Цели и задачи:
- Научить детей слушать, как музыка выражает различные черты человеческого характера.
- Развивать творческие способности учащихся. Пробуждать к народному творчеству, через кубанские казачьи обряды, песни, игры; загадки.
- Воспитывать патриотические чувства и любовь к своей малой родине.
Оборудование:
- карта Краснодарского края;
- хлеб, соль, полотенце;
- выставка работ учащихся;
- выставка предметов быта кубанского казачества, собранные учащимся данного класса;
- плакат (3 сокровища "Земля", "Вода", "Люди");
- учебник "Музыка" - 2 класс,
- для рефлексии (корзина, цветы 2х цветов для детей и гостей;
- фортепиано;
- технические средства обучения.
Используемая литература:
- "Музыка" - 2 класс, поурочные планы (по программе Э.Б. Абдуллина и др. под научным руководством Д.Б. Кабалевского); г. Волгоград. Учитель2006 г.
- "Педагогический вестник Кубани" - 2006 г., № 1. Издательство ОИПЦ и Перспективы образования.
- Сборник стихов о Кубани. Журнал и "Педагогический вестник Кубани"; издательство ОИПЦ - 2006 г.
Организация урока.
- Построение перед классом, вход под песню "Распрягайте, хлопцы, коней".
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель Н.А.: Сегодня, ребята, у нас необыкновенный урок. Урок-путешествие по родному краю. И на этом уроке мы откроем 3 самых важных сокровища, которые есть на нашей Кубанской земле
Учитель музыки: В наше путешествие, ребята, мы отправимся сегодня с нашими гостями, а помогать нам в путешествии будет ансамбль "Кубаночка".
Учитель музыки: - Добрый день, Вам господа! Вы откуда и куда?
Гости: - Добрый день и всем привет! Мы объехали весь свет,
По морям, по океанам Побывали в разных странах!
Учащиеся: - Гостей мы любим, уважаем И к нам радушно приглашаем.
(Ансамбль "Кубаночка" исполняет песню "Уж, вы, гости" и встречаем гостей хлебом-солью).
II. Новая тема
Учитель музыки. Ребята, сегодня у нас еще одни интересные гости. Они живут рядом, дружат и играют в одном дворе, но все они очень разные. У каждого свой характер, давайте попробуем определить? А вот какие они, об этом сможете рассказать мне вы?
(Работа по учебнику).
Учитель музыки: А может ли музыка нарисовать портрет человека?
- Послушаем (Слушание "Три подружки" Д.Кабалевского "Резвушка, Плакса, Злюка".) Приложение 1.
Учитель музыки: Первая, она какая?
Дети: Первая играет в мяч, классики, со всеми дружит, веселая, резвая, озорная и т.д.
Учитель музыки! Правильно, она так и называется "Резвушка". Какая музыка?
Дети: Игривая, мягкая, добрая.
Учитель музыки: А вторая?
Дети: Грустная, плачет, жалуется, играть не хочет, недовольная и т.д.
Учитель музыки - Она будет зваться "Плакса". Какая музыка?
Дети: Печальная, жалостная, тихая.
Учитель музыки: А теперь кто изображен?
Дети: Это мальчик!
Злой, колючий, драчливый, забияка, никому не уступает.
Учитель музыки: Какая по характеру музыка, какими звуками пользовался композитор? (Отрывистые, громкие, грубые звуки, неоконченные фразы и т.д.)
Как можно назвать этого мальчика?
Дети: Это "Злюка".
Учитель музыки: Какие три характера отражены или нарисованы композитором?
Дети: Добрый, плаксивый, злой.
Вывод. Вот так музыка нам помогла описать и девочек и мальчика. Музыка выражает черты характера человека, рисует его.
III. Повторение изученного материала (изучение Краснодарского края).
Учитель музыки: Ребята, сегодня все ниши гости пришли к нам не просто так. Они хотят у вас о чем-то узнать.
