Цель: Развитие музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.
Дети вбегают в зал на носочках, останавливаются свободно.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку:
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает?
Дети. Весной.
Музыкальный руководитель. Правильно, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в весенний лес, в волшебный мир музыкальных звуков. Путешествовать мы будем вот на этом чудесном, по-весеннему ярком, поезде. Занимайте места в вагончиках. Машинистом будет Данил. А чтобы было веселее в пути, мы распоемся на попевке “Машинист”, подготовим свои голоса к пению. Попевка начинается с высокого, тоненького звука, поэтому давайте на высокие звуки немного приподнимем голову, а на низкие – немного опустим. Вот так (показ). Будьте внимательны, и после того, как споет Данил, начинаем петь все вместе, дружно, не выкрикивая слова.
Воспитатель. Все готовы? Тогда в путь!
∮ Дети исполняют попевку “Машинист”, музыка А.Филиппенко.
Воспитатель:
Остановка “Лесная полянка”.
– Ребята, выходите из вагончиков. (Звучит фонограмма птичьих голосов.) Слышите, как радостно поют, щебечут птицы? Это они радуются приходу весны. Вот чирикают воробьи, трещит сорока, а вот слышны трели жаворонка. Ребята, как поют птицы?
Дети. Звонко, радостно, весело.
Музыкальный руководитель. А сейчас, ребята, подойдите ко мне ближе и послушайте, как представил себе образ птиц и передал в музыке композитор М. Красев. Пьеса называется “Воробушки”.
∮ Звучит пьеса “Воробушки”, музыка М. Красева.
Музыкальный руководитель. Ребята, какой характер музыки?
Дети. Веселый, игривый, радостный, отрывистый.
Музыкальный руководитель. Как вы думаете, что под эту музыку могут делать воробьи?
Дети. Прыгать, чирикать, клевать.
Музыкальный руководитель. А ходить под такую музыку можно? (Нет.) Почему?
Дети. Потому, что она отрывистая, легкая.
Музыкальный руководитель. Правильно, молодцы. Так как называется эта пьеса?
Дети. “Воробушки”.
(Звучит гудок паровоза.)
Воспитатель. Ребята, слышите гудок паровоза? Он зовет нас в дорогу. Занимайте места в вагончиках.
Музыкальный руководитель. Ребята, когда вы ехали на станцию “Лесная полянка”, вы пели попевку хорошо, правильно приподнимали и опускали голову, а сейчас давайте споем еще дружнее, еще веселее.
∮ Дети исполняют попевку “Машинист”, музыка А.Филиппенко.
Воспитатель:
Станция “А ну-ка, повторяй-ка!”
– Ребята, выходите из вагончиков. (Замечает Гнома с метлой).
Ой, а кто это тут хозяйничает?
Да это же Гном.
Здравствуй, Гномик, как дела?
Гном. У меня уборка.
Воспитатель. Для чего тебе метла?
Гном. Снег смести с пригорка.
Воспитатель. Для чего тебе ручьи?
Гном. Мусор смыть с дорожек.
Воспитатель. Для чего тебе лучи?
Гном. Для уборки тоже.
Я лужайки подсушу,
Поплясать вас попрошу.
Воспитатель. Гномик, почему твоя остановка называется “А ну-ка, повторяй-ка”?
Гном. А потому, что я сейчас буду показывать вам танцевальные движения, а
вы должны их правильно и красиво повторить.
Справитесь?
Дети. Да!
Гном. Ну, тогда девочки – покажите свои красивые платья, а мальчики – поставьте руки на пояс. А теперь смотрите внимательно: сначала я буду показывать движения, а потом будем плясать все вместе.
∮ Музыкально-ритмические движения: пружинка; выставление ноги напятку, на носок; приставной шаг в сторону с притопом.
Гном. Ай да ребята, ай да молодцы!
