Урок по химии на тему "Получение кислорода"

Разделы: Химия


Цель урока:

  • способствовать формированию знаний учащихся о способах получения кислорода в природе, промышленности и лаборатории, доказательства наличия и способах его собирания;
  • способствовать формированию умений выделять общие и существенные признаки; умений видеть проблему и найти пути ее решения; умений применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий;
  • продолжить развивать память, внимание, творческую активность;
  • продолжить развитие самостоятельности, умения работать в группах;
  • продолжить формирование коллектива.

Организационный момент.

Вводная часть

– Какую главу изучаем? (Простые вещества.)

– Какие вещества называются простыми? (Вещества, молекулы которых состоят из атомов одного вида.)

– На какие группы делятся простые вещества? (На металлы и неметаллы.)

Изучение нового материала.

Мы продолжаем знакомиться с простыми веществами. Сегодня узнаем больше о веществе, о котором Берцелиус сказал, что вокруг него вращается земная химия. Что это за вещество вы узнаете, выполнив следующее задание. Вместо … вставьте слово, которое соответствует элементу вещества, и запишите слово в тетради. (Приложение 2.)

1. … – самый распространенный элемент земной коры.

2. Молекула простого вещества озона образована элементом …

3. В воздухе содержится 21% …

4. Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является …

5. В состав воды входят два атома водорода и один атом …

– Вы записали одно слово?

– Кто записал несколько слов?

– Какое это слово? (Кислород.)

Итак, начинаем изучать простое вещество кислород!

– Почему изучаем эту тему? Чем важен кислород? (Кислород необходимое вещество для дыхания, самый распространенный элемент земной коры, входит в состав воды.)

– В разделе простые вещества стоит жизненная задача, которая связана с кислородом. Прочитайте ее.

Жизненная задача.

Для путешествия по пещере необходим запас кислорода. Как его можно добыть в походных условиях?

– На основе жизненной задачи скажите, что должны изучать сегодня? (Как получают кислород?)

Тема урока: “Получение кислорода”.

При изучении этой темы:

  • вы узнаете, какие вещества и химические реакции используются для получения кислорода;
  • научитесь записывать соответствующие уравнения реакций;
  • научитесь получать кислород и доказывать его наличие.

Для решения той жизненной задачи, которая перед нами стоит, поработайте в группах.

Класс разбит на пять групп по 4 человека. Каждая группа имеет свое задание. (Приложение 1.)

– Внимательно изучите информацию, ответьте на вопросы, запишите уравнения реакций.

Работа в группах.

Затем представление выполненного задания. Один представитель от группы отвечает устно на вопросы задания, а второй записывает уравнения реакций на доске.

– Будьте внимательны, слушая друг друга. По ходу ваших выступлений будем оформлять схему – получение кислорода.

Используя кислород воздуха для дыхания, уменьшаем его количество. Но содержание в воздухе остается постоянным – 21%. Как же поддерживается необходимое нам постоянное содержание кислорода? Как получается кислород в природе?

Выступление 1 группы о получении кислорода в природе.

Уравнение реакции

Общий вывод: кислород в природе получается благодаря процессу фотосинтеза в растениях на свету.

Оформляется часть схемы

– Подходит ли данный способ для решения жизненной задачи? (Нет, для фотосинтеза необходим свет.)

Кислород необходим не только в природе. В промышленности его используют для получения металлов и других необходимых веществ. Для этого кислород необходим в больших количествах. Способы получения, которые используются при этом, так и называются – промышленные.

Выступление 2 группы о получении кислорода в промышленности.

Уравнение реакции

Общий вывод: кислород в промышленности получают из воздуха и воды.

– Почему для получения больших количеств кислорода используют воздух и воду? (наиболее распространенные вещества в природе, содержащие кислород)

Оформляется часть следующая часть схемы “Получение кислорода”

– Подходит ли данный способ для решения жизненной задачи? (нет, дорогостоящее оборудование, такие процессы занимают много времени)

В Англии на одной из площадей г. Лидса стоит памятник ученому. В правой руке он держит линзу, чтобы собрать пучок солнечных лучей, а в левой – тигель с оксидом ртути. Молодой человек сосредоточен и внимателен, ожидает результаты опыта. Это Джозеф Пристли, англ. ученый, запечатленный в момент получения кислорода в своей лаборатории.

Рассматриваем лабораторные способы получения кислорода.

Выступление 3 группы о некоторых способах получения кислорода в лаборатории.

Уравнения реакций

Все химические реакции разложения.

Вывод: данные способы не подходят для решения жизненной задачи, т.к. соединения ртути ядовито, а калийной селитры может и не оказаться в походных условиях.

– Этими лабораторными способами не ограничивается получение кислорода. Есть еще несколько способов получения кислорода в лаборатории.

Выступление 4 группы о наиболее распространенный способах получения кислорода в лаборатории.

Уравнения реакций

MnO2 – катализатор, ускоряет химическую реакцию, но сам при этом не расходуется.

Все химические реакции разложения.

Общий вывод: в лаборатории кислород получают реакциями разложения кислородсодержащих веществ при нагревании или действии катализатора.

Оформляется оставшаяся часть схемы.

– Оцените данные вещества, условия протекания реакций для использования в походных условиях.

Учащиеся высказывают предположения.

Например, для получения кислорода в походных условиях можно использовать реакцию разложения перманганат калия, который всегда есть в аптечке. Можно использовать также разложение пероксида водорода, для данной реакции применить в качестве катализатора можно кровь, слюну, которые содержат природные катализаторы.

– Получив кислород, необходимо также определенным образом его собрать и доказать наличие.

Выступление 5 группы о способах собирания кислорода и доказательстве его присутствия.

Общий вывод: кислород собирают методом вытеснения воздуха и воды, наличие кислорода доказывают с помощью тлеющей лучинки.

Выполнение лабораторной работы “Получение кислорода разложением перманганата калия и доказательство его наличия” в парах.

Перед работой повторяются правила по технике безопасности при работе со спиртовкой и при нагревании.

Заключение.

– Достигли ли целей урока?

– Как получают кислород?

Вывод по уроку: кислород можно получить в природе, промышленности и лаборатории. Для получения кислорода используют реакции разложения кислородсодержащих веществ. Реакции протекают при нагревании или в присутствии катализатора.

Домашнее задание.

Выберете то задание, которое вам больше нравится.

Задание № 1.

Расскажите своему другу, который отсутствовал на уроке изучения темы “Получение кислорода”, используя знания о стилях речи, полученные на уроках русского языка.

Задание № 2.

Подготовить выступление для школьной конференции – Ломоносовские чтения на тему “История открытия кислорода”, используя знания о стилях речи, полученные на уроках русского языка.

Обсуждение выполнения опыта.

Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Сформулировать предложение вам поможет рефлексивный экран. Закончите следующие предложения.

Сегодня я узнал(а) …
Было трудно …
Теперь я могу …
Я понял, что …
У меня получилось ..
Было интересно …
Меня удивило …
Мне захотелось …