Задачи:
пополнить представления детей об образе жизни Деда Мороза и его северного друга – Ямал Ири;
формировать и расширять словарный запас детей по предложенной теме;
совершенствовать умения узнавать чувство удивления у других людей по их невербальным проявлениям, уметь находить аналогичные переживания в своём опыте;
совершенствование коммуникативных навыков;
воспитывать бережное отношение к национальным традициям.
Словарная работа:
Российский Дед Мороз – вотчина, владения, посох, город Великий Устюг, покои.
Ямал Ири – нарты, упряжка, кисы, кладовая, малица.
Предварительная работа:
Чтение сказки “Мороз Иванович”; рассматривание иллюстраций к сказке; выставка новогодних открыток; загадки и стихи о зиме; просмотр мультфильма “Морозко”.
Оформление: стенда “Вотчина Деда Мороза”; выставки в мини-музее “Подарок для деда Мороза и Ямал-Ири”; информационных стендов “Три мороза: Дед Мороз, Ямал-Ири, Санта Клаус” и “Машина времени” на тему “История новогоднего праздника”.
Проведение: конкурса детско-родительских творческих работ “Новый наряд для дедов Морозов”; акций “Письмо для Деда Мороза” и “Письмо для Ямал-Ири”.
Выпуск детской газеты “Планета Ёлочка” на тему “День рождения Деда Мороза”.
Подготовка и показ презентации “Три мороза”.
Фотоальбом “Дед Мороз и Ямал-Ири в “Ёлочке”
План-конспект
№ |
Этап |
Деятельность педагога и детей |
Занятие 1 |
Организационный |
– Ребята, этот клубок – волшебный. К кому он сейчас покатится, тот ребёнок расскажет нам о своём настроении. (Дети к кому подкатился клубок, берут его в руки и рассказывают о своём настроении). |
Основной (диалог) |
Ход занятия. – Ребята, я знаю, что совсем недавно наш “волшебный” клубок совершил длительное путешествие. По секрету он рассказал мне откуда прибыл к нам и кто его хозяин. Но секрет есть секрет, его рассказывать нельзя. Поэтому я предлагаю вам отгадать загадку, из которой вы узнаете, у кого гостил клубок. Загадка: Он вошёл никто не видел, Он сказал никто не слышал. Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес. (Мороз). – Молодцы, конечно же, у Деда Мороза (После того как дети дали правильный ответ вывешивается иллюстрация с изображением). – Кто сможет Деда Мороза назвать ласково (Морозушко, Морозушко – батюшка, Морозко, Дедушка Мороз). – Кто знает расскажите где живет Дед Мороз? (На севере России; там где всегда зима и холодно; в Великом Устюге. После ответов детей вывешиваются иллюстрации владений). – Какой дом у Деда Мороза? (Дом у него изо льда; деревянный, снежный, большой, там много комнат… После ответов вывешивается изображение дома). – На чём спит Дед Мороз? (На перине из снега, кровати изо льда, на улице, в лесу под ёлкой. После ответов детей вывешивается вид спальни). – Что может делать Дед Мороз в природе? (Рисовать узоры на окнах; реки покрывать льдом; строит катки; укутывать деревья в снег, чтобы зимой не замёрзли; наметать снежные сугробы; щипать нос и щёки). – А что он делает в сказках? (Помогает не замёрзнуть в лесу; дарит подарки кто ему помогает; благодарит за доброту и заботу; совершает волшебство…). – В чём сила волшебства у Деда Мороза? (В бороде; у него ещё помощники есть – снеговики, может в них; нет, в посохе, вот если он его потеряет, то и волшебного ничего не получится, ёлка не загорится огоньками…). – Когда к нам приходит Дед Мороз? А на какой праздник вы его ждёте в гости? (Новый год). – Ребята, Новый год можно встречать и без Деда Мороза. Вова Ф.: А подарки кто тогда подарит? Снегурочка что ли? (Снегурочка не дарит подарки, у неё их нет; письмо ведь Деду Морозу писали, он волшебник, он исполняет желания;). Олег: Я ещё стихотворение для него учил! Миша: Я то же учил! Саша: Мы на занятиях песни пели и танцевали. – Ребята, так что же нам нужно сделать, чтобы к нам в гости пришёл Дед Мороз? (Может позвонить; или ещё письмо написать что б приходил). – Детвору Дед Мороз очень любит и я думаю он обязательно придёт к вам на праздник. – А чем вы его встретите? (Песнями, шутками, танцами, загадками, стихотворениями). – Что ожидает нас в конце праздника? (Мороз подарит подарки; попрощаются с нами; пожелает здоровья, счастья; одарит подарками). |