Гости:
Мы хотим у вас узнать:
Как ваш край нам называть?
И как станицу величать,
Все попросим рассказать.
1 учащийся:
- О том, что знаем, вам расскажем,
И Краснодарский край покажем.
Мы живем в Краснодарском крае (показывает на карте), В Динском районе, станице Новотитаровской. Учимся в средней школе № 29 во 2-в классе и очень любим свою школу, своих учителей.
Край родной, ты весь на этой карте,
Синь озер, дороги и хребты.
Я мечтать хочу со школьной парты,
Чтоб тебя увидеть с высоты.
2 учащийся: По преданию, Захарий Чепега, указав рукой на заросли у Карасунского Кута, воскликнул: "Быть здесь граду"!
Там, где выгнула русло река
Как подкову у глинистой кручи,
Свиток царский был, предком раскручен,
И прочитан под гул тростника.
- Здесь границу держать
Защищать от врагов,
И пшеницу сажать
И растить казаков.
В конце XVIII века переселившиеся на Кубань казаки построили 40 станиц, тем самым, укрепив южные границы Российской империи.
Учитель музыки: Ребята! Вы молодцы! Знаете, как называется наш край. А знаете ли вы какую-нибудь песню о нашем крае?
Дети исполняют песню "Наш край" Д.Кабалевского. (прил 1)
IV. Путешествие.
Учитель: Ребята, у нас на Кубани есть 3 сокровища и мы станем с вами сегодня кладоискателями, для того чтобы найти эти богатства. Хотите?
Дети: Да!
Учитель: Ну-ка! Догадайтесь, о каком сокровище сейчас вам расскажут ребята?
3 учащийся:
От красоты ландшафтов в умилении:
Здесь много скал, ущелий и пещер.
Увидев все - получишь наслажденье
Мезмайский округ - лишь один пример.
4 учащийся:
Высокие горы, степные просторы
Приморского берега грань.
Родные станицы,
Разливы пшеницы,
Плывет за комбайном комбайн.
Леса и поляны,
Сады и лиманы -
Все это вместила Кубань.
Учитель: И что же это за сокровище?
Дети: Это наша Кубанская земля.
(Учитель открывает карточку)
А сейчас вы узнаете, чем может одарить нас земля, если отгадаете мои загадки.
-Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи, загадки,
Где отгадка, там конец,
Кто подскажет - молодец.Кто загадки отгадает.
Тот в "Заиньку" играет.
В поле - метелкой,
В мешке - жемчугом. (пшеница)Растет она в земле,
Известна в целом мире,
Частенько на столе,
Красуется в мундире. (картофель)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)
Среди двора стоит копна,
Спереди вилы сзади метла. (корова)
Хвост крючком
Рыльце пятачком
В два ряда пуговицы. (свинья)
По горам по долам
Ходит шуба, да кафтан. (овца)
Маленький, беленький
По мосточку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык. (заинька)
Учитель музыки:
Вы загадки отгадали
Потрудились, постарались,
И за это мы сейчас
Поиграем в тот же час.
Будешь заинькой у нас
Выбирай его сейчас!!!
Учитель: Поиграли! Давайте дальше отправляться на поиски наших сокровищ.
5 ученик:
Наш край водой богат
Просторы двух морей чарует взгляд,
И летом все российские ребята
Побыть на Черном и Азовском море
Хоть часик, хоть денек хотят.
6 ученик:
Здесь встречается порой
Море со степной рекой,
Пусть не очень глубоки,
Но богаты и щедры.
Вот туда идут на нерест
И тарань и осетры.
Рыбий рай, а не обман
Называется лиман.
7 ученик:
Опасней всех в реке она!
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом такая злюка,
Конечно это щука.
8 ученик:
Живет в воде,
Там ест и спит
И никогда не говорит,
Но точно знаем это рыба.
Учитель: О каком же сокровище рассказали нам ребята?
