проверка заданий у отдельных учащихся   Проверяя свои ответы и ответы предложенные учителем, ученики должны убедиться в правильности своих действий, кроме того соотнести уровень сложности выполненного и “стоимости” т.е. оценивание выполненных заданий.
9.Подведение итогов урока, рефлексия. Диалог с учащимися: повторение цели урока, подведение итогов работы, комментарий ИОПа Проговаривание поставленной цели, оценивание собственной работы (реализация ИОПов и рефлексия).   Важно удержание цели, поставленной в начале урока в сознании учащегося, способности каждого давать оценку выполненному заданию, определять свои “дефициты”, формировать желание выполнить более сложные упражнения.
10.Комментирование домашнего задания Комментирование дифференцированного домашнего задания Запись д/з в дневник, прослушивание комментария   Нужно, чтобы каждый ученик выполнял д/з своего уровня сложности, очень важно, чтобы выполнялись задания различного уровня сложности (выбирать должны сами ученики)

Примечание: ИОП – индивидуально ориентированный план.

Ход урока

1. Вступление учителя, содержащее психологический настрой на учебную деятельность.

Сегодня на уроке мы изучим важную тему “Свойства степени с натуральным показателем”, которая позволит нам подходить к решению многих задач рационально, т.е. затрачивать на их выполнение минимум времени и выполнять их без ошибок. Вы увидите, как просто можно справиться с заданием, если запомнить некоторые правила действий со степенями. Такая работа всегда доставляет большое удовольствие. Находить красивые решения математических задач – одно из предназначений предмета “ МАТЕМАТИКА” (слайд – 1).

2. Мобилизующий на выполнение работы этап (представление оргдеятельностной схемы).

Работать мы с Вами будем сегодня по следующей схеме (слайд – 3-4):

- вместе изучим новый материал;

- индивидуально просмотрите слайды и убедитесь, что материал урока Вами понят;

- объясните, работая в группах сменного состава, какие свойства ВЫ применяли выполняя задание, проверь свои ответы;

- выполните самостоятельную работу обучающего характера и проверите правильность ответов;

- подведём итоги урока, проведём рефлексию;

- разберём домашнее задание.

3. Актуализация знаний (слайды №5-7):

Выполни задание слайдов №5-6. Рассмотри примеры слайда №7.

4. Самостоятельное изучение нового материала: “Свойства степени с натуральным показателем”).

4.1. Произведение степеней с одинаковыми основаниями (слайд №8-9).

    1) Изучение материала слайда №8-9

    2) Пример (слайд №9): а) m2·m3 = m55; б) 45· 46= 410;  в) (-5)2·(-5)3·(-5) 4 = (-5) 9 (объясни, почему?)

    3) Выполни упражнение №1 (карточка) в рабочей тетради самостоятельно:

    а) S3· S2 = ;   б) (-5) 5 ·(-5) 4 = ;   в) 73·72·75= ;    г) 11·113 =      ;    (помощь: 11 = 111, х = х1)

4.2. Деление степеней с одинаковыми основаниями (слайд №10-12).

1) Изучение слайда №10-11

2) Пример (сайд №12): а) У4 б) в) (объясни почему?)

3)Выполни упражнение №2 (карточка) в рабочей тетради самостоятельно:

а) б) в) (помощь: (-2) 0 = 1, х0= 1)

4.3. Возведение в степень (слайд №13 – 14).

1) Изучение слайдов №13-14

2)Пример (слайд №15): а) (Z2)3= Z6 б) ((-3)2)3= (-3) 6 = 729 в) ( 23)2= 26= 64

3)Выполни упражнение №3 (карточка) в рабочей тетради самостоятельно:

а) (K5) 5 = б) ((-2)2)3= в) ( 33)2=

  1. Проверка выполненных заданий (карточка) на первичное закрепление материала.
  2. Формулировка цели урока учащимися.
  3. Самостоятельная работа по вариантам на 10 минут (I вариант выполняет задания а и г, II вариант – б, в): на “3” № 559 – 561; 573 и 586; на “4” те же и №563, 574, 589; на “5” те же и упражнения на слайде №7.
  4. Самопроверка выполнения заданий (в отдельных случаях – взаимопроверка), ответы к заданиям записаны на обратной стороне классной доски.
  5. Подведение итогов урока, рефлексия: какая цель была поставлена в начале урока? Достигли или нет этой цели? Какие свойства изучили?

Какую оценку поставили себе за выполненные задания? Если оценка положительная, то поставьте карандашом на полях эту оценку себе в тетрадь.

Домашнее задание: номера упражнений выполненные в классе (на “3” и “4”), но ученики меняются вариантами, т.е. выполняют те же номера, но под другими буквами. Не обязательное домашнее задание: № 564, 575 и 593 (задания повышенного уровня сложности).

Приложение

Презентация