Цели:
- сформировать целостное представление о культуре разных, непохожих друг на друга стран. Дать понятие герба;
- развивать творческую активность;
- воспитывать отзывчивость, интерес к истории и культуре других стран.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
– Назовите характерные особенности готического Средневековья?
(Стрельчатые своды устремленные ввысь, высокие башни, ажурные каменные орнаменты, огромные окна украшены витражами.)
– Назовите характерные особенности готического костюма?
(Вертикальные линии, удлиненные пропорции, обтягивающее трико, шлейфы.)
– Какое единство форм костюма и архитектуры вы заметили?
– Что общего в их конструкции и украшениях?
– А может костюм или дом рассказать о своем хозяине? Каким образом?
(По форме, цвету, линиям.)
На этом этапе урока рекомендую прослушать любую мелодию в исполнении органа. Орган – сердце готического собора. Люди этой поры очень религиозны. Во время прослушивания можно показать несколько изображений: башни, колонны, соборы, витражи – все это вы можете найти, используя ресурсы интернета.
3. Новый материал.
– Существуют такие отличительные знаки, символы, которые называются гербами.
Герб – это эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым предается символическое значение, выражающие исторические традиции владельца.
Виды гербов: государственный, земельный, корпоративный, родовой герб.
– Герб очень много может сказать о своем владельце.
– Существует специальная наука – геральдика, которая занимается изучением значения гербов. Герб может быть малым, средним и большим. Малый герб состоит только из щита с гербом. Главным элементом герба является щит. Существует около 12 форм его разновидностей. (Презентация. Слайд 1.)
Рассечение щита может быть любое, также может отсутствовать вовсе. (Слайд 2.)
Изображение в поле щита, несущие основную символическую нагрузку и демонстрирующие право и принципы его владельца. Виды изображений на гербе подразделяются: естественные (человек, животные, растения, элементы пейзажа), искусственные (инструменты, орудия и т.д.), фантастические мифические (различные фигуры). Например:
Лев – сила
Кабан – храбрость
Роза – чистота, святость
Лилия – расцвет
Гриф – свирепость
Ключ – открытость
Опущенный меч – мир
Поднятый меч – оборона
Змея – мудрость
Орел и лев – символы верховной власти
Фоном щита может быть просто цвет. Значения цветов: золото – богатство, силу, чистоту; серебро – невинность; голубой – величие, красоту; красный – храбрость; зеленый – надежду, изобилие; черный – скромность, печаль; горностаевый мех – чистоту. – Но не только дворяне имели право на свой герб. Были гербы и у простых ремесленников. Вы, наверное, видели, что в наше время на вывесках магазинов изображен знак фирмы или его герб. (Слайд 3.) – Кто такие ремесленники? Правильно. Это люди, которые занимаются ремеслом. Ремесло – мелкое ручное производство промышленных изделий, господствующее до появления крупной машинной индустрии. Ремесленники – люди, выполняющие работы по починке различных предметов домашнего обихода. – Скажите, какой герб у сапожника? Но он должен быть таким, чтобы мы герб над дверью увидели и сразу поняли, что здесь живет сапожник. На гербе у каменщика мог красоваться мастерок, у мясника – бык, у рыбака – рыба, кожевника – …, бочара – …, кузнеца – …, портного – …, пекаря –… и т.д. – Сегодня на уроке вы должны нарисовать герб одной из профессий, которые существуют.
4. Практическая работа. Установка: попытайтесь с помощью простых предметов отразить главное.
5. Выставка лучших работ.
6. Рефлексия урока: – Что нового вы узнали на уроке? Что слушали на уроке? Назовите характерные черты готического стиля. Что такое герб, геральдика? Что хотели бы еще узнать об эпохе Средневековья?