Учебно-методическое обеспечение: УМК по математике под редакцией М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: счетный набор, касса цифр, образцы написания цифр и математических знаков, карточки для самостоятельной работы, рабочая тетрадь, карточки с солнышками для рефлексии, предметные картинки (воробьи), фотографии в альбоме, чучело сороки, конфеты в вазе.
Время реализации занятия: 35 минут.
Задачи занятия:
- Образовательные: формирование вычислительного навыка и умения решать задачи и примеры на сложение и вычитание чисел в пределах 10;
- Развивающие: развитие образного и логического мышления и речи; развитие интереса к математике;
- Воспитательные: воспитание внимательного и бережного отношения к окружающему миру.
План занятия:
- Организационный момент. Мобилизация внимания учащихся, создание мотивации к действиям на уроке.
- Проверка домашнего задания.
- Постановка темы урока.
- Закрепление умений вести счет предметов в прямом и обратном порядке.
- Дальнейшая работа по формированию вычислительного навыка и умений складывать и вычитать в пределах 10.
- Формирование навыка каллиграфического письма цифр и математических знаков.
- Закрепление умений решать задачи на нахождение суммы и разностное сравнение. (Самостоятельная работа)
- Подведение итогов урока.
- Задание на дом.
- Рефлексия.
Ход занятия
1. Организационный момент. Мобилизация внимания учащихся, создание мотивации к действиям на уроке.
Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок математики? Раскрасьте, пожалуйта, на листочках солнышко.
2. Проверка домашнего задания. Стр. 37 № 5.
9 – 4 9 – 5 9 – 6 |
10 – 7 10 – 8 10 – 9 |
2 + 5 2 + 6 2 + 7 |
6 + 4 7 + 3 8 + 2 |
Коль хотите отличиться,
Предлагаю не лениться.
Буду рада я всему,
А пока прошу загадку
Вас, ребята, отгадать,
А точнее, мне сказать:
– В каком примере самый маленький ответ?
– Есть ли у нас пример с ответом 6?
– Назовите адрес этого примера: “Первое слагаемое 8, второе слагаемое 2. Сумма 10”
(4-й столбик, третий пример или третья строка сверху, четвертый пример слева и т.д.)
– Чем похожи примеры второго столбика?
– Что общего в примерах четвертого столбика?
– А какие вопросы вы могли бы придумать по домашнему заданию?
3. Постановка темы урока. Мобилизация внимания учащихся.
Сегодня, я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла с одной девочкой, живущей в маленьком доме на окраине маленькой деревни. Только очень вас прошу, ребята, мне помогать, когда я буду рассказывать вам ее. Тогда вам все будет понятно, что же произошло с нашей героиней. И почему сегодня мне захотелось рассказать вам эту историю!
“Когда девочке исполнилось 7 лет, она, как и все ребята, пошла, учиться в школу. В школе ей нравилось все. Но больше всего она полюбила уроки математики. Нравилось ей, и считать, и решать примеры, и размышлять над задачами. И вот однажды….
4. Закрепление умений вести счет предметов.
Девочка осталась дома одна. Сначала она открыла бабушкин сундук и тихонько полистала альбом со старыми фотографиями. (Счет фотографий в альбоме.) Потом отыскала вазочку с конфетами (счет конфет в вазе) и съела несколько штук, а это ей было строго запрещено. Потом сделала себе новую прическу. Затем погладила кошку и угостила ее конфетой, но кошка почему-то не стала ее есть и девочка обиделась: “Жалко конфету. Была, наверное, очень вкусная”.
А когда ей уже нечего было делать, она села у окна и задумалась.
– Наконец-то у меня есть свободная минута, – сказала она самой себе и открыла окно.
На ветке черемухи сидели воробьи.
– Эй, воробьи, что вы любите делать, когда у вас бывает свободная минута?
– У нас не бывает свободной минуты! – зачирикали ее в ответ воробьи.
– А я в свободное время люблю считать. Вот давайте я пересчитаю вас. (Счет предметных картинок с изображением воробьев – по 1, парами до 10 и обратно.)
