Структура и тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: Изучить особенности строения и многообразия цветков; привить практические умения и навыки по распознанию и охране цветков.
Метод: Рассказ, беседа, работа с учебником, лабораторная работа.
Оборудование: живые цветки (глоксинии, примулы, герани, бальзамина и.т.д.); консервированные цветки вишни, яблони, кукурузы; модель цветка, таблица, лупы, лабораторное оборудование, компьютер «ViewSonic».
Ход урока
I. Индивидуальный опрос.
- Размножение растений корневыми отпрысками.
- Размножение растений корневыми черенками, листьями.
- Работа по карточкам. (Учащиеся выполняют за партой в тетрадях).
II. Новая тема.
Эстетическое воспитание. (Приложение 1)
1. Перед изучением нового материала учитель зачитывает строки из поэмы В.Солоухина:
Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь, поглядите на чудо,
Которое видеть вы раньше нигде не могли.
Он умеет такое, что никто на Земле не умеет.
Из одной и той же черного цвета земли
Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!
2. Рассказ учителя. Значение цветка.
3. Строение цветка – рассказ учителя с элементами беседы.
а) Вспомните какое строение имеет цветок?
Приложение 2
4. Рассказ учителя. Цветки правильные и неправильные. Формула цветка.
5. Для изучения строения цветка, проводится лабораторная работа по инструктивной карточки учебника стр.128 §28 (В.В.Пасечник)
«Строение цветка»
- Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки, пестик.
- Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.
- Рассмотрите строение тычинок под лупой.
- Рассмотрите строение пестика под лупой.
- Определите, какой околоцветник у данного цветка – простой или двойной.
- Составьте формулу изученного цветка.
III. Закрепление. (Беседа. Фронтальный опрос).
- Из каких частей состоит цветок?
- Назовите главные части цветка?
- Каково строение пестика и тычинок?
- Почему нужно беречь цветы у растений?
Вывод: Любое сорванное цветущее растение – безвозвратно погибающий организм!
При изучении строения цветка очень важно обратить внимание на их красоту – неисчерпаемый источник вдохновения и радости для человека. ( Презентация).
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок», - говорил Х.Х. Андерсен.
Сегодня, когда многим дикорастущим цветам грозит опасность исчезнуть с лица планеты, звучат актуально слова Р.Гагора:
Цветы не для того, чтобы рвать в охапку,
А для того, чтобы мы их красоту
Ценили бескорыстно
Там, где они растут.
Игра: Знаешь ли ты строение цветка.
(Учитель читает текст, а ребята внимательно слушают, если есть ошибка, то ребята хлопают в ладоши. Учитель спрашивает ученика, он исправляет ошибку).
Осевая часть цветка, на которой расположены все его части, носит название венчик (цветоложе). Двойной околоцветник состоит из венчика и чашечки. Чашечка цветка образована лепестками (чашелистиками), а венчик чашелистиками (лепестками). Околоцветник выполняет функцию – защищает главные части цветка. Главные части цветка – это завязь и венчик (пестик и тычинки). Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, пестик – из рыльца, столбика и цветоножки (завязи).
Оценки за урок.
Домашнее задание: § 28. вопросы в конце параграфа.
Учебник биологии (В.В.Пасечник)
Сделать аппликацию «Строение цветка».