Цель:
расширить знания детей об осенних изменениях в живой и неживой природе.Задачи:
- Познакомить с народными приметами осенних месяцев.
- Развивать мышление, внимание, память и речь учащихся.
- Прививать любовь к природе, к труду.
Оборудование:
- Класс украшен листочками деревьев, рисунками и поделками учеников,
- Листочки: дубовые, березовые, рябиновые, кленовые.
- Поделки из природных материалов гостям. 4. Картошка (15 шт), 3 ведерка, 3 ложки, зонтики для танца.
- Карточки с текстами, лист ватмана с буквами, фломастеры для 4 конкурса.
- Магнитофон, записи песен.
Ход мероприятия
Перед мероприятием гостям раздаются листочки: дубовые, березовые, рябиновые, кленовые.
Песня “Осенний блюз”.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! О чем мы сегодня с вами будем говорить? Вы узнаете, отгадав загадку:
Вот художник так художник!
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл,
Отгадать загадку просим,
Кто художник этот?
Дети. Осень!
Ведущий.
Правильно! Сегодня мы будем говорить о прекрасной поре года – осени.
Но прежде я хочу сказать, что по осеннему царству будут путешествовать
три команды 4-х классов, которые называются: ________________________
жюри: ___________________________________________________________
и уважаемые гости.
Ведущий.
Осень подходит вкрадчиво, незаметно. Начинают желтеть кусты, на березах появляются желтые прядки. Лес становится багряным. Какой это месяц?
Дети. Сентябрь.
Сентябрь:
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Улетают птицы за моря
И открылась школа!
А что вы знаете обо мне?
Ведущий. – Назовите народные приметы сентября.
Дети.
Сентябрь холоден, да сыт.
Весна красна цветами, а осень плодами.
В сентябре одна ягода, да и то горькая рябина.
Дети:
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.А вторая – куст малины
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река –
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом уж, жди не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь –
Значит, наступила осень.
Дети.
Месяц сентябрь в народе назвал хмурнем – за хмурое небо.
6 сентября – Титов день. В народе есть поговорка: “Тит последний гриб растит”.
Середина сентября – это начало “бабьего лета”, а длится оно всего неделю.
27 сентября – большой народный праздник – Воздвиженье. “Воздвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет”, – говорят в народе. С этого дня медведи в берлогу залегают.
Ведущий.
Сентябрь – время уборки урожая.
И наш первый конкурс “Овощные загадки”.
Я даю вам три подсказки. Если отгадаете с первой подсказки – получите 3 балла, со второй – 2б, с третьей – 1 б.
- У нее едят и вершки и корешки.
Греки вручали олимпийцам венок из этого растения.
Так зовут куклу маленького мальчика и это растение. (Петрушка.) - Это овощ давали поклевать петухам перед петушиным боем. Чтобы они
дрались задорнее.
Им кормили рабов в Древнем Египте и воинов в дальних походах.
Этот овощ врачи советуют есть, чтобы не заболеть гриппом. (Чеснок.) - Этот овощ делает чай сладким.
Когда раньше не было румян, розовый цвет щекам можно было придать, натерев их этим овощем.
Его кладут в винегрет. (Свекла.) - Плод этого растения может быть ведром, бутылью, барабаном и бочкой для
засола огурцов.
Это самые крупные плоды на свете: они могут достигать веса 100 кг.
Из этого овоща фея сделала карету для Золушки. - Это растение прибыло к нам из Южной Америки.
Предварительно промолов, его используют для приправы блюд.
Для украшения стола плоды этого овоща желтого, зеленого, красного цветов хозяйки нарезают кольцами. (Перец.) - Этот овощ за всю жизнь три раза меняет имя: севок, чернушка, репка.
С перьями, а не птица, в чешуе, а не рыба.
Каким овощем был сказочный Чиполлино? (Лук.)
Ведущий.
А сейчас загадка болельщикам:
Зелен и густ
На последней грядке куст.
Покопай немножко –
Под кустом …
Дети.
Картошка.
2 конкурс.
Проведем игру “Уборка картошки”. (Под песню “Антошка”)
От команды по 2 человека. Ложим на пол 5 картошек по кругу. Игроки идут по кругу. Как только музыка остановится быстро берем картошку. Кому не достанется, тот выбывает из игры. 1 балл получит лишь та команда, представитель которой останется победителем.
3 конкурс.
“Сварим картошку”. От команды по 5 человек. В обручах лежит картошка, около каждой команды ведро. Нужно ложкой взять картошку и принести в ведро. Кто быстрее.
4 конкурс.
Какие еще овощи и фрукты поспевают осенью, мы узнаем, сыграв в игру “Кто играет в прятки?”(текст на листе ватмана на доске).
Среди случайного набора букв есть слова. Какая команда найдет слово, поднимает руку и отвечает (подчеркиваем слово фломастером). 12 слов.
