Цель:
1. Ознакомить легендами о цветах;
2. Воспитание любви к родной природе;
3. Развивать интерес и наблюдательность к живой
природе.
Оформление класса: рисунки учащихся, плакат на доске “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”.
Ход урока
I. Организация класса:
а) приветствие с классом;
б) проверка готовности к уроку.
II. Вступительное слово учителя.
Самые совершенные создания на Земле, по этическим соображениям, остаются растения. Точнее – цветы. Изысканные по форме, цвету, запаху, приковывают внимание человека, животного, насекомого – они не чудо ли природы?
Когда у людей однажды закончились слова для обозначения оттенка цвета, они просто стали давать имена цветов: сиреневый, розовый, фиолетовый, васильковый, незабудковый. И в горе, и в радости, будь то торжество по поводу свадьбы или рождения, или траура – цветы всегда сопутствуют людям, с их помощью люди научились выражать свои эмоции, когда простыми словами их трудно описать.
Найдется кто-нибудь, готовый оспорить факт, что цветы оказывают магическое воздействие на человека? Наверное, нет. В жизни каждого хотя бы раз был момент, когда он получал цветы в знак признания или выбрал их сам для выражения эмоций. Вот так цветы– немые существа – сумели обратить на себя внимание, прочно укоренить в нашем быту, заставив человека служить им, ухаживать, холить и лелеять, благодаря своей красоте. Бывая в лесу, в поле, вы можете увидеть много удивительного и интересного в родной природе.
Мы сегодня с вами поговорим о цветах, без которых наша земля не была бы такой прекрасной. Синие, красные, желтые, розовые – они как разноцветные фонарики, вспыхивают вдоль тропинок, на полянках, клумбах, около рек. И в горе, в радости, будь то торжество по поводу свадьбы или рождения, или траур цветы всегда сопутствуют людям, с их помощью люди научились выражать свои эмоции, когда простыми словами их трудно описать. Вот так цветы – немые существа сумели обратить на себя внимание, заставив человека служить им ухаживать и лелеять, благодаря своей красоте.
Многие цветы – это настоящая лесная аптека, помогающая человеку сохранить здоровье и излечиться от недугов. Великий Жан-Жак Руссо говорил своим друзьям: “Когда вы замените, что я болен и мало надежды на мое выздоровление, снесите меня на луг, и вы увидеть, что мне опять станет хорошо”.
О цветах сложено много стихов, сказок, мифов и легенд.
Как мой садик свеж и зелен!
Распустились на нем сирень;
От черемухи душистой
И от лип кудрявых тень…
Правда, нет в нем бледных лилий,
Горделивых георгин,
И лишь пестрые головки
Возвышает мак один.
III. – А теперь мы проведем с вами викторину о цветах.
1. На каком цветке гадают влюбленные?
(ромашки)
2. Священное растение в Индии, Китае? (лотос)
3. Какой цветок является царицей всех цветов и
богиней любви и красоты? (роза)
4. Какой цветок в Китае является символом
долголетия? (бархатцы)
5. Какое растение согласно преданию цветет в ночь
на Ивана Купалу?
IV. Выступления знатоков природы (показ слайдов о цветах с использованием ИКТ).
1. Подснежник
От дыханья весны
Тает снег не спеша.
Рассветает подснежник –
Лесная душа.
Легенда о подснежнике
Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно и грустно. Тогда несколько снежинок сжалились над ней, упали на землю и превратились в цветы-подснежники. Увидев их, Ева обрадовалась, повеселела, у нее появилась надежда, и с тех пор подснежник стал символом радости и надежды.
2.Фиалка
Цветок фиалки
Словно фея лесная…
Не спугни свое счастье
Ступай осторожней…
Легенда о фиалке
Бог света Аполлон преследовал одну из прекрасных дочерей Атласа, которая в страхе убегала от него.
И тогда он почти настиг ее, девушка с мольбой обратилась к Зевсу, чтобы громовержец укрыл ее от Аполлона. Великий Зевс сжалился и превратил ее в цветущую фиалку, спрятав в тени своих лесов. С тех пор каждую весну она цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса, радуя богов и богинь.
3. Анютины глазки.
Легенда об Анютиных глазках
В венчиках анютиных глазок мы видим три цвета: белый– цвет надежды, желтый– удивления, фиолетовый– печали. По русской легенде, в трехцветных лепестках этого цветка отразились три периода жизни девочки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми лучистыми глазами. Жила она в деревне, доверяла людям, верила в добро и справедливость. На свою беду повстречала она легкомысленного парня, который ласковыми речами пробудил в девушке любовь. Всем сердцем полюбила его Анюта, а юноша испугался и заспешил в дорогу, обещая обязательно вернуться к своей избраннице. Долго ждала его Анюта, выходила на дорогу, всматривалась вдаль и тихо угасала от тоски. А когда умерла, на ее могиле выросли удивительные цветы с трехцветными лепестками, в которых отразились надежда, удивление и печаль. Их назвали анютиными глазками.
4. Ландыши
В зарослях орешника, в низине
Где журчит по камушкам ручей.
Нежный ландыш живет в тени лощины
Убежав от солнечных лучей.
Легенда о ландыше.
Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, который прекрасно играл на гуслях, а он отдал свое сердце красавице Любаве. Грустная Волхова вышла на берег и стала горько плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и печали.
