Мастер-класс "Фрагменты занятий и игровые ситуации с детьми 3–4 лет"

Разделы: Работа с дошкольниками


Формирование гендерной культуры – актуальная проблема современности. В предшествующий период отечественной педагогикой был упущен один из важнейших аспектов воспитания личности ребенка – гендерный аспект, предполагающий, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько воспитанием и распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского начал.

Заинтересовавшись этой проблемой, мы изучили литературу “Мальчики и девочки. Два разных мира” Т.П. Хризман, В.Д.Еремеевой.; “Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду” Т. Н. Дороновой. В результате анализа этой литературы мы сделали вывод, что именно в период дошкольного детства необходимо формировать гендерную устойчивость. Помочь детям понять, что гендер не меняется: мальчики станут мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится от ситуации или личных желаний ребенка. Вот уже второй год мы работаем по данной проблеме и эта работу мы считаем очень важной и интересной.

Целью предложенного Вашему вниманию мастер-класса является передача опыта воспитателям, которых интересует проблема гендерного подхода в обучении, воспитании и развитии детей 3–4 лет.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Наша встреча проходит в средней группе № 3 “Солнышко”. Списочный состав группы – 22 ребенка. Из них 12 девочек, 10 мальчиков.

С января 2009 года мы воспитываем, обучаем и развиваем своих девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей по пособию “Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду”, автором которого является Доронова Т.Н.

Мы считаем это важным, так как именно с 3-х лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики вырастут и станут мужчинами, а девочки – женщинами, и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. А задача взрослых – помочь детям понять это.

Большую помощь в решении этой задачи нам оказывает предметно-методический комплект. В него входят:

  • заячья семья;
  • комплект деревянных овощей, фруктов, грибов, ягод;
  • виды транспорта, милицейский жезл, точная копия настоящего жезла, которым пользуются инспекторы дорожного движения;
  • фотоматериал для познавательно-речевого развития (фото одежды, животных, овощей, фруктов)

С помощью этого комплекта мы решаем огромное количество общеразвивающих задач и осуществляем дифференцированный подход к формированию гендерной устойчивости.

Мне хочется подробнее рассказать о семье зайчат. Все зайчики разные. Среди них нет двух одинаковых. Девочки и мальчики легко различают их по одежде. У некоторых детей даже есть свои зайчики, они запомнили детали их одежды.

А подвижные части тела зайчат (голова, туловище, ноги) позволяет детям организовать с ними любую сюжетную игру (показать их на машине, самолете). Заячья семья нам очень нравится, и наши дети ее очень любят, постоянно заботятся о ней и проявляют неподдельный интерес.

Особенно хочется отметить, что эта семья помогает в работе с застенчивыми детьми, им легче было общаться с зайчиками. В группе много игрушек, а предпочтение они отдают именно им. Просят родителей купить зайчиков домой. Еще очень интересный случай мы наблюдали: Вечер. Дети увлеченно играют, рисуют, мы взрослые готовимся к родительскому собранию. И был такой момент, что с зайчиками никто не играл. Стоило только нам взять в руки заячью семью, как дети поняли, что мы их уносим из группы, они засыпали нас вопросами: “Куда? Зачем? Почему? А они вернутся?

Это ситуация нам позволила сделать вывод, что заячья семья играет очень важную роль в жизни наших воспитанников.

Мы работаем, в этом направлении 2-ой год и нам хотелось бы, поделиться с вами опытом нашей работы.

Цель сегодняшнего мастер – класса: показать на практике, как мы решаем задачи по разным направлениям развития детей с учетом гендерных особенностей. Большую помощь в решение этих задач нам оказывает предметно-методический комплект. В него входят игрушки и отдельные атрибуты для игр и занятий. Отличительной особенностью этого комплекта являются деревянные игрушки, созданные Климовскими народными мастерами. Они радуют, развивают, обучают и воспитывают наших детей, с их помощью можно сформировать у детей привлекательность своего пола

А сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и коллегам справа взять на себя роль девочек, а коллегам слева – роль мальчиков. Вам три с половиной года. И у нас с вами занятие по рисованию.

Ход занятия

Воспитатель от имени мамы-зайчихи говорит:

“Здравствуйте девочки и мальчики! Мои зайчики хотят, чтобы у них были свои расчески, как у вас, у каждого своя. Помогите нарисовать их. Причем они будут очень рады, если для зайчат – девочек нарисуют мальчики, а для зайчат – мальчиков нарисуют девочки”.

Воспитатель: Ну что поможем маме – зайчихе? Нарисуем расчески для зайчат?

