Интегрированный урок в 1-м классе (литературное чтение + окружающий мир) по теме "Почему Солнце светит днем, а Луна ночью? Почему дует ветер?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • формировать представления детей о солнце, луне и ветре;
  • развивать познавательные способности в процессе сказочного путешествия;
  • воспитывать активность и творческое мышление.

Оборудование:

  • Куклы: королевич Елисей, Царевна.
  • Зеркальце.
  • Сундучок.
  • Мультфильм "Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях" или книга.
  • Теллурий.
  • Листочки бумаги, фломастеры.

Содержание урока

1. Подготовительный этап.

Учитель: Здравствуйте, дети. Есть ли среди вас внимательные? А любопытные и любознательные? А кто любит отвечать на вопросы? Значит, вам должно быть интересно: о чем мы будем сегодня говорить?

А говорить мы будем о Солнце, Луне и ветре.

Вы знаете: почему солнце светит днём, а луна ночью? Почему дует ветер?

Сегодня у вас на партах нет учебников. Где мы сможем найти ответы на поставленные вопросы?

Я пришла к вам на урок со своим волшебным, сказочным сундучком. То, что находится там, я думаю, поможет нам. Вы любите сказки? Мы отправимся за ответами в сказочное путешествие. Все готовы? Сказка начинается: Написал ее А.С.Пушкин. А называется она:нет! Начну я с волшебного предмета. (зеркальце)

2. Начальный этап

"Я ль на свете всех милее?
Всех румяней и белее?"
Что же зеркальце в ответ?
"Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее".

Как называется эта сказка?

Вы знаете, что произошло в этой сказке?

Позавидовала злая мачеха - царица красоте молодой царевны и велела отвести ее в лес на погибель. В лесу царевна набрела на терем, в котором жили семь богатырей, и осталась у них жить. Но злая царица решила погубить царевну, и хитростью отравила её яблочком наливным. А жених царевны королевич Елисей в это время искал её повсюду.

3. Основной этап

Учитель: Королевичу может понадобиться наша помощь, и, помогая ему, мы сможем найти ответы на свои вопросы. (кукла королевича)

За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрён;
Кто в глаза ему смеётся,
Кто скорее отвернется.

Елисей: (кукла) Посоветовали мне добрые люди обратиться к солнцу, но ничего я о нём не знаю. Расскажите мне ребята, что вы знаете о солнце? (учащиеся советуются, отвечают).

Солнце - огромный пылающий шар. Температура на солнце 20 млн.гр. Солнце - шар великан, в 109 раз больше Земли. Наша планета в сравнении с солнцем, как горошина рядом с футбольным мячом. Но нам оно кажется маленьким кружком, потому что находится от Земли на очень большом расстоянии: 150 млн.км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают нашу планету. А Земля вращается вокруг солнца, подставляя ему то один, то другой бок. Каким боком к солнцу повернётся, там и день, на обратной стороне Земли - ночь. (Продемонстрировать на теллурии).

Вывод: Значит, солнце не просто светит днём, оно-то и создает нам день. Когда солнце освещает Землю, начинается день, а на обратной стороне Земли наступает ночь.

Елисей: (кукла) Спасибо, ребята, рассказали мне о солнце. Теперь я могу обратиться к нему со своей просьбой:

Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её.

Солнце: (Отрывок из мультфильма или читает учащийся)

"Свет ты мой,-
Я царевны не видало.
Знать, её в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь её да встретил
Или след её заметил".

Елисей: (кукла) Что ж, придётся пойти месяцу, но что-то сегодня ночью я его не видел на небе, а только полная луна по небу плыла. Подскажите, ребята, где же месяц мне искать? Почему луна ночью светит?

