Конкурс любителей математики для учащихся 3-го класса

Разделы: Математика


Данное внеклассное мероприятие по математике проводится накануне международного конкурса-игры "Кенгуру". Учащиеся узнают об истории конкурса, о правилах его проведения.

Школьный конкурс любителей математики - это подготовительный этап к участию в международном конкурсе-игре, в ходе проведения которого учащиеся знакомятся с задачами конкурса "Кенгуру" прошлых лет. Конкурс проходит между тремя командами, в каждой команде по 5 человек. За пять дней до проведения школьного конкурса любителей математики учащиеся получают задачи более высокого уровня сложности, максимальная оценка которых 4 и 5 баллов. Таким образом, они могут обсудить решение более сложных задачи и с родителями, и с членами своей команды, почувствовать вкус к решению подобных задач и не бояться приступать к их решению. В ходе конкурса за решение задачи можно получить от 0 до 3 (или 4, или 5) баллов. Команды выбирают вид задачи и ее номер. Перед началом игры проводится разминка, в ходе игры - конкурс капитанов. Правильные ответы есть у ведущего. Когда буква правильного ответа будет названа какой-либо командой, она поменяет свой цвет (по щелчку мыши).

Цели проведения конкурса:

  • познакомить учащихся с международным конкурсом-игрой "Кенгуру" и правилами его проведения, сформировать позитивное отношение к этому конкурсу;
  • познакомить учащихся с задачами "Кенгуру" прошлых лет в увлекательной форме;
  • развивать интерес к математике;
  • развивать логическое мышление, наблюдательность, смекалку, речь учащихся, умение работать в команде.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация (приложение1), сигнальные карточки красного, синего и зеленого цвета, на доске таблица для поэтапного подведения итогов конкурса, приз для конкурса капитанов, призы победителям конкурса.

Ход проведения конкурса любителей математики

I. Вводное слово ведущего

Всем добрый день!

Хочу начать нашу встречу со слов великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (слайд №1): "Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит".

В 1994г. в России появилось новое математическое соревнование - международный конкурс "Кенгуру", который быстро завоевал популярность у ребят и за несколько лет привлек в свои ряды сотни тысяч участников по всей России - от Калининграда до Камчатки и от Мурманска до Нальчика.

Конкурс возник в Австралии в начале 80-х годов. Его успех был огромен.

В 1991 году два французских математика решили провести эту игру во Франции, назвав ее "Кенгуру" в честь своих австралийских друзей. География конкурса постоянно расширяется. Школьники многих стран мира в один и тот же день решают одни и те же математические задачи. В этот день проходит международный конкурс-игра "Кенгуру", девиз которого "Математика для всех".

В этом году вам впервые предстоит стать участниками этого конкурса.

Сегодня вы познакомитесь с некоторыми задачами конкурса "Кенгуру". Они доступные для вас, интересные и занимательные, их приятно читать и решать.

II. Представление команд, членов жюри.

III. Разминка

Сначала проведем разминку и в то же время жеребьевку: определим, какая команда начинает игру.

Вам предстоит разгадать ребус. Не забывайте о том, что сегодня вы играете в команде, можно и нужно обсуждать решение. Успех команды во многом зависит от капитана. О своей готовности отвечать вы сигнализируете с помощью сигнальной карточки.

Итак, ребусы (слайды №2-4).

IV. Решение задач

Наконец, о самом главном - задачах "Кенгуру" (слайд №5).

Задачи трех видов:

  • задачи, оцениваемые в 3 балла,
  • задачи, оцениваемые в 4 балла,
  • задачи, оцениваемые в 5 баллов.

Трехбалльные задачи по силам каждому, кто внимательно прочитает условие. Но и среди них встречаются неожиданные постановки вопросов и даже коварные "ловушки".

Задачи, оцениваемые в 4 балла, сложнее трехбалльных, здесь могут проявить себя те, кто хорошо работает на уроках математики.

А вот задачи, которые оцениваются в 5 баллов, заставляют задуматься многих. Для их решения нужно проявить и смекалку, и умение рассуждать, и наблюдательность.

Вы выбираете вид задачи и ее номер. Задачу решают все команды, но первой отвечать имеет право та команда, которая эту задачу выбирала. Остальные команды не забывают подать сигнал о том, что знают решение и готовы его рассказать. Если первая команда не смогла дать правильное решение, отвечать будет та команда, которая раньше другой была готова к ответу (за этим наблюдают члены жюри). Если же и второй вариант решения окажется неверным, появится возможность и у третьей команды проявить себя.

Максимальное количество баллов можно получить за полное и обоснованное решение задачи. Жюри принимает решение о выставлении того или иного количества баллов (это отличает наш конкурс от конкурса-игры "Кенгуру").

Итак, начнем. Успехов вам всем!

После решения семи задач остановиться на слайде №5..

V. Конкурс капитанов

Сделаем паузу, немного отдохнем. Прошу подойти ко мне капитанов команд. Кто-то из вас сейчас сможет выиграть для своей команды приз, требуется лишь быть внимательным. Слушаем меня.

Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово "три",
Приз немедленно бери.

Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбёшек мелких увидали
И не одну, а целых : две!

Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду. Раз, два, марш!

Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи!
А про себя их повтори
Разок, другой, но лучше : пять.

Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Но что ж вы приз, друзья, не взяли,
Когда была возможность взять.

VI. Продолжение решения задач

VII. Подведение итогов

(Перейти со слайда №5 на последний слайд.)

VIII. Награждение победителей

(Ещё раз обратиться к слайду №1.)