И пока девочка считала, все воробьи разлетелись. Она вышла во двор. Там на березе сидела сорока (чучело сороки).
– Эй, сорока, а что ты любишь делать, когда у тебя бывает свободное время?
– У меня нет свободного времени! – прострекотала сорока. Я каждую минуту ищу себе пищу.
– А я в свободное время люблю решать примеры. Вот послушай!
5. Работа по формированию вычислительного навыка и умений складывать и вычитать числа в пределах 10.
Работа с кассой цифр. Учитель читает пример, ребята сигналом показывают ответ.
7 + 3 6 – 4 8 – 7 |
2 + 7 – 8 1 + 8 – 6 10 – 6 + 5 |
10 – 7 3 + 3 + 1 10 – 9 |
Но когда девочка закончила решать, сороки уже не было на березе.
Девочка подошла к беседке, села и внимательно посмотрела на куст смородины, растущий напротив. Солнышко освещало спелые ягоды смородины. Ягоды были так красивы! И девочка вспомнила, что сегодня на уроке математики ее учительница похвалила за то, что она красиво написала показы в тетради и точно также сказала: “Как красиво!”
6. Каллиграфическая минутка.
(Запись в тетради индивидуальных показов.)
Налюбовавшись ягодами смородины, съев несколько штук, она закрыла глаза и притихла. Ей захотелось посидеть молча.
Игра “День и ночь”.
На слово “ночь” дети закрывают глаза и слушают звуки коридора (класса, звуки за окном).
На слово “день” – “просыпаются” и рассказывают о том, что услышали.
7. Закрепление умений решать задачи. (Самостоятельная работа.)
Открыла глаза и наша девочка. На самой макушке смородины она заметила паука.
– Паук, а ты чем любишь заниматься в свободное время?
– Ты не видишь мою паутину? – ответил паук. Это и есть мое любимое занятие.
– А я люблю решать задачи. Вот посмотри!
Девочка достала из карманчика блокнот и карандаш, и стала решать задачу.
Порешаем и мы.
(У каждого ученика карточка с предложенными задачами.)
* В паутину паучка попались 7 мошек и 2 комарика. Сколько всего мошек и комариков поймал паук? * У жука – 6 ног. А у
паука – 8 ног. |
(Проверка в индивидуальном порядке.)
Теперь девочке захотелось выйти со двора. Она побежала по узкой тропинке к ручью.
8. Физминутка:
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали
Руки кверху все подняли,
А потом и побежали.
Девочка подошла к ручейку. Он булькал и журчал.
– Кто напьется моей водицы, будет самым добрым, самым внимательным, самым сообразительным – проговорил ручей.
Но девочка не стала пить воду из ручейка. Ей захотелось поскорее вернуться домой. И она побежала. Около куста смородины девочка остановилась и вновь увидела паучка. Он был занят своим любимым делом.
– Молодец! Какой трудолюбивый! – сказала девочка.
Около калитки она заметила знакомую сороку. Она пыталась что-то вытащить из земли. Наконец сорока схватила дождевого червя и улетела.
– Молодец! Какая внимательная! – сказала девочка.
Ей больше не хотелось гулять. Она села на стульчик возле окна и задумалась.
– Как хорошо я провела свободное время!
9. Подведение итогов урока.
– Как вы думаете, ребята, почему сегодня мне захотелось рассказать вам эту историю?
– Похожа ли наша история на сказку?
– А что бывает в реальной жизни?
– Как вы думаете, почему девочка не стала пить воду из ручья?
– Чем полезен был урок для вас?
10. Задание на дом.
Нарисовать девочку такой, какой вы себе ее представили.
11. Рефлексия.
– Улучшилось ли ваше настроение к концу урока? Раскрасьте второе солнышко на своих листочках.
А я благодарю вас за урок.
Вы были все внимательны и активны. Я думаю, что мы с пользой провели наше время.
Рефлексия учителя (солнышко прикрепляется к доске).