Урок русского языка в 3-м классе "Творительный падеж имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Учить определять падеж имен существительных.
  • Выделять из текста существительные в творительном падеже.
  • Воспитывать любовь к языку.
  • Развивать речь, орфографические навыки.

Оборудование:

  • Учебники “Русский язык” 1 и 2 части. Авторы: М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова.
  • Презентация к уроку, выполненная в PowerPoint

Ход урока

I. Организация на урок.

- Ребята, сегодня мы продолжаем работать над определением падежей имен существительных. Более подробно сегодня поговорим о творительном падеже.

И узнаем толкование некоторых выражений русского языка.

II. Чистописание.

2-слайд - Назови синонимы слов:

  • доктор – (врач)
  • рев – ( плач)

- Какая орфограмма в словах - синонимах? (правописание существительных с шипящим на конце слов)

- Потренируемся в написании соединений. Запиши в заданной последовательности.

чао оач

III. Работа по теме урока.

1.- Мы с вами иногда употребляем выражения, совершенно не задумываясь над тем, почему мы так говорим и откуда они пришли. 3-слайд

Не заманишь калачом

- Прочитайте первое выражение.

- Найдите в “Словаре устойчивых выражений” эту фразу. Прочитайте толкование.

- Определите падеж существительного калачом.

- Ребята, вы правильно нашли толкование этого выражения, прочитайте фразу.4-слайд

 2. Словарная работа.

- Запиши словарные слова, называющие городские виды транспорта.

Автобус, троллейбус, трамвай.(диктуют дети)

- Как называют человека, управляющего этими видами транспорта? 5-слайд

- Запиши это слово, определи “опасное место” и ударный слог.

-Составь предложение с новым словом. Найди в предложении грамматическую основу.

 3. Работа в тетрадях на печатной основе.

Страница 58, упражнение 59

(В данном упражнении дети определяют падежи имен существительных, орфограммы пропущенных букв и вставляют новое словарное слово в текст упражнения.)

IV. Физкультминутка.

Если увидите на экране существительное женского рода, то присядьте один раз, если – мужского рода, два раза, а если – среднего рода, три раза.(зима, улица, час, минута, дерево, город, дочь, окно, воробей, перо, вилка, дом, синица, дятел) 6-слайд

4. Чтение в учебнике правила на странице 86

5. 7 -слайд Кривить душой

- Найди толкование этого выражения.

- Определи падеж существительного.

- Прочитай продолжение фразы. 8-слайд

6. Работа по учебнику.

Упражнение 72. (Определить падежи выделенных имен существительных. Выписать словосочетания, состоящие из глагола и выделенного существительного)

7. 9 -слайд Показать товар лицом

- Найди токование этого выражения.

- Определи падеж существительных.

- Продолжение фразы. 10-слайд

8. Назови орфограммы в словах: ключ, берёза, солнце, добро, улов, север, срок. 11 -слайд

- Составь слово с этими буквами. ЧЕЛОВЕК

- Составьте предложение со словом человек в форме творительного падежа.

9. Работа по учебнику.

Упражнение 73. (Определи падежи выделенных слов. Выпиши родственные слова.)

10. 12 -слайд Как рыба в воде

- Найди толкование этого выражения.

- Определи падеж существительных.

Мне хочется, чтобы вы при определении падежей имен существительных чувствовали себя как рыба в воде.

IV. Итог урока. 13 -слайд

- Прочитайте высказывание великого русского писателя И.С.Тургенева.

- Как понимаете эти слова?

- Что понравилось на этом уроке?

- Сколько падежей в русском языке?

- Назови вопросы творительного падежа?

- С какими предлогами могут употребляться существительные творительного падежа?