п | о | м | и | д | о | р | н | о | л |
с | т | и | а | ы | п | н | с | л | и |
в | ч | е | р | н | и | к | а | у | ю |
и | п | к | я | я | б | л | о | к | и |
р | е | н | б | ц | у | ю | т | а | а |
н | р | а | и | и | л | к | и | п | р |
ч | е | с | н | о | к | в | р | у | б |
с | ц | у | а | н | т | а | в | с | у |
о | б | л | е | п | и | х | а | т | з |
п | о | б | а | к | л | а | ж | а | н |
Овощи и фрукты содержат много витаминов. Их нужно употреблять в пищу, желательно в сыром виде. Но нужно соблюдать правила гигиены. Какие правила вы знаете?
Ведущий.
Летом мы усердно трудились на пришкольном участке: пололи, поливали.
И вырастили хороший урожай моркови, лука, картошки, капусты.
Многие из вас трудились с родителями в садах и огородах с родителями. Некоторые овощи выглядели весьма оригинально. Немного пофантазировав мы сделали из них поделки и организовали выставку “Чудо овощи”.
Победителями стали….
Дети.
На нивах собран урожай отменный
Конец трудам, заботы спало бремя,
Для песен, игр и плясок нынче время.
Исполняется песня “Осенины на Руси”.
Выходит октябрь:
Все мрачней лицо природы,
Помрачнели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился
Что за месяц к нам явился?
Дети. Октябрь.
Октябрь.
А что вы знаете обо мне?
Назовите народные приметы.
Дети.
В октябре и лист на дереве не держится.
Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.
Плачет октябрь холодными слезами.
Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой.
Дети.
Название этого месяца произошло от латинского слова “окта” – восемь.
У древних славян октябрь по календарю был так же восьмым, но назывался листопадником, листобоем – из-за завершения листопада.
14 октября – праздник Покров. Считалось, что в этот день должен пойти первый снег.
Ведущий.
А для наших команд следующее задание.
5 конкурс.
“Редактирование текста”. (Текст на экране. Каждой команде задание выдается на листочках. После выполнения задания правильный вариант высвечивается на экране.)
Наступила осень. Со всех деревьев опадают последние листья. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это журавли, кукушки, ласточки, стрижи, гуси, соколы, синицы, грачи. Заяц, еж, лиса осенью линяют, у них вырастает более густой мех. Белка и еж делают запасы на зиму. Медведь и крот засыпают до весны.
Наступила осень. С деревьев опадают последние листья. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это журавли, кукушки, ласточки, стрижи, гуси, грачи. Заяц, лиса осенью линяют, у них вырастает более густой мех. Белка делает запасы на зиму. Медведь и еж засыпают до весны.
Ведущий.
– А пока команды работают, мы поиграем в игру “Овощи, фрукты, грибы”.
Я бросаю мячик и говорю, например “овощ”. Кто поймает быстро должен назвать какой-то овощ и бросить мяч обратно.
Подведение итогов пятого конкурса.
Дети:
Потемнело за окном.
Туча к нам идет с дождем
Что, ребята, заскучали?
Летом тучу забывали,
А как осень – тут как тут
Тучи с дождиком идут!
Исполняется танец с зонтиками.
Выходит ноябрь.
Поле черно-белым стало,
Падает то, дождь, то снег,
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь рек,
Что за месяц, подскажи?
Дети: Ноябрь.
Ведущий.
Назовите народные приметы осени.
Дети:
Ноябрь – ворота зимы.
В ноябре зима с осенью борется.
В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.
6 конкурс.
Викторина об осенних изменениях в природе.
- Собирают ли птицы себе на зиму запасы? Если да, то какие? (Очень немногие: совы собирают себе про запас убитых мышей в дупла, сойка – желуди, орехио)
- Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит.)
- Как муравьи готовятся к зиме? (Закрывают все ходы и выходы в муравейник и сами собираются в кучу.)
- Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет, птенцов не выводят.)
- Куда на зиму исчезают летучие мыши? (Спят в дуплах, на чердаках, под крышей.)
- Пользу или вред приносит зимой человеку барсук? (Зимой барсук спит.)
- Все ли зайцы зимой белые? (белеют беляки, русаки остаются серыми.)
- Запасают ли бобры себе на зиму корм? Если да, то что? (Ветки деревьев.)
- Как называется строй журавлей, улетающих на юг? (Клин.)
Игра со зрителями “Листок”.
1. Дубовый листок просит вспомнить стишок.
Задание: прочитать стихотворение или песню спеть про осень.
2. У кого березы лист.
Тот мимический артист.
Ничего не говори –
Жестом все изобрази.
Задание: (тихо сказать игрокам – изобразить стаю птиц, улетающих на юг). Зрители должны угадать.
3. У кого листок рябины,
Говорите без запинок:
“Пол погреба репы.
Пол колпака гороху”.
(Поговорка на экране.) Задание: трижды проговорить без запинок.
4. У кого кленовый лист,
Тот получит скромный приз.
(Дети вручают поделки из природного материала гостям.)
Ведущий.
Наше путешествие подходит к концу. Пока жюри подводит итоги, мы исполним песню “Листопад”.
Подведение итогов конкурса рисунков об осени.
Поздравление победителей “Осеннего путешествия”.