(Объяснения детей)

Учитель: Ещё в древности люди заметили, что луна все время меняет форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали месяцем. Люди не могли это объяснить и придумывали легенды и сказки. А затем ученые поняли, что секрет в том, от чего Луна светится. Оказывается, Луна не может сама светиться, излучать свет, как звезда. На неё светит солнце, а Луна, как зеркало отражает солнечные лучи и посылает их на Землю. (показать, что зеркало не светится, а отражает свет)

Вывод: А раз Луна не светит, мы видим только ту её часть, которая освещена солнцем. В разное время солнце по-разному освещает Луну, поэтому мы видим её, то целиком, то её часть.

Елисей: (кукла) Значит, Луна светится благодаря солнечному свету, отраженному ею? А что еще вы знаете о Луне? Она такая же огромная как солнце?

(дети отвечают)

Луна движется вокруг Земли и обходит её кругом один раз в месяц. Луна - естественный спутник Земли. И по размеру меньше Земли, а кажется огромной, потому что намного ближе к нашей планете, чем солнце.

Елисей: (кукла) Спасибо, ребята.

"Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её".

Месяц: (отрывок из мультфильма или из книги)

"Братец мой,-
Не видал я девы красной.
На стороже я стою.
Только в очередь мою,
Без меня царевна видно
Пробежала
Погоди; об ней, быть может
Ветер знает.
Он поможет,
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же,
Прощай!

Елисей: Нет сейчас ветра. Где он? А вы можете сделать ветер? (дети дуют, машут ладошками, тетрадями)

Учитель: Давайте поможем Королевичу больше узнать о ветре и расскажем сначала о том, какой ветер бывает.

Физкультминутка: дети приседают, если такого ветра нет, хлопают в ладоши, если такой ветер бывает (сильный, зелёный, теплый, холодный, пёстрый, сырой, сладкий, порывистый, слабый, широкий, морской)

Елисей: Но все же мне не понятно: что такое ветер и почему он дует?

Учитель: Земная поверхность в разных местах нагревается солнцем по-разному. От земли нагревается и воздух. Вы ходите в баню? Где теплее: вверху или внизу? Тёплый воздух легче холодного и он поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Так и над поверхностью Земли: теплый, нагревшийся воздух устремляется вверх, а холодный опускается на его место. Так происходит движение воздуха, возникает ветер.

Елисей: Спасибо, обращусь теперь к ветру:

"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её!

Ветер: ( отрывок из мультфильма или из книги)

"Постой,- Отвечает ветер буйный,-
Там за речкой тихоструйной есть высокая гора,
В ней глубокая нора.
В той норе, во тьме печальной
Гроб качается хрустальный.
В том гробу твоя невеста".

Ветер дальше побежал, королевич зарыдал.

(достать куклу Царевны)

Гроб разбился. Дева вдруг ожила, глядит вокруг
Изумлёнными глазами, и, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла: как же долго я спала!
И с невестою своей обвенчался Елисей.
И никто с начала мира не видал такого пира!

(Куклы убираются в сундучок).

4. Заключительный этап

Учитель: Для королевича и царевны всё закончилось счастливо и благополучно.

А помогло ли нам это путешествие найти ответы на наши вопросы?

Проверим? Давайте подведем итоги нашего путешествия.

Вопросы :

1.

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (Солнце)

Это солнце - звезда, расположенная ближе всех к Земле. (ответы детей)

2.

Без рук, без ног,
А ворота отворяет. (Ветер)

Ветер - это движущийся воздух. (Дополнения детей)

3. Рогатый пастух по небу ходит. (Месяц)

Месяц - это видимая, освещенная солнцем часть луны.

4. Еще недавно к нам в окошко светила белая лепёшка. (Луна)

Луна - это естественный, природный спутник земли.

(дети о луне и месяце)

5. Рефлексивный этап

На все "почему?" вы сегодня нашли ответ?

Перед вами листочки и фломастеры.

Нарисуйте солнышко:

  • если вам было интересно и понятно, вы пополнили свои знания и получили ответы на все поставленные ответы, нарисуйте улыбающееся, весёлое солнышко;
  • если вам было не все понятно на уроке, трудно и не очень интересно, нарисуйте солнышко грустное, невеселое.

Спасибо за урок! (оценить и похвалить каждого).