"Прокурор русской жизни" (по творчеству М.Е. Щедрина)

Разделы: Литература


ЦЕЛИ УРОКА:

  • Формирование умений анализа и обобщения знаний о жизни и творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина.
  • Овладение творческим подходом к решению познавательных и практических задач, умение оценивать свою деятельность.

Задачи урока:

  • Обучить умению сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и события.
  • Получение навыков работы в микрогруппах.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • выставка книг писателя,
  • стенд оформленный газетой "Этапы жизни и творчества писателя",
  • плакаты каждой группы,
  • иллюстрации к сказкам портреты писателя разных художников.

Тема урока "Прокурор русской жизни".

Эпиграфы:

  • "Я люблю Россию до боли сердечной". М.Е. Салтыков-Щедрин
  • "Он был истинным демократом, великим мастером:сатиры беспощадной, глубокой, разящей насмерть. Он боролся, как титан, во имя того, чтобы народу страстно любимой им России было хорошо". Л.Н.Толстой

Организационный момент.

(класс разделен на 3 группы: "историки", "литературоведы-1", "литературоведы-2")

Вступительное слово учителя

(тема записывается в тетрадь, обращается внимание на слово "прокурор", которое будет основным в ходе нашей беседы, прошу ребят при выступлении делать акцент именно на эти качества писателя как обличителя и обвинителя.)

Предлагаю построить схему, которая будет заполняться в течение урока.

Схема таблицы

Общественная деятельность Редакторская деятельность Литературная деятельность Особенности сатиры

Ход урока

Учитель: Зачитывает стихотворение:

Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой.

Наш сегодняшний урок посвящен творчеству писателя М.Е. С.-Щедрина. Зачитываются эпиграфы. Продолжаю свое выступление словами Н.В.Гоголя: "Трагична судьба у писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед неравнодушными очами: всю страшную потрясающую паутину:Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слез. На его долю выпадают жестокие испытания:" Именно это и позволило его современникам назвать писателя "прокурором русской жизни.

Многогранная литературная деятельность С.-Щедрина: писателя, публициста, литературного критика, редактора была одно из замечательных явлений русской литературы и общественной деятельности. Гейне советовал рассматривать жизнь выдающихся людей, как рассматривают солнце: на восходе и на закате. Следуя совету Гейне, мы послушаем выступление группы "историков", которые расскажут нам о биографии писателя.

Ученик: Рассказывает о необычном облике писателя, зачитывая воспоминания современников (Приложение 1).

Ученик: Рассказывает о детстве Щедрина и его влияние на формирование личности писателя (Приложение 2).

Ученик: Рассказывает о годах учебы, кружке петрашевцев и формировании нового мировоззрения писателя (Приложение 3).

Учитель: (выводы по выступлениям, заполнение таблицы) Очень глубоко запали в душу впечатлительного мальчика картины крепостного произвола. Именно в этих условиях началось формирование борца против всех форм бесправия. Портрет писателя наводит на мысли о том, что за всю свою жизнь ему пришлось перенести много лишений, переживаний, и все это отразилось на его облике, сделав его каменносуровым. Заостряем внимание учеников на то, что тяжесть положения, безрадостное детство, произвол родителей, крепостное право, общение с передовыми людьми - все это послужило толчком к выражению протеста всем формам насилия.

И все же несмотря на ужасающую обстановку и тяжелые условия, писатель не утратил своей душевной теплоты, отзывчивости. А в своих первых выступлениях выступал с осуждением лицемерия, ханжества, обличением социального зла и верой в будущее, что и заставили правительство обратить на него внимание.

(предоставляется слово группе "литературоведов-1").

Ученик: Рассказывает о первых повестях, о провалах и успехах (Приложение 4).

Дополнение учеников: Правительственный комитет не мог не заметить вредного направления писателя и стремления к распространению революционных идей, поэтому с 21-22 апреля 1848 года Салтыков-Щедрин был арестован и отправлен в Вятку. " Неприятная история. Приказано арестовать чиновника: за какое-то сочинение, напечатанное без ведома начальства, в котором оказалось вредное направление и стремление к революционным идеям:" Это писал в своих воспоминаниях чиновник для особых поручений Кукольник .