Воспитатель. Гномик, ты заметил, как ребята и голову красиво наклоняли, и носочек оттягивали, и притопывали ногой задорно?
Гном. Да, мне очень понравилось. А сейчас я покажу новое движение, которое ребята будут учить на следующем занятии. Оно называется приставной шаг в сторону с притопом и хлопком. (Показывает.) А теперь, кто хочет со мной его повторить? (Дети повторяют).
Гном. Молодцы, хорошо повторяли мои движения. А вы сами какой-нибудь танец плясать умеете?
Воспитатель. Гномик, посмотри, как наши ребята учатся танцевать Польку. Мальчики, не забудьте правильно пригласить девочек к танцу. Обязательно соблюдайте расстояние между парами, чтобы круг был ровным и красивым. Все движения старайтесь выполнять точно под музыку.
(При необходимости можно во время исполнения танца напомнить: “смотрим в глаза друг другу, улыбаемся”, “у мальчиков свободная рука на поясе” и т.д.)
∮ Дети исполняют танец “Полька”.
Воспитатель. Гномик, тебе понравилось, как ребята танцевали?
Гном. Да, очень. Все-все старались. А больше всех мне понравилась вот эта пара.
Воспитатель. Давайте посмотрим, как эти ребята исполнят последнюю часть танца – бег по кругу, затем мальчик становится на одно колено, а девочка оббегает его и кружение лодочкой. Давайте сделаем шире круг. (Танцует одна пара.) Замечательно. Приглашаю всех вас повторить эти движения еще раз. И ты, Гномик, становись с кем-нибудь в пару. Повторяется 3 фигура танца.
Гном. Ну спасибо, малыши, поплясали от души. Теперь я тоже умею танцевать “Польку” и научу всех-всех лесных жителей.
(Звучит гудок паровоза.)
Воспитатель. Ребята, паровозик снова зовет нас в дорогу. Попрощайтесь с Гномиком.
Дети садятся в вагончики. Гномик, подметая, уходит за занавес.
∮ Дети поют попевку “Машинист”, музыка А. Филиппенко.
Воспитатель:
Станция “Запевай-ка!”
Выходите, ребята, из вагончиков и проходите на эту лесную полянку. Смотрите, на ней живут две тетери. Вы знаете о них песню?
Музыкальный руководитель. Проходите, ребята, сюда и садитесь вот на эти лесные бревна. Но перед тем, как мы начнем петь, давайте вспомним, как нужно правильно произносить некоторые слова. Сначала слова скажу я, а затем все вместе: “На нашем на лугу”, “поклевали, улетели”. Хорошо. 1 часть песни мы будем петь высоким, тоненьким голоском, напевно и протяжно тянем мелодию, как ниточку. 2 часть песни будем петь немного быстрее, потому что тетери очень хотели есть и торопились.
Послушайте, как надо петь (показ муз. руководителя). Всем понятно? Внимательно послушайте первый звук песни, его нужно спеть очень тоненьким голоском. Давайте попробуем.
А теперь споем всю песню.
∮ Дети поют русскую народную песню “Две тетери”, обработка В.Агафонникова.
Усложнение: 2 часть песни начинаем петь тихо, затем делаем крещендо.
Музыкальный руководитель. А сейчас, ребята, вы должны узнать, к какой песне вступление я сыграю. (Звучит вступление к песне “Зима прошла”, музыка Метлова.) Правильно, это песня “Зима прошла”. О чем она?
Ребенок. О том, как радуется зиме воробей… (ответы детей).
Музыкальный руководитель. Чтобы песня прозвучала радостно, нужно петь ее весело, легким звуком, не выкрикивая слова. Для этого будем хорошо открывать рот, округляя губы и работать язычком и губами. Вот так (показ). Давайте споем все вместе.
∮ Дети исполняют песню “Зима прошла”, музыка Метлова.