|
Заключительный |
– Я предлагаю вам выучить игру, которая ему очень понравится. Дед Мороз большой шутник, игра ваша ему очень понравится. Называется она “Дразнилка”. Игра “Дразнилка”. |
|
Занятие 2 |
Организационный |
– Ребята, вы уже давно ходите в детский сад и за это время сдружились друг с другом. Миша, с кем ты дружишь? А ты, Данил? Есть ли у тебя друзья Вова? Вика, что ты можешь рассказать о своей подруге? А ты Саша? |
Основной (диалог) |
– На прошлом занятии мы с вами говорили о Деде Морозе. Так вот у него то же есть друг – это ещё совсем молодой ямальский Дед Мороз – Ямал Ири (вывешивается фотография Ямал Ири). Сегодня, я хочу рассказать вам о том, как он появился на Северной земле, это рассказывается в легенде. Легенда о Ямал Ири. Все дети любят волшебство и верят в сказку. И вот однажды они решили, что у детей Ямала должен быть свой зимний волшебник, который будет приходить на праздники дарить подарки и волшебство. А каким он должен быть, никто не знает. Тогда был объявлен детский конкурс “Каким должен быть Северный волшебник”. Так появился на Ямальской земле свой Дед Мороз -Ямал Ири. И уже в новогодние праздники Ямал Ири вступил в свои права. Обрадовались ему все – и дети, и взрослые. И теперь Ямал Ири живёт на земле северной, творит добро, хранит сказки, помогает детям новогодние праздники весело и радостно проводить. – Ребята, посмотрите внимательно на фотографию и скажите во что одет Ямал Ири? (он одет в синий халат; нет, Ямал Ири одет в голубую шубу; ещё пушок есть у него на одежде; шубу, малицу такую с капюшоном; и рисунок нарисован синий вот здесь). – Мы с вами живём на Севере, и знаем что коренные жители этого края – ненцы. Они носят одежду, которую изготавливают сами (вывешивается иллюстрация коренных жителей). – Ребята, посмотрите внимательно на наряд Ямал Ири и одежду ненцев. Чем похожи одежда Ямал Ири и коренных жителей Севера – ненцев? Что общего вы видите? (на одежде есть узор нарисованный, у Ири то же есть узор; одежда длинная, у Мороза тоже; ещё вся одежда широкая, только у Ямал Ири есть поясок). – А ещё обратите внимание, узор на национальной одежде северян и наряде Ямал Ири расположен одинаково: на подоле и возле застежки. – Во что обут северный дедушка? (в валенки; нет, это не валенки, но похожи; это шкура волосатая; у моей мамы есть такие сапоги; кисы). – Давайте посмотрим во что обуваются коренные жители (тоже в сапоги, из шкуры, с рисунком – узором). – Как вы думаете, что держит в руках Ямал Ири (палку; лопату). – Ребята, это волшебный посох Северного волшебника. Зачем он ему, как вы думаете? (стучать; колдовать; размахивать вот так; может он упадет). – Это волшебный посох, чтобы творить волшебство как Российскому Деду Морозу. Другая рука у него тоже занята. На что эта вещь похожа (это тарелка; крышка; погремушка; может быть похоже на бубен). – Молодцы, это волшебный бубен, он нужен Ямал Ири для проведения обрядов волшебства сказочного кудесника. Ещё звуки бубна прогоняют злых духов, желают счастья и добра. – Ребята, как вы думаете, как выглядит дом Ямал Ири? (деревянный, с крышей, с трубой; может из снега, снега много; дом далеко, там со всем холодно; дом наверное со льда). – Коренные жители живут в юртах (вывешивается иллюстрация). Это жилое помещение из длинных тонких палок покрытое шкурами. Юрта очень легко собирается и разбирается. Точно в таком доме живёт и Северный кудесник. – Северный край очень большой, снежный, холодный. Как вы думаете, на чём он ездит? (машине, “Буране”, вездеходе, лыжах, санках). – Только не “санках”, а санях, которые называются – нарты. Везут нарты – олени (вывешиваются иллюстрации). Как и Дед Мороз России Ямал Ири любит шутки, сказки, загадки. |
|
Заключительный |
Игра “На кого похож Мороз”. |
|
3 |
Итог |
Защита проекта: музыкальное развлечение “Здравствуй, Дедушка Мороз” |