Слово учителя: Принудительная служба явилась "великой школой жизни". Здесь писатель впервые открыл для себя низовую уездную Русь, познакомился с бытом и жизнью чиновничества, купечества, крестьянства и рабочих

"Я, несомненно, ощущал, что в сердце моем таится невидимая, но горячая струя, которая без ведома для меня самого приобщает меня к вечно бьющимся источникам народной жизни".

Вопрос классу: Что дала для Салтыкова-Щедрина жизнь в Вятке? (задается мотивация перед следующим выступлением группы "историков").

Ученик: Рассказывает об общественной деятельности писателя в "вятском плену".

Дополнения учеников: Современников поражала его многогранная общественная деятельность. "Я видел все безобразия провинциальной жизни, но не вдумывался в них, а как-то машинально впитывал их телом и только по выезде из Вятки и по возвращению в Петербург, когда снова очутился в литературном кругу, я надумал изобразить пережитое в "Губернских очерках".

Вопрос к классу: Что же позволило Салтыкову-Щедрину вернуться в Петербург? (Возвращение в Петербург стало возможным для писателя в 1856 году после смерти Николая. Самодержавие вынуждено было пойти на смягчение политического режима).

Слово учителя: Вот, наконец, Петербург. Умер Николай 1, Россия ощущает какое-то освобождение и в то же время прогрессивная Россия узнает имя нового писателя - бесстрашного обличителя саможержавно-крепостнического строя. В журнале "Русский вестник" проявляются "Губернские очерки". И там впервые обнаруживается сатирическое дарование писателя. "Губернскими очерками" гордилась, и долго будет гордиться наша литература, в каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого попечителя: никто не карал наших общественных пороков словом более горьким, не выставляя наших общественных язв с большей беспощадностью, чем это делал Салтыков-Щедрин".

Именно в это время Достоевский восклицает". Ведь выбрал же г-н Щедрин минутку, когда явиться". Этим он подчеркивал злободневность проблем, которые рассматривает писатель в своем произведении (продолжение заполнения таблицы, выступление группы "литературоведов-2").

Ученик: Рассказывает о шумном успехе произведения "Губернские очерки", о традициях, продолжателем которых является С.-Щедрин. (Приложение 5).

Дополнения учеников:

-Успех "Губернских очерков" был грандиозным. О них писали, говорили, спорили, ставили на сцене.

-В этом произведение проявляется великий сатирик, обличитель всего негативного в обществе. "Вятка имела для меня благодетельное влияние, она сблизила меня с действительностью и дала много материала".

-Люди, близко знавшие писателя, с уважением говорили, что в службу, как и в литературу, он вкладывал всю свою страстную душу. " Он и там вносил в дело ту же прямоту, ту же искренность, страстность, никем неподкупную честность".

-"Тупоумие властей по крестьянскому делу столь изумительно, что нельзя быть без отвращения свидетелем того, что делается. Думаю к осени совсем рассчитаться со службой",- писал Щедрин.

(выступают "историки", записи в таблицу).

Ученик: Рассказывает об общественной деятельности и государственной службе Салтыкова-Щедрина. (Приложение 6).

Дополнение учеников:

-Эта практика открывает перед сатириком самые потаенные стороны бюрократической власти. Он говорит: "Я не дам в обиду мужика. Будет с него, господа:Очень слишком даже будет".

- Но постепенно Щедрин изживает иллюзии относительно "перспектив честной службы, которая все больше превращается в бесцельную каплю добра в море бюрократического произвола". Крестьянская реформа не оправдала его ожиданий, и в 1868 году Александр 2 предложил писателю подать в отставку. С этих пор Щедрин целиком посвятил себя литературной деятельности.

(выступление группы "литературоведов-1", записи в таблице).

Ученик: Рассказывает о редакторской деятельности Щедрина.

Слово учителя: "Значение сатиры Салтыкова-Щедрина огромно: как по справедливости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей по коим должно было идти и шло русское общество".

Главная трудность сатиры в том, что на протяжении всего творческого пути писатель-сатирик имеет дело с общественным злом, с человеческими пороками, которые держат его в постоянном напряжении. Лишь стойкий и сильный человек может выдержать это каждодневное испытание и не ожесточиться, не утратить веры в жизнь, в ее красоту и добро. Недаром о нем писал Некрасов:

Его преследуют хулы,
Он ловит звуки одобренья,
Не в сладком рокоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

Вопрос классу: Какое же место занимает Щедрин в мировой литературе? Каких традиций он является продолжателем?

