Развитие спонтанных мировоззренческих представлений у детей старшего дошкольного возраста. Проект "Дед Мороз" (использование технологии М.В. Телегина "Воспитательный диалог")

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • пополнить представления детей об образе жизни Деда Мороза и его северного друга – Ямал Ири;

  • формировать и расширять словарный запас детей по предложенной теме;

  • совершенствовать умения узнавать чувство удивления у других людей по их невербальным проявлениям, уметь находить аналогичные переживания в своём опыте;

  • совершенствование коммуникативных навыков;

  • воспитывать бережное отношение к национальным традициям.

Словарная работа:

Российский Дед Мороз – вотчина, владения, посох, город Великий Устюг, покои.

Ямал Ири – нарты, упряжка, кисы, кладовая, малица.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказки “Мороз Иванович”; рассматривание иллюстраций к сказке; выставка новогодних открыток; загадки и стихи о зиме; просмотр мультфильма “Морозко”.

  2. Оформление: стенда “Вотчина Деда Мороза”; выставки в мини-музее “Подарок для деда Мороза и Ямал-Ири”; информационных стендов “Три мороза: Дед Мороз, Ямал-Ири, Санта Клаус” и “Машина времени” на тему “История новогоднего праздника”.

  3. Проведение: конкурса детско-родительских творческих работ “Новый наряд для дедов Морозов”; акций “Письмо для Деда Мороза” и “Письмо для Ямал-Ири”.

  4. Выпуск детской газеты “Планета Ёлочка” на тему “День рождения Деда Мороза”.

  5. Подготовка и показ презентации “Три мороза”.

  6. Фотоальбом “Дед Мороз и Ямал-Ири в “Ёлочке”

План-конспект

Этап

Деятельность педагога и детей

Занятие 1

Организационный

– Ребята, этот клубок – волшебный. К кому он сейчас покатится, тот ребёнок расскажет нам о своём настроении. (Дети к кому подкатился клубок, берут его в руки и рассказывают о своём настроении).

Основной

(диалог)

Ход занятия.

– Ребята, я знаю, что совсем недавно наш “волшебный” клубок совершил длительное путешествие. По секрету он рассказал мне откуда прибыл к нам и кто его хозяин. Но секрет есть секрет, его рассказывать нельзя. Поэтому я предлагаю вам отгадать загадку, из которой вы узнаете, у кого гостил клубок.

Загадка: Он вошёл никто не видел,

Он сказал никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз).

– Молодцы, конечно же, у Деда Мороза (После того как дети дали правильный ответ вывешивается иллюстрация с изображением).

– Кто сможет Деда Мороза назвать ласково (Морозушко, Морозушко – батюшка, Морозко, Дедушка Мороз).

– Кто знает расскажите где живет Дед Мороз? (На севере России; там где всегда зима и холодно; в Великом Устюге. После ответов детей вывешиваются иллюстрации владений).

– Какой дом у Деда Мороза? (Дом у него изо льда; деревянный, снежный, большой, там много комнат… После ответов вывешивается изображение дома).

– На чём спит Дед Мороз? (На перине из снега, кровати изо льда, на улице, в лесу под ёлкой. После ответов детей вывешивается вид спальни).

– Что может делать Дед Мороз в природе? (Рисовать узоры на окнах; реки покрывать льдом; строит катки; укутывать деревья в снег, чтобы зимой не замёрзли; наметать снежные сугробы; щипать нос и щёки).

– А что он делает в сказках? (Помогает не замёрзнуть в лесу; дарит подарки кто ему помогает; благодарит за доброту и заботу; совершает волшебство…).

– В чём сила волшебства у Деда Мороза? (В бороде; у него ещё помощники есть – снеговики, может в них; нет, в посохе, вот если он его потеряет, то и волшебного ничего не получится, ёлка не загорится огоньками…).

– Когда к нам приходит Дед Мороз? А на какой праздник вы его ждёте в гости? (Новый год).

– Ребята, Новый год можно встречать и без Деда Мороза.

Вова Ф.: А подарки кто тогда подарит? Снегурочка что ли? (Снегурочка не дарит подарки, у неё их нет; письмо ведь Деду Морозу писали, он волшебник, он исполняет желания;).

Олег: Я ещё стихотворение для него учил!

Миша: Я то же учил!

Саша: Мы на занятиях песни пели и танцевали.

– Ребята, так что же нам нужно сделать, чтобы к нам в гости пришёл Дед Мороз? (Может позвонить; или ещё письмо написать что б приходил).

– Детвору Дед Мороз очень любит и я думаю он обязательно придёт к вам на праздник.

