В последние годы, как в нашем регионе, так и в стране в целом уделяется большое внимание семье и, в первую очередь, повышению ее ценности, родительства и детства, формированию ее психологической культуры, возвращению людям чувства стабильности. Указом Президента России 2009 год объявлен Годом молодежи. Именно она призвана повысить значимость здорового образа жизни, продлить традиции передачи опыта воспитания детей, возродить здоровую семью, как будущее нашей страны.
В последнее время актуальной проблемой стало уделение первоочередного внимания разнообразию форм и моделей, качеству предоставляемых образовательных, оздоровительных и организационных услуг, востребованных и доступных для всех слоев населения, как детей, так и взрослых.
Отмечая, что основное направление работы МДОУ “Детский сад № 13” – социально-личностное развитие ребенка, приоритет отдается повышению психолого-педагогической культуры участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.
На протяжении ряда лет коллектив МДОУ “Детский сад № 13” сотрудничает с родителями, ведет активный поиск и внедрение новых форм взаимодействия с ними. В связи с нехваткой мест в дошкольных учреждениях многие сады вводят в практику вариативные формы работы для обеспечения наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, создания условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей в домашних условиях.
Третий год в нашем детском саду функционирует семейная группа “Мы с мамой познаем мир” для детей с 1,5 до 3 лет и “Школа личностного роста” для заинтересованных родителей. С 2008 года успешно стартовал проект “Сближение двух миров” при грантовой поддержке администрации города. Эти формы организации работы позволяют нам еще более эффективно взаимодействовать с молодыми семьями.
В 2009 году коллектив разработал проект “К здоровой семье через детский сад”, главной идеей которого стало создание ресурсного центра “Мосты родительства”.
Деятельность ресурсного центра будет направлена на оказание профессиональной помощи родителям для осознанного и ответственного перехода всей семьи на каждую из ступеней развития. Использование вариативных форм работы позволит каждой семье иметь единые стартовые возможности для получения качественного образования при обязательном сохранении и укреплении здоровья ребенка.
Актуальность данной темы связана еще и с тем, что главным потребителем подобных услуг является молодая семья, которая нуждается в психолого-педагогической помощи. А если имеешь необходимые знания, то РОДИТЕЛЯМИ становится БЫТЬ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО.
Именно родители – профессионалы сегодня могут воспитать телесно, душевно и духовно здорового ребенка. И фундаментом этого здоровья должно быть не только физическое оздоровление семьи, но и хорошо продуманная система повышения общей психологической культуры.
Детский сад в рамках функционирования ресурсного центра может взять на себя миссию оказания помощи молодой семье в реализации профессионального родительства, возрождения прерванных народных традиций опыта воспитания детей и комплексной подготовки к ее дальнейшей социализации путем использования вариативных форм работы с социумом.
Созданный кадровый потенциал и материальная база ДОУ позволяют нам несколько расширить функциональные возможности в плане предоставления услуг, как своим воспитанникам, так и населению.
90 % педагогов имеют высшее образование, хороший творческий потенциал и желание совершенствовать свой профессиональный и личностный уровень. Наши сотрудники регулярно проходят семинарское обучение, тренинговые занятия специалистов республики и России, принимают участие в сетевых образовательных сообществах, активно делятся мастерством с педагогами города.
В последние годы значительному пополнению материальной базы способствуют дополнительные внебюджетные вливания (платные образовательные услуги и грантовая поддержка от участия в конкурсах и проектной деятельности группой творчески работающих педагогов), на средства от которых оборудована сенсорная комната <Рисунок 1>, музыкальный и физкультурный залы, приобретены современные аудиовизуальные средства обучения (интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук).
Рис. 1
Вашему вниманию мы хотели бы предложить модель функционирования ресурсного центра, представляющую систему повышения психолого-педагогической компетентности родителей с момента зарождения новой жизни и ее поддержка в течение 10 первых лет, оказание им помощи в переориентации на здоровый образ жизни.