(выступление группы "литературоведов-2", заполнение таблицы).

Ученик: Рассказывает об основных принципах и целях щедринской сатиры (Приложение 7).

Дополнение учеников:

-"Неизменным предметом моей литературной деятельности всегда был протест против произвола, двоедушия, лгания, хищничества, предательства, пустомыслия. Смех - оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан".

-Тургенев писал: "Своей сатирической манерой Салтыков-Щедрин насколько напоминает Ювенала. Его смех горек и резок, его насмешка нередко озлобляет,:его негодование часто принимает форму карикатуры. Существует 2 рода карикатуры: одна преувеличивает истину, как бы посредством увеличительного стекла, но никогда не извращает полностью ее сущность, другая, же более и менее сознательно отклоняется от естественной правды".

-Реалистическая сатира устремлена к социальным основам жизни, общественным порокам и язвам. Поэтому, как писал Щедрин: "Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет".

Слово учителя: Малой сатирической энциклопедией жизни являются сказки, итоговым произведением Щедрина. Жанр сказки и раньше привлекал писателя, т.к. сказочные образы рождала сама жизнь. Под влиянием времени преобразовались традиционные персонажи, т.к. автор наделил каждое животное своим характером.

Вопрос классу: Какие же человеческие пороки высмеяны писателем в сказках?

(выступление группы "литературоведов-1, составление таблицы)

Ученик: Рассказывает об истории создания итогового произведения - "Сказки".

Инсценировка отрывка из сказки Щедрина "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил".

Дополнения учеников: Щедринкие сказки открывали существенные явления жизни, поэтому их ценность по-своему осмысливается каждой новой эпохой.

-"Щедринские герои - воплощение "социальной безнравственности". Поэтому в очерках, романах, хрониках Щедрина надо искать не столько характеры, сколько общественные группы, которые выделил и определил сам сатирик: глуповцы, молчалины, ташкенцы, помпадуры, головлевы".

- В своих сказках он обличает саможержавие господствующего класса, либералов и обывателей, показывает положение угнетенного народа, а также дает характеристику правдоискателей.

Слово учителя: Подходя к логическому завершению нашего разговора о Щедрине, мы попытаемся сделать вывод.

Вопрос классу: В чем же состоит человеческий подвиг Салтыкова-Щедрина как прокурора русской жизни? (обсуждение таблицы).

Ответы учеников: - Он состоит в том, что до конца своих дней у писателя сохранилась вера в свой народ, свою историю.

-Современные читатели находят в произведениях сатирика мысли, меткие образы, яркие афоризмы, которые делают речь человека образной.

-Салтыков-Щедрин близок нам своим неукротимым осуждением всех форм социального зла, своей горячей защитой добра, красоты и человеческого достоинства.

Слово учителя: Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Эти слова великого сатирика рождались из суровой и требовательной любви к Родине, но все, же сатира его была не уничтожающей, она была пронизана теплым чувством великой любви к людям.

Читая строки из прощального письма к сыну, написанного в 1889 году, мы видим, что они обращены к будущему поколению, к детям: "Паче всего люби родную литературу, и звание литератора предпочитай всякому другому".

"Не давайте окаменеть сердцам вашим , вглядывайтесь часто и пристально в светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего".

"Писания мои до такой степени проникнуты современностью, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно как иллюстрации этой современности".

Вопрос к классу: Согласны ли вы с мнением великого сатирика? Подумайте над этим вопросом дома и подготовьте ответ (записать ДЗ).

В завершение нашего урока давайте послушаем стихи известного поэта Серебряного века Игоря Северянина, написанные в 1926 году в эмиграции.

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Не жутко ли, - среди губернских дур
И дураков, туземцев Пешехонья,
Застывших в вечной стадии просонья,
Живуч неумертвимый помпадур.

Неблагозвучьем звучен трубадур,
Чей голос, сотрясая беззаконье,
Вещал стране бесплодье, похоронье,
Чей смех тяжел, Язвителен и хмур.

Гнетет, смердит от движущихся трупов
Неразрушимый вечно город Глупов -
Проруссенный, повсюдный, озорной.
Иудушки из каждой лезут щели,
Страну одолевают. Одолели.
И нет надежд. И где удел иной?