Урок русского языка во 2-м классе "Обозначение мягкости согласных мягким знаком на конце слова"

Разделы: Русский язык


Цели урока:
1. Обучающий аспект
:                                                                       
Обеспечить усвоение учащимися обозначения мягкости согласных звуков мягким знаком на конце слов; продолжить формирование знаний о правописании мягких согласных и способах обозначения мягкости согласных звуков на письме;
3. Воспитывающий аспект: продолжить работу по привитию навыков коллективного труда; работа в паре; формирование самостоятельности, как черты личности, дисциплины, внимания, познавательной активности, аккуратности во время работы, прививать интерес к предмету.

Оборудование: таблички со словами, сигналы, шапочки с изображением овощей? «Русский язык», учебник для 2 класса (автор А.В. Полякова).

Ход урока:

1.Оргмомент. ( Дети входят в класс под музыку. Звучит песня «Чему учат в школе»)
Учитель: Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание. Вы настроились на работу? Удачи вам!

2. Актуализация опорных знаний.
- Вот одно из заданий. Посмотрите на доску. Что скажете?
и в е К м о а л я
- (Мы видим буквы. Здесь «лишняя» буква  К).
- А почему? Докажите.
(Эта буква прописная, а остальные – строчные.)
- Когда мы применяем прописные буквы? (ответы детей)
- Какие задания можно предложить?
( разделить на 2 группы по фонеме, по графике, записать в алфавитном порядке, составить слова)
- Что такое алфавит? Подберите синоним к слову алфавит.
- Для чего нам нужно знать алфавит?
- А сейчас внимательно всмотритесь в эти буквы и найдите среди букв слова: имя, название улицы, название города, название реки.
- Запишите под диктовку . (один ученик работает за доской для проверки)
Коля, улица Камова, город Киев, река Кама.
- Какой частью речи являются эти слова? Докажите.
- Чем похожи эти слова? А чем они отличаются?
- Как пишутся имена собственные?
- Укажите опасные места.
- Давайте проверим, обменяйтесь тетрадями.(открывается доска, дети сами проверяют и показывают сигналы) У кого так?
- Оцените свои успехи по данной теме.

3. Работа над новой темой.

а) Продолжим нашу работу. Ребята, какие слова здесь спрятались? ( на доске слова)

е р м н о т -
ю р к а з к  -
о к р л ь о -
я р д - 
в р п е д е -
и р к с –

(ремонт, рюкзак, король, ряд, вперед, риск)
- Какая буква есть во всех словах?
- Какой звук она обозначает?
- Какое слово «лишнее»? (король) Почему?
- Какие буквы обозначают мягкость согласного звука  р ?
- Запишите слова, разделяя их для переноса. Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласного звука  р . (один ученик за доской для проверки, остальные в тетрадях)
- Давайте проверим. У кого так? (дети показывают сигналом ответ)
- Какие буквы указывают на мягкостьсогласных? (я, е. и. е, ю)
- А какую букву, указывающую на мягкость согласных звуков, мы не назвали? (мягкий знак)
- Определите тему нашего урока. (Обозначение мягкости согласных мягким знаком на конце слов)
- Назовите слово с ь знаком. (король)
- Какой звук слышится на конце слова?
- Как обозначена мягкость согласного на конце слова?
- Определите количество букв и звуков.
- Какой вывод можете сделать? ( Мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко. Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука.)

б) Как превратить слова:
(На доске слова)     мел –  в мелкое место;
                                 уголв топливо;
                                 шеств число?
- Запишите парами выделенные и отгаданные слова. В чем их разница?
- Какой вывод сделаем?
в) Работа по учебнику.( стр. 62 № 112)
(один ученик за доской для проверки)
- К какой части речи отнести эти слова? (Эти слова называются числительными. С этой частью речи подробнее будем знакомиться позднее)
- Что можно сказать о количестве букв и звуков? Почему?
- Для чего нужен мягкий знак?
(Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником).

Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак.
Без него не написать
30, 20, 10, 5.
Вместо»есть» получим «ест»,
Станут пенками «пеньки»,
Уголками «угольки»,
«Банька» в банку превратится,
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.

4 Физминутка.
- Я буду называть слова. Если последний звук в слове мягкий, то вы приседаете, если твердый – делаете наклон вперед.
Слова: корь, ветер, дуб, лось, соль, дом, карась, стол, день и др.

5 Словарная работа.
- Какое сейчас время года? Чем люди занимаются осенью?
- Давайте послушаем, о чем же спорят овощи? (выходят дети в шапочках с изображением овощей и показывают сценку «Спор овощей»)
- Да, действительно все овощи полезны и важны, но нам сегодня нужны только эти. Прочитайте слова. Как назвать эти слова одним словом?

м . рков.
к . ртофел.
р . диска
. гурец
пом . дор

- Покажите пропущенные буквы. (дети показывают в блокнотах написанные буквы)
- А что здесь «лишнее»? Почему? ( «огурец» начинается с гласного звука, «редиска» заканчивается гласным звуком, в слове «морковь» 2 слога)
- Напишите слова и подчеркните мягкие согласные. Укажите ударение.
- Назовите слова с мягким знаком. (морковь, картофель)
- Какой звук слышится в конце слова?
- Определите количество букв и звуков.
- Что обозначает мягкий знак в конце слова?
- Составить предложение с любым из этих слов, записать и подчеркнуть основу предложения. (Проверка работы)

6 Самостоятельная работа по карточкам. ( У каждого ученика на парте лежит карточка. Один ученик выполняет за доской для проверки)

а) В каждой группе подчеркните слова, где все согласные звуки мягкие.

липа
сирень
береза
тополь
Алеша
Женя
Лидия
Петя
мебель
пень
тетя
лось

б) Подчеркните слова, где букв больше, чем звуков.
                            медаль                        зима
                            улица                          сугроб
                            пальто                         метель
                            портфель                    якорь

          в) Как можно перенести с одной строки на другую слово « осенью»?

1). о – сенью                2). осе – нью                3).  осен – ью
4). Осень – ю                   5). Это слово нельзя переносить

( Проверка работы. Самоконтроль.)

7. Итог урока.
- Что узнали на уроке?
- Что показывает мягкий знак на конце слова?
- Кого бы вы похвалили из ребят? Кто хорошо работал на уроке?

  Домашнее задание.
- Подберите пословицы, где в словах есть мягкий знак – показатель мягкости согласного звука.

- Урок окончен.