Дети: О воде!
Учитель: А чем богаты наши водные просторы?
Дети: Рыбой!
9 ученик:
Наш Краснодарский край - жемчужина России,
Сюда спешит не даром наш народ.
Здоровье чтоб поправить, стать счастливым,
Природа края всех к себе зовет.
10 ученик:
Анапа, Сочи,
Геленджик, Хадыженск,
Ейск, Апшеронск и Краснодар.
Все это - города-курорты!
Да, между прочим, я не все сказал.
Но самое главное сокровище у нас всегда считалась Дружба трудолюбивых, мужественных народов нашей Кубанской земли.
11 ученик:
На славной Кубани
Живут молдаване.
Сыны плодородной земли.
Веселые песни, горячие ганцы
Они на Кубань принесли.
12 ученик
В краю Кубанском без невзгод
Узбекский грудится народ
И творят его язык
Журчит напевно как арык.
И описать не хватит слов
Узбекский ароматный плов.
13 ученик:
С вершин Арарата, от древней земли.
Обычаи предков с собой принесли
Армяне - веселый и древний народ.
Который прекрасные песни поет
14 ученик:
В мире согласье и дружбе живёт
Трудолюбивый турецкий народ.
Народ хлебопашец, народ садовод
На свой он курбан
Всю Кубань созовет
15 ученик:
Родную Кубань полюбили навеки
Веселые, щедрые, вольные греки,
Покинув когда-то родную Элладу
В Кубани цветущей нашли мы отраду.
Кубани мы сердце свое посвящаем,
И щедро её прославляем.
Учитель: Вывод.
Кубань - плодородные земли, целебные воды богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеницы поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады. Но главное богатство, конечно же - это Люди! (открывается карточка) Их мастерство и свершения!
Учитель:
Ты красив и весел
Щедр ты по-кубански.
Край хлебов и песен,
Край наш Краснодарский!
Учитель, музыки: У нас на Кубани, как ни где на белом свете велики песенные традиции, не зря наш край называется песенным! Ребята, а вы любите петь (Да!), а песни казачьи знаете (Да!)
Учитель музыки:
Эй, мальчишки и девчушки.
Заводите-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей! (прил 3)
Выступает ансамбль "Кубаночка".
Девочки:
Мы девчата - казачата
Не умеем мы тужить,
Без кубанских песен наших
Нам и суток не прожить.
Мальчики:
Мы кубанские ребята
Мы ни где не пропадем
Сами музыку играем.
Сами пляшем и поем.
(Песня "Озорные казаки") (прил 4)
16 ученик.
Вышла казачка на берег Кубани,
Бросила в воду цветок.
Утренней свежести дар принимая,
Дальше понесся поток.
Этот цветок увидали адыги
Со своего бережка.
Стали бросать они алые маки,
А их принимала река
И молдаване, армяне и греки
Дети кубанской земли.
Бросили тоже цветы полевые
В гребень кубанской волны.
Этот цветок увидали славяне
Со своего бережка.
Стала Кубань наша ярче и краше
В дружбе, любви на века.
17 ученик:
Вот какой народ кубанский хлебосольный
Много в нем душевной теплоты.
Славься, край, певучий и раздольный,
Красота родимой стороны.
(Песня "Здравствуй, наша Кубань" - ансамбль "Кубаночка"). (прил.5)
V ИТОГ УРОКА.
- Так о каких же трёх сокровищах мы сегодня говорили на уроке? (Ответы детей).
- Земля! Вода! Люди!
(Рефлексия)
Учитель: Наш урок подошёл к концу, кому-то понравилось:, а кто-то немножко стал: Прислушайтесь к своему настроению. Если у вас хорошее настроение, опустите в корзину золотой цветок, а кто-то не захочет опустить серый цветочек. (Предлагают всем и детям и гостям.)
Урок окончен. Всем спасибо! (выход под песню "Ой при лужку, при лужке")