Цели урока:
1. Обучающий аспект:
Обеспечить усвоение учащимися обозначения мягкости согласных звуков мягким знаком на конце слов; продолжить формирование знаний о правописании мягких согласных и способах обозначения мягкости согласных звуков на письме;
3. Воспитывающий аспект: продолжить работу по привитию навыков коллективного труда; работа в паре; формирование самостоятельности, как черты личности, дисциплины, внимания, познавательной активности, аккуратности во время работы, прививать интерес к предмету.
Оборудование: таблички со словами, сигналы, шапочки с изображением овощей? «Русский язык», учебник для 2 класса (автор А.В. Полякова).
Ход урока:
1.Оргмомент. ( Дети входят в класс под музыку. Звучит песня «Чему учат в школе»)
Учитель: Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание. Вы настроились на работу? Удачи вам!
2. Актуализация опорных знаний.
- Вот одно из заданий. Посмотрите на доску. Что скажете?
и в е К м о а л я
- (Мы видим буквы. Здесь «лишняя» буква К).
- А почему? Докажите.
(Эта буква прописная, а остальные – строчные.)
- Когда мы применяем прописные буквы? (ответы детей)
- Какие задания можно предложить?
( разделить на 2 группы по фонеме, по графике, записать в алфавитном порядке, составить слова)
- Что такое алфавит? Подберите синоним к слову алфавит.
- Для чего нам нужно знать алфавит?
- А сейчас внимательно всмотритесь в эти буквы и найдите среди букв слова: имя, название улицы, название города, название реки.
- Запишите под диктовку . (один ученик работает за доской для проверки)
Коля, улица Камова, город Киев, река Кама.
- Какой частью речи являются эти слова? Докажите.
- Чем похожи эти слова? А чем они отличаются?
- Как пишутся имена собственные?
- Укажите опасные места.
- Давайте проверим, обменяйтесь тетрадями.(открывается доска, дети сами проверяют и показывают сигналы) У кого так?
- Оцените свои успехи по данной теме.
3. Работа над новой темой.
а) Продолжим нашу работу. Ребята, какие слова здесь спрятались? ( на доске слова)
е р м н о т -
ю р к а з к -
о к р л ь о -
я р д -
в р п е д е -
и р к с –
(ремонт, рюкзак, король, ряд, вперед, риск)
- Какая буква есть во всех словах?
- Какой звук она обозначает?
- Какое слово «лишнее»? (король) Почему?
- Какие буквы обозначают мягкость согласного звука р ?
- Запишите слова, разделяя их для переноса. Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласного звука р . (один ученик за доской для проверки, остальные в тетрадях)
- Давайте проверим. У кого так? (дети показывают сигналом ответ)
- Какие буквы указывают на мягкостьсогласных? (я, е. и. е, ю)
- А какую букву, указывающую на мягкость согласных звуков, мы не назвали? (мягкий знак)
- Определите тему нашего урока. (Обозначение мягкости согласных мягким знаком на конце слов)
- Назовите слово с ь знаком. (король)
- Какой звук слышится на конце слова?
- Как обозначена мягкость согласного на конце слова?
- Определите количество букв и звуков.
- Какой вывод можете сделать? ( Мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко. Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука.)
б) Как превратить слова:
(На доске слова) мел – в мелкое место;
угол – в топливо;
шест – в число?
- Запишите парами выделенные и отгаданные слова. В чем их разница?
- Какой вывод сделаем?
в) Работа по учебнику.( стр. 62 № 112)
(один ученик за доской для проверки)
- К какой части речи отнести эти слова? (Эти слова называются числительными. С этой частью речи подробнее будем знакомиться позднее)
- Что можно сказать о количестве букв и звуков? Почему?
- Для чего нужен мягкий знак?
(Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником).
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак.
Без него не написать
30, 20, 10, 5.
Вместо»есть» получим «ест»,
Станут пенками «пеньки»,
Уголками «угольки»,
«Банька» в банку превратится,
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
4 Физминутка.
- Я буду называть слова. Если последний звук в слове мягкий, то вы приседаете, если твердый – делаете наклон вперед.
Слова: корь, ветер, дуб, лось, соль, дом, карась, стол, день и др.
5 Словарная работа.
- Какое сейчас время года? Чем люди занимаются осенью?
- Давайте послушаем, о чем же спорят овощи? (выходят дети в шапочках с изображением овощей и показывают сценку «Спор овощей»)
- Да, действительно все овощи полезны и важны, но нам сегодня нужны только эти. Прочитайте слова. Как назвать эти слова одним словом?
м . рков.
к . ртофел.
р . диска
. гурец
пом . дор
- Покажите пропущенные буквы. (дети показывают в блокнотах написанные буквы)
- А что здесь «лишнее»? Почему? ( «огурец» начинается с гласного звука, «редиска» заканчивается гласным звуком, в слове «морковь» 2 слога)
- Напишите слова и подчеркните мягкие согласные. Укажите ударение.
- Назовите слова с мягким знаком. (морковь, картофель)
- Какой звук слышится в конце слова?
- Определите количество букв и звуков.
- Что обозначает мягкий знак в конце слова?
- Составить предложение с любым из этих слов, записать и подчеркнуть основу предложения. (Проверка работы)
6 Самостоятельная работа по карточкам. ( У каждого ученика на парте лежит карточка. Один ученик выполняет за доской для проверки)
а) В каждой группе подчеркните слова, где все согласные звуки мягкие.
липа сирень береза тополь |
Алеша Женя Лидия Петя |
мебель пень тетя лось |
б) Подчеркните слова, где букв больше, чем звуков.
медаль зима
улица сугроб
пальто метель
портфель якорь
в) Как можно перенести с одной строки на другую слово « осенью»?
1). о – сенью 2). осе – нью 3). осен – ью
4). Осень – ю 5). Это слово нельзя переносить
( Проверка работы. Самоконтроль.)
7. Итог урока.
- Что узнали на уроке?
- Что показывает мягкий знак на конце слова?
- Кого бы вы похвалили из ребят? Кто хорошо работал на уроке?
Домашнее задание.
- Подберите пословицы, где в словах есть мягкий знак – показатель мягкости согласного звука.
- Урок окончен.