Цель: повторить изученные гласные и согласные звуки и буквы, закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков, научить выделять звуки [к] и [к’] из слов, познакомить с буквами «К, к», учить читать слоги и слова с изученными буквами.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие гостей.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро?
- Доброе утро – солнцу и птицам.
- Доброе утро – приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
2. Повторение пройденного.
а)- Из чего состоит наша речь?
- Какая бывает речь?
- Чем устная речь отличается от письменной?
- Из чего состоят предложения?
- На что делятся слова?
- Что мы слышим и произносим?
-Какие бывают звуки?
-Как мы обозначаем звуки на письме?
б) – А что у нас на наборном полотне? Буквы или звуки?
А | о | у | и | Н | ы |
- Какая буква заблудилась? Почему?
в) Игра «Полубуковка».
(на наборном полотне карточки с половинками букв А,о, у, И, Н)
3. Выделение звуков [к] и [к’] из слов нитка и нитки.
Составление схем на магнитной доске. Сравнить звуки, дать характеристику.
4. Упражнение в слышании звуков.
- Я вам буду называть слова. Если есть в них звуки [к] и [к’], то надо хлопнуть в ладоши.
- В какой части слова услышали звук? (в начале, середине, конце)
Зайчик, клевер, астра, подорожник, рыбка, кукушка.
5. Игра «Зоопарк»
– Вот сколько слов на «к» я сумею назвать:
кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
корова, квартира, картина, ковёр,
кладовка, калитка, комод, коридор.
Ой, хватит! И буква ведь может устать!
А вот что на «к» ты сумеешь назвать?
-Назовите слова, обозначающие животных. (Показываетсяиллюстрация с изображением зоопарка)
(Курица, кошка, корова, коза, конь, кенгуру, кабан, канарейка, кит, кузнечик.)
6. Физкультминутка.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали.
Тишину послушали.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
7. Работа над многозначностью слова «ключ».
- Что у меня в руках? (показывается большой ключ)
- С какого звука начинается слово «ключ»?
-Какие ещё бывают ключи? (Иллюстрации на магнитной доске)
Вывод:
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ – скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
8. Игра «Магазин».
На доске картонная дверь, открываем дверку ключом. Дверка открывается, а за ней иллюстрация прилавка магазина и продавца.
- А где это мы с вами оказались? Что делают в магазине?
Мы с вами тоже можем купить продукты, но только те, в которых есть звук «к».
- Какие продукты мы купим? (Дети называют: кефир, молоко, колбаса, сосиски, сардельки, кофе, какао, кекс, шоколад, ириски, конфеты и т.д.)
(Угощаем гостей конфетами.)
9. Подготовка к работе с учебником.
- Я то думала, что мы с вами за дверцей в сказке окажемся.
- Назовите-ка персонажей сказок, чьи имена начинаются со звука [к]. (Красная Шапочка, Карлсон, Колобок, коза, Кот в сапогах)
-А теперь мы включаем музыкальным скрипичным ключом наш магнитофон.
- Послушайте отрывок, из какой он сказки? («Кот в сапогах»)
10. Беседа по картинке учебника.
-Откройте «Русскую азбуку».
- Кого встретил кот?(косарей)
-Что у них в руках? (Работа над многозначностью слова «косы»+иллюстрации)
- Очень тяжёлый труд у косарей.
- С какого звука начинается слово «косы»? ([к ])
- Твёрдый или мягкий звук ?
11. Знакомство с буквами «К, к».
- Какой буквой обозначаются звуки [к] и [к’]?
-На что похожа буква?
(На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит
Буквой «К» на нас глядит.)
- Посмотрите в учебник. Почему их две?
- Когда мы используем большую букву?
12. Составление чтение слогов с буквой К.
На доске наглядное пособие – островки с изученными гласными буквами и кораблик с букой «К».
Кораблик подплывает к островкам, получается слог. Дети читают.
- Какой гласной здесь нет? (ы)
- Как вы думаете почему? (Если дети не ответят, то учитель говорит.)
- В русском языке с «ы» не бывает слогов на букву «к».
13. Составление и чтение слов.
нос кус со |
|
но ска оск |
14. Физкультминутка.
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь.
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
15. Работа с учебником.
- Мы сейчас и узнаем, как звали некоторых косарей из сказки «Кот в сапогах», если прочтём текст в «Азбуке»:
-Кто косит?
-Антон косит.
И Никита косит.
Коси, коса!
16. Чтение скороговорки.
Идёт козёл с косой, а коза идёт с косой.
17. Работа по картинке.
Кочаны несёт козёл,
А коза – большой котёл.
Значит, завтрак будет вкусный
Для козляток из капусты.
18. Чтение текста хорошо читающими детьми.
Бабушка купила Кате красивый аквариум с рыбками. Каждый день Катя кормит рыбок крошками хлеба. Как радостно хватают рыбки свой корм!
- Подчеркните в тексте букву К.
19. Итог урока.
-Мы сегодня с вами хорошо потрудились. Давайте прочтём пословицы.
(Чтение пословиц о труде в «Азбуке»).
- С какой буквой мы сегодня познакомились?
-Какие два звука она обозначает?
- Какие они? (согласные, звонкие)