Давайте сначала рассмотрим расчески (длинные, короткие, узкие, широкие с ручкой и т.п.). Какие из этих расчесок подойдут для мальчиков, а какие – для девочек? Что общего у всех расчесок? (зубья) Верно. Показываю, как можно их изобразить короткими линиями сверху вниз простым графитным карандашом. Затем предлагаю детям выбрать по расческе, какая им больше всего понравилась, но при этом напоминаю, что девочки будут рисовать для зайчиков – мальчиков, а мальчики для зайчиков – девочек. Дети рисуют зубья расчески короткими линиями сверху вниз.

По окончании работы девочек и мальчиков хвалит мама – зайчиха. Благодарит.

Цель: учить детей изображать зубья расчески короткими вертикальными линиями сверху вниз, самостоятельно выбрав готовую форму.

Цель была достигнута, гендерные особенности были учтены в игровой форме.

Во-первых им был предоставлен выбор, во-вторых они приготовили подарок для противоположного пола.

Вашему вниманию фрагмент занятия по развитию речи.

Цель этого фрагмента: закрепить правильное произношение звука “Ф”, упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательной формы существительных.

Воспитатель: Девочки и мальчики. Мне нужна ваша помощь. Я получила две посылки, а в них какие-то вещи. Одна посылка для мальчиков, а другая для девочек. А какая из них кому я не знаю. Помогите, пожалуйста, разобраться в этом.

Ребята, как вы думаете, какая посылка для мальчиков? Почему? Какого она цвета? А какая посылка для девочек? Почему? Какого она цвета? Я буду по очереди доставать из посылок вещи, а вы должны их называть. Из посылки мальчиков достаю фуражку, спрашиваю: “ Мальчики, что это?” (Фуражка) (Хоровые и индивидуальные ответы). А как можно назвать ее ласково? и т.д.

Для мальчиков: фуражка – фуражечка, фонарь – фонарик, флаг – флажочек, телефон – телефончик.

Для девочек: фартук – фартучек, салфетки – салфеточки, фен – фенчик, кофта – кофточка.

Вот сколько замечательных вещей мы получили по почте, давайте назовем их еще раз.(Называем). Во всех этих словах живет звук (ф). Давайте все вместе произнесем этот звук. Девочки будут произносить тихо, а мальчики погромче. Сделаем вдох и на выдохе произносим (ф). (хоровые и индивидуальные ответы). Молодцы!

Помогли определить, где, чья посылка.

В этом фрагменте занятия нам удалось достигнуть цели через предметы предназначенные для мальчиков и девочек.

Следующая игровая ситуация: “Кто что носит”.

Цель: расширять представления детей о предметах одежды, которую носят мальчики и девочки; побуждать детей правильно называть предметы одежды, их цвет.

Девочки и мальчики, помогите разложить одежду по шкафам. Этот шкафчик для мальчиков, а этот шкафчик для девочек. Показываю по очереди разные предметы одежды, которые принадлежат либо девочке, либо мальчику. Что это? (платье). В чей шкаф мы его кладем? (девочек) и т. д.

Вот какие вы молодцы, помогли мне разложить вещи по шкафчикам.

Цель этой игровой ситуации мы достигли. При помощи фотографии мы показали привлекательность одежды мальчиков и девочек

Следующая игровая ситуация: “Готовим обед”.

Цель: учить детей классифицировать овощи и фрукты.

Девочки и мальчики мне нужна ваша помощь.

Здесь и овощи, и фрукты…”
Как же нам их разложить?
Назовите-ка продукты,
Чтоб компот и щи сварить.

Воспитатель: Дети, давайте вспомним, как называются эти овощи и фрукты. Что это?

Дети: Капуста.

Воспитатель: Куда мы ее положим в щи или компот?

Дети: В щи.

Воспитатель: А это что?

Дети: Яблоко.

Воспитатель: Куда мы его положим?

Дети: В компот.

Воспитатель: А теперь мы будем готовить обед. В большой кастрюле мы будем варить щи, а в маленькой компот. Девочки отберут фрукты для компота, а мальчики овощи для щей.

овощи – лук, морковь, капуста, помидоры;
фрукты – лимон, апельсин, яблоко, груша.

После этого предлагаю поставить кастрюли на плиту, прошу маму-зайчиху сварить обед.

Цель этой игровой ситуации мы достигли через классификацию овощей и фруктов.

Рефлексия:

Поделитесь своими впечатлениями. Скажите, что из увиденного сегодня вы примените на своих занятиях?