5. Лилия
О, лилия, нежна, благоуханна,
Как будто соткана из белого тумана,
Как будто с неба к нам спустилась манна
Всегда прекрасна и желанна!
Легенда о лилии
Фиванская царица Алкмена родила от Зевса мальчика Геракла, но, боясь мести Геры – жены Зевса, спрятала младенца в густом кустарнике. Однако Гера случайно обнаружила его и решила покормить грудью. Но маленький Геракл почувствовал в Гере врага и оттолкнул ее. Молоко брызнуло на небо, отчего образовался Млечный Путь, а несколько капель упало на землю и превратились в белоснежные лилии.
6. Незабудка
Легенда о незабудке
Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала раздавать названия всем цветам на земле. Все цветы были одарены именами, некого не пропустила прекрасная богиня и хотела уже удалиться, как вдруг услышала чей – то слабый тонкий голос:
-Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя!
Оглянулась Флора, посмотрела вокруг и снова хотела уйти, так и ни кого и не увидев. Но голос повторился и попросил для себя имя. И тут только Флора заметила среди травы маленький нежный цветок голубого цвет. Рассмеялась богиня и сказала, что будет он называться незабудка. А вместе с этим именем она наделила его чудесной силой – возвращать память тем людям, которые начнут забывать свою родину и своих близких.
7. Василек
Легенда о васильках
Происхождение русского названия этого растения объясняет старинное народное поверье. Давным– давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюбленные не могли договориться, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расстаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают синие васильки, русалки плетут из них венки и украшают им свои головы.
8. Иван-чай
Легенда о Иван-чае.
Жил в одной деревне паренек по имени Иван, который ходил в красивой рубахе любил в большую часть времени проводить на опушках среди цветов и кустарников. Он ухаживал за цветами, выводил новые сорта и мечтал о чем то в тишине. А жители деревни, завидя мелькающую среди зелени красную рубаху, говорили:
– Да это Иван, чай, там ходит.
И да того к этому привыкли, что и не заметили отсутствия в деревне Ивана. А когда у околицы вдруг появились невиданные ранее алые цветы, стали говорить: “Да это Иван-чай!”. Так стали их называть.
9. Цветок папоротника
Легенда о папоротнике
У одного богатого купца была дочь– красавица Мария. Много к ней сваталось женихов, да ни кто ей не был мил.
У купца в работниках жил тогда молодой парень Илья. Красивый, сильный. Заглядывался он на хозяйскую дочь, да не смел, признаться, что любит ее. Нравился он и Марии.
За несколько дней до праздника Ивана Купалы, когда цветет папоротник, Мария, возьми да и скажи: “Выйду за того, кто цветок папоротника принесет”. Илье эти слова в душу запали. И когда молодежь отправилась на гуляние к озеру, Илья взял сковородник, чтобы очертиться от нечестии, надел на себя крест из корня плакун-травы и отправился в лес.
Выбрал место в зарослях папоротника, очертил круг сковородником и стал ждать. Вдруг в лесу наступила тьма кромешная, и раздался оглушительный гром. И в тот же миг вспыхнул перед Ильей ярким пламенем цветок на папоротнике. Начал Илья быстро читать молитвы, осенил себя крестным знамением, сорвал цветок и побежал не оглядываясь.
И началось тут такое.…Начесть кричало, визжал, а Илья бежал, не обращая на нее внимание. И вдруг среди этого гама и шума услышал он голос Марии, которая звала на помощь. Не удержался Илья и обернулся назад.
В тот же миг раздался оглушительный хохот всей нечестии.
Повернулся Илья, чтобы бежать дальше, да зацепился, за корень упал и ударился от него головой. В этот момент возвращалась молодежь с озера. Увидели они Илью, который держал в руке цветок папоротника. А на черных его кудрях блестели первые седые пряди. Насилу поняли, что приключилась.
Узнал о случившимся и хозяин Ильи. Сказал он: “Раз пошел ты, Илья, ради Марии на такое дело бери ее в жены да управляй всем моим хозяйством”.
Долго прожили Илья с Марией. Вспоминал порой ту ночь на Ивана Купалу и детей своих ни когда не пускал в лес искать цветок папоротника.
10. Роза
Легенда о розе
Согласно древнегреческой легенде Афродита появилась на свет, выйдя из моря у южного побережья Кипра. Этот момент совершенное тело богини покрывало белоснежное пена. Именно из нее и возникла первая роза с ослепительно-белыми лепестками. Боги, увидев красивый цветок, обрызгали его нектарами, который предал розе восхитительный аромат. Цветок розы оставался белым то тех пор, пока Афродита не узнала о том, что ее возлюбленный Адонис смертельно ранен. Богиня стремглав побежала к любимому, не замечая ни чего вокруг. Афродита не обратила внимание, как наступила на острые шипы роз. Капли ее крови окропили белоснежные лепестки этих цветов, сделав их красными.
V. Практическая работа
а) учащиеся рисуют на интерактивной доске свой любимый цветок.
б) изготовление цветка “Роза” (оригами)
VI. Обобщение интегрированного урока.
а) подведение итогов конкурса рисунков.
б) оценивание работ учащихся (оригами).
– В мире цветов я желала б остаться
Стать героиней рассказов и легенд,
Чтоб красотой каждый день любоваться
Слиться с гармонией света и красок.
– Я хочу закончить урок словами Жана Дорста.
“Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит ее просто за то, что она прекрасна”. Любите и берегите красоту природы.
Урок окончен.