А теперь мы проведем маленькое соревнование: 1 куплет песни споют 3 мальчика, 2 куплет – 3 девочки, а 3 куплет мы споем все вместе. Ребята, слушайте внимательно, так как необходимо будет решить, кто спел лучше – девочки или мальчики.
Песня исполняется подгруппами. Дети оценивают исполнение. Индивидуальные ответы.
На прошлом занятии я вам рассказывала, как можно петь песни цепочкой. В цепочке колечки цепляются одно за другое и она получается длинной и красивой. Так и в пении: вы должны петь песню без остановки друг за другом по 1 музыкальной фразе (показ). Важно быть очень внимательными, чтобы наша цепочка не оборвалась. А воспитательница вам будет помогать вот этим цветочком: показывая, кто поет следующим. Готовы?
∮ Пение цепочкой.
Молодцы, ребята, все старались, хоть и было трудно. Послушайте в исполнении Карины новую шуточную песню “Жили-были”.
∮ Звучит песня “Жили-были”, музыка А. Пахмутовой, сл. Ю.Черных.
Музыкальный руководитель.
– Понравилась вам песня? (Да!)
Кто запомнил, как звали кошку? (Жучка.)
А собаку? (Мурка.)
А курицу? (Буренка.)
Вот видите, ребята, как в этой песне все перепутано, потому что это
песенка-путаница.
Хорошо мы с вами поработали, а теперь пора отдохнуть.
Воспитатель. Идемте, ребята, походим по этой полянке, рассмотрим ее внимательно.
Там, где речка-баловница
По камням течет-струится,
Там, где лес густой шумит,
Дом бревенчатый стоит.
Подойдем-ка мы к окошку
И послушаем немножко (прислушиваются).
– Ребята, вы слышите странные звуки, как будто кто-то плачет?
(Заглядывает в окошко, стучит.)
– Кто ты и почему плачешь?
(Из окошка выглядывает старушка.)
Старушка. Я девочка Ира. Я тоже ходила в детский сад, но злая Баба Яга заколдовала меня и я стала такой старой. Помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель. Но что мы можем сделать?
Старушка. Вы должны узнать, на каких музыкальных инструментах я буду играть. Если правильно определите – я опять стану девочкой. Очень прошу вас: будьте внимательными.
∮ Проводится музыкально-дидактическая игра “Узнай музыкальные инструменты” (треугольник, бубен, румбу, колокольчик, деревянные ложки, трещотку, погремушку, маракасы).
Воспитатель берет из домика музыкальные инструменты, которые узнали дети и кладет их на столик.
Старушка. А теперь самое сложное задание: вы должны хорошо подумать и сказать, каким одним словом можно назвать все эти инструменты?
Дети. Шумовые.
Воспитатель. Ребята, почему они так называются?
Дети. Потому, что издают шум.
Воспитатель. А можно на них исполнить мелодию?
Дети. Нет.
Воспитатель. На каких музыкальных инструментах можно сыграть мелодию?
Дети. На фортепиано, баяне, гитаре, скрипке и т.д.
Девочка выходит из домика.
Девочка Ира. Спасибо, ребята, за то, что выручили меня из беды.
Воспитатель. Вот видите, дети, как ваши знания могут пригодиться в жизни. Берите музыкальные инструменты и становитесь в круг, поиграем в игру “Оркестр”. Слушайте внимательно задание: на тихую музыку будут играть ребята на самых нежных музыкальных инструментах – треугольниках и колокольчиках, а на громкую – все остальные.
∮ Проводится игра “Оркестр”, русская народная мелодия.
Воспитатель. Молодцы, ребята, внимательно слушали музыку, вовремя меняли инструменты. Давайте аккуратно положим их на столик. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в вагончиках.
∮ Дети исполняют 3 куплет песни “Машинист”.
Музыкальный руководитель. Ну вот и закончилось наше путешествие. Чем вам запомнится оно? (Ответы детей.)
Дети выходят из зала.