Цели мероприятия:
- сформировать представление о сохранении и укреплении здоровья;
- развивать стремление к здоровому образу жизни, умение противостоять пагубным привычкам;
- воспитывать нетерпимость к курению и алкоголю, понимание необходимости сохранения здоровья;
- гигиеническое и экологическое воспитание учащихся
Девиз урока: "Добыть здоровье сможет только сам человек" (Н.М.Амосов)
Оборудование: таблицы "Вред курения", "Вред алкоголя"; самодельная таблица "Потребление никотина при курении"; плакаты "Курение или здоровье – выбирайте сами", "Родиться здоровым – право каждого человека", "Зеленого змия – в черную книгу!" (Плакаты вывешиваются по ходу урока.)
Класс заранее был разделен на четыре звена, каждое из которых получило и подготовило определенное задание: 1-е звено – устный журнал "Слово о здоровье"; 2-е – деловую игру "Научное совещание"; 3-е – телепередачу "Там-там новости"; 4-е – биохимическую лабораторию.
Ход урока
Учитель сообщает тему, девиз и задачи урока. Затем следует вводное слово учителя:
– Семилетняя девочка плакала. "Что с тобой?" – спросила мать. "Не хочу стареть!" Мать удивилась: "Тебе еще вырасти надо. Сейчас есть разные средства, лекарства, которые не допускают старости". Но девочка была безутешна: "Дедушка столько лекарств выпил, а все равно старый!" Кто же прав? Девочка или мать? Как же сохранить здоровье и продлить жизнь, чтобы старость наступила как можно позже?
Здоровье закладывается в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказываются в дальнейшем на состоянии здоровья взрослого человека. Надо воспитывать в себе привычку анализировать свое состояние даже тогда, когда самочувствие хорошее, учиться укреплять свое здоровье, понимать его зависимость от состояния окружающей среды.
1. Устный журнал "Слово о здоровье" (Приложение 1)
Первое звено провело исследование санитарно-гигиенического состояния нашей школы. Слово руководителю звена.
2. Деловая игра "Научное совещание" (Приложение 2)
Учитель:
– А сейчас мы проведем с вами научное совещание. Группа "врачей" (представляет, называя по имени и отчеству) получила задание собрать и проанализировать статистические данные о наиболее распространенных заболеваниях в нашем городе, составить рекомендации по режиму труда и отдыха.
3. Телепередача “Там-там новости"/
Учитель:
– Сейчас слово третьему звену. Они готовили для вас эту телепередачу.
1-й ведущий:
– Сегодня у нас в гостях телепередача "Там-там новости" (представляет участников).
2-й ведущий:
– Передача посвящена самому важному, самому главному: нашему здоровью.
1-й ведущий:
– Представляем Заслуженного врача России (учителя биологии), он ответит на ваши вопросы.
2-й ведущий:
– Вы услышите советы, а в конце передачи – "Смехотерапия".
(Ведущие читают по ролям.)
1-й ведущий:
– Мало кто знает, что в легенде о Фаусте был такой интересный эпизод. Когда была открыта Америка, Фауст в сопровождении Мефистофеля побывал в Новом Свете. Они обнаружили там невиданные растения, и среди них – табак. Мефистофель заявил: "Полезная травка, не лопух какой-нибудь! Она осчастливит Старый Свет. Кто хоть раз закурит, тот не оставит этой забавы. Не набить ли вам табаком трубку, уважаемый доктор?" "Не надо. Забава для дураков", – решительно ответил Фауст.
Об этой несерьезной забаве пойдет наш серьезный разговор.
1-й ведущий:
– При курении идет сухая перегонка табака, образуются разные химические вещества, в том числе яд – никотин. Никотин на некоторое время расширяет сосуды мозга и вызывает чувство удовлетворения. Человеку нравится это ощущение, и он стремится его повторить. Вредные свойства табака тогда еще были не изучены.
По данным всемирной организации здравоохранения сейчас на планете курит примерно половина мужчин (17 млн.) и четвертая часть женщин (5,5млн.)
От последствий хронического никотинового отравления ежегодно преждевременно расстается с жизнью не менее 2,5 млн. человек.
Именно поэтому 18 ноября на всей планете отмечается Международный день борьбы с курением.
Открытие Америки подарило человеку два знаменитых растения – картофель и табак. По справедливому выражению Гете, картофель стал для человечества благословлением, а табак – карой.
Наш гость – врач ответит на ваши вопросы. (Приложение 3)
Вопрос. Как же относится современная медицина к сигаретам и курению?