Эта система поможет:
– успешно подготовить родителей к рождению здорового малыша,
– получить знания и приобрести опыт взаимодействия с ребенком от 0 до 10 лет,
– адаптироваться всей семье в связи с переходом ребенка на каждую новую ступень
развития. <Приложение 1>
На 1-й ступени, которую мы назвали “Осознанное родительство”, идет обучение профессиональному родительству будущих мам и пап в рамках работы клуба молодой семьи “Истоки”.
Специалисты центра помогут будущим родителям сознательно прожить период взращивания своего дитя и осознать свою миссию родителя гораздо раньше того времени, когда их ребенок появится на свет.
В основе наших занятий лежит оздоровительная экологическая программа “К здоровой семье через детский сад”, разработанная специалистами ВУЗов России.
Основные направления работы клуба:
– курс лекций по подготовке к родам “Роды в радости” с презентацией и показом
видеофильмов;
– курс лекций и практических занятий “Родительский клуб” (семейные занятия с
будущими мамами и папами);
– организация специальных занятий для пап в “Клубе молодого отца”;
– релаксационные занятия в сенсорной комнате для родителей;
– проведение психологических тренингов.
2-я ступень называется “С любовью – в мир”. Это открытие школы родительства “Кенгуру” предполагающий организацию цикла развивающих совместных занятий “Мать и дитя” с детьми до 1-го года. Это и практикум “Материнский массаж” и “Комплекс пестования младенцев”, так необходимые на сегодняшний день молодым родителям, желающим воспитывать своих малышей в национальных традициях своего народа.
3-я и 4-я ступени предполагают организацию занятий в рамках функционирования групп кратковременного пребывания: для детей 1–3 лет в семейной группе “Вместе с мамой познаем мир”, с 3 до 7 лет – в группе “Развивайся играя” <Рисунок 2>.
Рис. 2
Основные задачи работы групп:
– Формирование коммуникативных навыков ребенка и сопровождающего его
взрослого через обучение адекватной модели взаимодействия и выработки
компетентной педагогической позиции к собственному ребенку;
– Формирование, расширение и обогащение зоны ближайшего развития через
совместную деятельность взрослого и ребенка, развитие навыков ведущих видов
деятельности;
– Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
– Оказание помощи в адаптации детей к коллективу сверстников и взрослых.
5-я ступень ресурсного центра называется “В добрый путь!” предоставляет услуги и охватывает родительский состав и воспитанников нашего ДОУ, бывших выпускников и жителей микрорайона.
Основные направления деятельности службы:
– Консультативная помощь родителям социума,
– Организация психологических тренингов,
– Проведение релаксационных занятий в сенсорной комнате,
– Углубленная диагностика по запросам,
– Патронаж семьи и консультация родителей детей с 7 до 10 лет.
Для успешной работы ресурсного центра необходимо привлечение специалистов образовательных и оздоровительных учреждений, уделяющих непосредственное внимание здоровому и полноценному развитию личности ребенка и молодой семьи, формированию их психологической культуры.
Содержание образования в Центре осуществляется по программам:
– “Программа воспитания и обучения в детском саду” под редакцией Л.А.
Васильевой, Москва, 2005.
– “Я, ты, мы” О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина, Москва, 2004.
– “Развивайся играя” Л.Б. Малетина, Чебоксары, 2007.
– “Дитятко” Е.В. Ларечина, Санкт-Петербург, 2006.
– “К здоровой семье через детский сад” В.С.Коваленко, С.-Петербург, 2006.
Центр осуществляет свою деятельность в тесной взаимосвязи с социальными организациями (многие из них находятся в непосредственной близости от ДОУ):
– МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 10”;
– ЧРИО,
– ЧГПУ им. И.Я.Яковлева,
– психологическими центрами “Содружество”, “Развитие” (г.Чебоксары);
– ГУЗ РЦ “ЛФ и СМ”,
– МУЗ “Родильный дом № 2”
– МУЗ “Вторая горбольница”
– НП “Ответственное родительство” (г.Санкт-Петербург).
Предложенная нами модель функционирования ресурсного центра <Приложение 2> по предоставлению широкого спектра услуг на практике может быть применена в образовательных учреждениях и города, и села, где трудятся специалисты, которым не безразлична судьба молодежи, ребенка, молодой семьи и психологическое здоровье подрастающего поколения нашей страны.