Положение о портфолио учителя МОУ "Ардатовская средняя общеобразовательная школа № 2 им. С.И. Образумова"

Разделы: Администрирование школы


1. Общие положения

Портфолио является действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя.

Портфолио даёт объективную информацию об учительских профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной.

Портфолио – это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Портфолио учителя служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост.

Портфолио учителя основывается на принципах системности и достоверности.

Портфолио обеспечивает накопление информации необходимой учителю для:

  • прохождения аттестации;
  • представления к государственным наградам;
  • представления к различным видам поощрения по итогам учебного года.

Ведение портфолио педагога. Накопление и систематизация документов портфолио ведется в течение всей профессиональной деятельности педагога в образовательной учреждении. Ведение портфолио предполагает предоставление отчета педагога, видение “картины” значимых профессиональных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального профессионального роста, демонстрация результативности его работы за последние 5 лет.

2. Цели и задачи портфолио

Цель Портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.

Задачи Портфолио:

  • Формирование профессиональных характеристик педагога.
  • Развитие профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций.
  • Повышение результативности и эффективности профессиональной педагогической и управленческой деятельности.
  • Содействие профессиональному росту педагогов.

Настоящее положение разработано на основе “Концепции модернизации общего образования”, Указа Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006г. № 324 “О денежном поощрении лучших учителей”, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 мая 2006г. № 102 “Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей”, Методических рекомендаций региональным конкурсным комиссиям Министерства образования и науки Российской Федерации, сборника методических рекомендаций по аттестации педагогических и руководящих работников региональной системы образования в 2009-2010 учебном году ГОУ ДПО НИРО.

3. Оформление Портфолио

Портфолио учителя оформляется самим учителем в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, а также в электронном виде. Педагог и руководитель ОУ имеют право (по своему усмотрению) включить в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п., отражающие его индивидуальность.

Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей). Все записи ведутся аккуратно, разборчиво. Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид.

При оформлении портфолио следует учитывать основные требования. Так, обязательно наличие титульного листа (в правом верхнем углу титульного листа помещается фотография произвольных размеров и характера, внизу указывается период, за который представлены документы и материалы); четко сформулированного оглавления (с наименованиями материалов, номерами страниц). Например:

Оглавление

Раздел I. “Общие сведения об учителе”

  1. личные данные 3
  2. копия диплома об образовании 4
  3. копия удостоверения о повышении квалификации 5
  4. копия удостоверения к медали 6
  5. копия диплома кандидата педагогических наук 7
  6. копии Почетных грамот 8-10
  7. и т.д.

Художественное оформление портфолио не оценивается.

4. Структура Портфолио

Раздел 1. “Общие сведения об учителе” (Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в разных областях).

В этом разделе фиксируются:

  • фамилия, имя, отчество, год рождения;
  • преподаваемый предмет;
  • стаж педагогической работы;
  • стаж работы в данном образовательном учреждении;
  • квалификационная категория;
  • копия диплома об образовании;
  • копии удостоверений (свидетельств) о повышении квалификации;
  • копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
  • копии грамот и дипломов;
  • дипломы различных конкурсов;
  • другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2. “Результаты педагогической деятельности” (Данный раздел включает материалы, демонстрирующие динамику результатов педагогической деятельности за последние три года в схемах, таблицах).

2.1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года

Процент учащихся, освоивших государственные учебные программы по преподаваемому предмету и процент учащихся, оставленных на повторное обучение, от общего числа обучающихся по преподаваемому предмету.

Процент учащихся, получивших “4” и “5”, от общего числа обучающихся по преподаваемому предмету.

Общее кол-во обучаемых Учебные года
         
Число уч-ся, освоивших государственные учебные программы по преподаваемому предмету          
% уч-ся, освоивших государственные учебные программы по преподаваемому предмету          
Число уч-ся, оставленных на повторный год обучения          
% уч-ся, оставленных на повторный год обучения          
Число уч-ся, получивших “4” и “5”, от общего числа обучающихся по преподаваемому предмету          
% уч-ся, получивших “4” и “5”, от общего числа обучающихся по преподаваемому предмету          

2.2. Позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам:

Количество участников предметных олимпиад (суммарно за последние пять лет отдельно по уровням).

Кол-во участников Уровень мероприятия
Школьный Муниципальный Региональный Федеральный Международный
         

Количество участников научных конференций и научных обществ учащихся (суммарно за последние пять лет отдельно по уровням).

Кол-во участников Уровень мероприятия
Школьный Муниципальный Региональный Федеральный Международный
         

Количество участников фестивалей, конкурсов, смотров, спортивных соревнований, выставок творческих работ по преподаваемым предметам (суммарно за последние пять лет отдельно по уровням).

Кол-во участников Уровень мероприятия
Школьный Муниципальный Региональный Федеральный Международный
         

2.3. Аналитическая справка, в которой представлен результат сравнительного анализа деятельности педагога за пять лет (контрольные срезы знаний, результаты диагностик и др.)