Врач:
– Современная медицина очень отрицательно относится к курению. Особенно вредно курение детям и подросткам. В дыме одной сигареты содержится более 20 ядовитых веществ, в том числе никотин, угарный газ, аммиак, синильная кислота. Никотин разрушительно влияет на нервную систему и головной мозг, угарный газ проникает в кровь и лишает организм жизненно необходимого ему кислорода, а капли синильной кислоты достаточно, чтобы мгновенно убить человека. 50% ядовитых веществ курильщик выдыхает в окружающее пространство, заставляя некурящих быть пассивными курильщиками. Пребывание некурящего в течение одного часа в накуренном помещении равносильно выкуриванию четырех сигарет.
Вопрос. Но люди курили и курят, и никто от этого не умирает. Как вы объясните это?
Врач:
– Активное курение отнимает 8-10 лет жизни, а выкуривание в день двух пачек сигарет сокращает жизнь курильщика на 15 лет. А начинается все это тогда, когда мальчики и девочки тайком курят всего 1-2 сигареты в день. Поэтому сигарету можно назвать убийцей, да и вся жизнь курящего человека отравлена различными недугами и нарушениями в организме. Если бы органы могли говорить человеческим голосом, что бы они сказали? Давайте представим себе такое.
4. А теперь – "Смехотерапия"/
1-й ведущий:
– Если ты упал и разбил нос, не плачь, а сразу заговаривай боль: "До свадьбы заживет!" Это надо повторить 100 раз.
2-й ведущий:
– Если тебе хочется чего-нибудь вкусного, а в доме этого нет – возьми луковицу и откуси немного. Желание пропадет.
1-й ведущий:
– Специалист по геронтологии (наука о долголетии) обратился к старому абхазцу: "До нас дошли слухи, что вы в свои 150 лет совершенно здоровы, бодры и энергичны. Как вы это можете объяснить?" – "Видите ли, – ответил старик, – я родился еще до того, как были открыты микробы".
2-й ведущий:
– Инструктор по горнолыжному спорту говорит начинающему лыжнику: "Самое главное, ты должен запомнить, что в теле человека 206 костей".
1-й ведущий:
– "Как тебе только не стыдно, Толя, – возмущается отец, – ты опять не вымыл руки! Что бы ты сказал, если бы я сел за стол с грязными руками?" – "Я бы сделал вид, что ничего не замечаю".
2-й ведущий:
– На этом наша телепередача "Там-там новости" закончена. Спасибо за внимание.
5. Биохимическая лаборатория на уроке/
На доске плакат "Зеленого змия – в черную книгу".
Сообщение учащегося:
– Алкоголь ядовит: 6–8 г алкоголя на 1 кг веса взрослого человека являются смертельной дозой. Для ребенка смертелен стакан водки. Алкоголь действует на все органы человека, но особенно на нервную систему, почки и сердце.
Учитель:
– Мы обвиняем зеленого змия в том, что он требует себе в жертву не только взрослых людей, но и их будущее потомство. Он накладывает свою поганую лапу и отравляет зловонным дыханием еще не родившееся поколение! Подумайте! Еще не родились, а уже принесены в жертву!
В пьющих семьях около 40% детей оказываются недоразвитыми и больными. В таких семьях в 2 раза чаще дети рождаются мертвыми, а их смертность в раннем возрасте в 3 раза выше, чем в семьях непьющих родителей. До 90% умственно отсталых, занимающихся во вспомогательных школах и интернатах, – дети пьющих родителей или алкоголиков.
На доску вешают плакат "Быть хорошо рожденным – право каждого человека!"
Право быть хорошо рожденным – это право родиться здоровым, и обеспечить такое право должны прежде всего родители. Но многие ли из них задумываются об этом? Очевидно, нет, если так много рождается детей с физическими и психическими дефектами. Конечно, причины здесь могут быть разные, в том числе и не зависящие от воли родителей (наследственные заболевания). Но главное зло -алкоголь.
Вы, будущие мамы и папы, об этом должны знать!
А сейчас мы вам продемонстрируем опыты, доказывающие вред табачного дыма и алкоголя. (Приложение 4.)
Заключение.
Сегодня мы рассмотрели лишь некоторые вопросы охраны здоровья человека. Всем нам стоит задуматься: здоровый ли образ жизни мы ведем? Что можно сделать для сохранения и укрепления здоровья?
Мы рождены, чтоб жить на свете долго:
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но, чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
Спроси себя: готов ли ты к работе-
Активно двигаться и в меру есть и пить?
Отбросить сигарету? Растоптать наркотик?
И только так – здоровье сохранить?
Взгляни вокруг: прекрасная Природа
Нас призывает с нею в мире жить.
Дай руку, друг! Давай с тобой поможем
Планете всей Здоровье сохранить
(Д.Тухманов)
Литература:
- Литвинова Л.С. “ Нравственно – экологическое воспитание школьников”, М.,2007г.
- Казьмин В.Д. “Курение, мы и наше потомство”. М.,1989г.
- Коростенев Н.Б. “Воспитание здорового школьника” М.,1986
- Формирование здорового образа жизни подростков.//Биология-2000-№42