– А чем вы его встретите? (Песнями, шутками, танцами, загадками, стихотворениями).

– Что ожидает нас в конце праздника? (Мороз подарит подарки; попрощаются с нами; пожелает здоровья, счастья; одарит подарками).

Заключительный

– Я предлагаю вам выучить игру, которая ему очень понравится. Дед Мороз большой шутник, игра ваша ему очень понравится. Называется она “Дразнилка”.

Игра “Дразнилка”.

Занятие 2

Организационный

– Ребята, вы уже давно ходите в детский сад и за это время сдружились друг с другом. Миша, с кем ты дружишь? А ты, Данил? Есть ли у тебя друзья Вова? Вика, что ты можешь рассказать о своей подруге? А ты Саша?

Основной

(диалог)

– На прошлом занятии мы с вами говорили о Деде Морозе. Так вот у него то же есть друг – это ещё совсем молодой ямальский Дед Мороз – Ямал Ири (вывешивается фотография Ямал Ири). Сегодня, я хочу рассказать вам о том, как он появился на Северной земле, это рассказывается в легенде.

Легенда о Ямал Ири.

Все дети любят волшебство и верят в сказку. И вот однажды они решили, что у детей Ямала должен быть свой зимний волшебник, который будет приходить на праздники дарить подарки и волшебство. А каким он должен быть, никто не знает. Тогда был объявлен детский конкурс “Каким должен быть Северный волшебник”. Так появился на Ямальской земле свой Дед Мороз -Ямал Ири. И уже в новогодние праздники Ямал Ири вступил в свои права.

Обрадовались ему все – и дети, и взрослые. И теперь Ямал Ири живёт на земле северной, творит добро, хранит сказки, помогает детям новогодние праздники весело и радостно проводить.

– Ребята, посмотрите внимательно на фотографию и скажите во что одет Ямал Ири? (он одет в синий халат; нет, Ямал Ири одет в голубую шубу; ещё пушок есть у него на одежде; шубу, малицу такую с капюшоном; и рисунок нарисован синий вот здесь).

– Мы с вами живём на Севере, и знаем что коренные жители этого края – ненцы. Они носят одежду, которую изготавливают сами (вывешивается иллюстрация коренных жителей).

– Ребята, посмотрите внимательно на наряд Ямал Ири и одежду ненцев. Чем похожи одежда Ямал Ири и коренных жителей Севера – ненцев? Что общего вы видите? (на одежде есть узор нарисованный, у Ири то же есть узор; одежда длинная, у Мороза тоже; ещё вся одежда широкая, только у Ямал Ири есть поясок).

– А ещё обратите внимание, узор на национальной одежде северян и наряде Ямал Ири расположен одинаково: на подоле и возле застежки.

– Во что обут северный дедушка? (в валенки; нет, это не валенки, но похожи; это шкура волосатая; у моей мамы есть такие сапоги; кисы).

– Давайте посмотрим во что обуваются коренные жители (тоже в сапоги, из шкуры, с рисунком – узором).

– Как вы думаете, что держит в руках Ямал Ири (палку; лопату).

– Ребята, это волшебный посох Северного волшебника. Зачем он ему, как вы думаете? (стучать; колдовать; размахивать вот так; может он упадет).

– Это волшебный посох, чтобы творить волшебство как Российскому Деду Морозу. Другая рука у него тоже занята. На что эта вещь похожа (это тарелка; крышка; погремушка; может быть похоже на бубен).

– Молодцы, это волшебный бубен, он нужен Ямал Ири для проведения обрядов волшебства сказочного кудесника. Ещё звуки бубна прогоняют злых духов, желают счастья и добра.

– Ребята, как вы думаете, как выглядит дом Ямал Ири? (деревянный, с крышей, с трубой; может из снега, снега много; дом далеко, там со всем холодно; дом наверное со льда).

– Коренные жители живут в юртах (вывешивается иллюстрация). Это жилое помещение из длинных тонких палок покрытое шкурами. Юрта очень легко собирается и разбирается. Точно в таком доме живёт и Северный кудесник.

– Северный край очень большой, снежный, холодный. Как вы думаете, на чём он ездит? (машине, “Буране”, вездеходе, лыжах, санках).

– Только не “санках”, а санях, которые называются – нарты. Везут нарты – олени (вывешиваются иллюстрации).

Как и Дед Мороз России Ямал Ири любит шутки, сказки, загадки.

Заключительный

Игра “На кого похож Мороз”.

3

Итог

Защита проекта: музыкальное развлечение “Здравствуй, Дедушка Мороз”

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3