Раздел 3. "Научно-методическая деятельность" (В этом разделе помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога).

3.1. Наличие материалов, в которых обосновывается выбор программы, учебно-методического комплекта и образовательных технологий, список учебно-методического обеспечения.

3.2. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и воспитательной работе:

Участие педагога в экспериментальной работе (наличие программы).

Использование современных образовательных технологий.

Использование в профессиональной деятельности информационно-коммуникационных и Интернет-технологий.

Участие в сетевых Интернет-проектах.

Учебный год Название Интернет-проекта Уровень участия
     
     

Количество сертифицированных инновационных (авторских) программ и УМК.

Название программы (УМК) Год разработки
     

3.3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне:

Обобщение педагогического опыта (перечень проведенных мастер-классов, открытых уроков, семинаров, “круглых столов” и др.).

Учебный год Форма представления опыта Тема Уровень (школьный, муниципальный, региональный)
       
       

Наличие информационный карты обобщения педагогического опыта.

Наличие методического сайта тиражирования и представления собственного педагогического опыта.

Внедрение и распространение опыта учителя в рамках профессионального сообщества.

Учебный год Форма внедрения и распространения опыта Тема Уровень (школьный, муниципальный, региональный)
       
       

Количество публикаций, методических разработок, презентаций (суммарно за последние пять лет).

Тема публикации, методических разработок, презентаций Уровень (школьный, муниципальный, региональный, федеральный)
     

Создание учебного кабинета как творческой лаборатории или мастерской педагога-профессионала.

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка:

Повышение квалификации за последние пять лет и наличие документа соответствующего образца.

Учебный год Название курсов повышения квалификации за последние пять лет Количество часов аудиторных занятий Вид полученного документа
       
       

Обучение в аспирантуре, докторантуре, соискательство.

Наличие ученого звания и (или) ученой степени.

Наличие программы по самообразованию или “образовательному маршруту” профессионального саморазвития.

Наличие государственных и отраслевых поощрений (наград, грамот, благодарностей, званий и т.п.)

Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах

Учебный год Название профессионального конкурса Уровень конкурса Наличие призовых мест
       
       

Раздел 4. “Внеурочная деятельность” (Раздел содержит материалы по внеклассной работе и дополнительным образовательным программам)

4.1. Позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя:

Наличие форм организации внеурочной деятельности по предмету (кружки, секции, предметные недели и др.); Наличие системы воспитательной работы, утвержденной и признанной районным (школьным) методическим объединением классных руководителей.

Наличие органа ученического самоуправления и участие родительской общественности в организации воспитательной работы класса.

Количество учащихся в классе, совершивших правонарушения.

Учебный год Количество учащихся в классе Количество учащихся в классе, совершивших правонарушения
     
     

Обобщение опыта работы учителя в качестве классного руководителя (открытые мероприятия, конкурсы, соревнования по воспитательной работе и др.).

Учебный год Мероприятие Тема (название) Уровень (школьный, муниципальный, региональный)
       
       

Участие учителя конкурсах, смотрах, проектах по проблемам воспитания.

Учебный год Название мероприятия Уровень мероприятия Результат
       
       

4.2. Наличие программы дополнительного образования (модифицированные, авторские).

Название программы дополнительного образования Год разработки
     

4.3. Отчеты о проведенных внеклассных мероприятиях с фотографиями.

Раздел 5. "Учебно-материальная база" (В этом разделе помещаются материалы, предполагающие учебно-методическое и техническое оснащение образовательных процессов).

Список справочной и энциклопедической литературы в кабинете.

Наличие технических, информационно-коммуникационных средств обучения.

Наличие медиатеки, различных средств наглядности и демонстрации.

Перечень дидактических игр и раздаточного материала для организации деятельности.

Наличие статуса (комната, кабинет, лаборатория) кабинета (справка).

Раздел 6. “Самооценка результатов педагогической деятельности” (резюме, подготовленное педагогом, с оценкой собственных профессиональных достижений).

Раздел 7. “Дополнительные материалы” (в него могут быть помещены сертификаты, свидетельства, грамоты, дипломы, благодарности, статьи, рецензии, отзывы учеников, коллег, администрации, родителей, копии публикаций, методических разработок наиболее значимых мероприятий, уроков и т.д. (по усмотрению учителя).

5. Оценка Портфолио

Портфолио оценивается администрацией образовательного учреждения или общественным органом в зависимости от цели представления.

При оценке рассматриваются все материалы портфолио с точки зрения того, как они повлияли на результаты учеников, на повышение квалификации учителя и пр.

Портфолио учителя служит основанием для участия в различных конкурсах, для аттестации на квалификационную категорию, для распределения стимулирующей части оплаты труда.

6. Защита портфолио

Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций PowerPoint.

Защита портфолио проводится публично.  

Защита портфолио проводится в несколько этапов:

- Презентация портфолио.

- Ответы на вопросы по существу представленных документов.

Защита портфолио (с согласия учителя) может стать формой обобщения опыта учителя и проводиться аналогично аттестационной защите портфолио.