Цели:
- обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном;
- формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных;
- развивать
умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать
связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число; - расширять словарный запас детей;
- развивать внимание и логическое мышление;
- воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к природе; учить работать в группах.
Оборудование:
- аудиозапись,
- магнитофон, DWD,
- телевизор, картинки-слайды,
- таблица алгоритма, вопросник,
- карточки для самостоятельной работы и групповой работы,
- предметные картинки, листы контроля.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Прозвенел для нас звонок, Начинается урок.
Учитель. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Дети.
Я тетрадь сейчас открою,
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(
Дети выполняют соответствующие действия.)Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами продолжим путешествие по Великой стране Части речи. Мы знаем, что она разделена на отдельные княжества-части, каждое из которых имеет свое название.
– О какой части речи мы продолжим узнавать новое, вы узнаете, прослушав стихотворение.
Я слово ищу, необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Еще называют его……(прилагательным)…
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ |
II. Актуализация знаний.
1. Работа в парах.
А что такое имя прилагательное и что вы о нем знаете, вы расскажите друг другу по моей команде, используя карточки-вопросы, которые лежат у вас на столе. На 1, 2, 3 вопрос отвечают ребята I-го варианта, на 4, 5, 6 ребята II-го варианта.
(У детей на партах карточки-вопросы “Что я знаю об имени прилагательном”).
“Что я знаю об имени прилагательном”
- Что такое прилагательное?
- Что обозначает прилагательное?
- На какие вопросы отвечает? Примеры.
- С какой частью речи связано?
- Что образует с существительным?
- Какое слово главное, какое зависимое? Примеры.
2. Проверка домашнего задания. (3–4 человека)
Ваше домашнее задание было связано с использованием имен прилагательных в загадках. Кто-то из вас использовал литературные загадки, а кто-то авторские.
– Послушаем, что у них получилось. Прочитайте свои загадки, а ребята попытаются отгадать, о ком или о чем идет речь. (3–4 загадки.)
(Дети показывают отгадки – рисунки.)
Учитель. Так для чего же в нашей речи используются прилагательные?
Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.
Ученик читает стихотворение:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
III. Минутка чистописания.
На доске.
АЯ ЯЯ ЫЙ ИЙ ОЙ ОЕ ЕЕ |
Учитель. Какие соединения мы сегодня повторяем?
Дети. Это окончания имени прилагательного.
Учитель. Сегодня мы узнаем, когда эти окончания употребляются.
IV. Изучение нового.
1. Проблемная ситуация. Работа по группам
Сейчас вы, ребята, будете работать по группам. Определитесь, кто у вас в группе будет спонсор знаний, писарь, хранитель времени.
Прикрепите таблички.
Сильный ветер вдруг подул,
Окончания в кучу сдул.
Карточку скорей возьмите
И порядок наведите.
– Вставьте окончания -АЯ -ЯЯ -ЫЙ -ИЙ -ОЙ -ОЕ -ЕЕ в следующие словосочетания, укажите род и число имен прилагательных.
Смешн.. котенок Сильн.. метель Светл.. пальто |
Красив.. цветок Вечерн.. заря Син.. небо |
Беленьк.. зайчик |
Учитель. Какие окончания вы вставили? (При проверке учитель записывает на доске спорные слова.)
После обсуждения разных вариантов окончаний:
– Почему мы услышали разные варианты окончаний у одних и тех же прилагательных? (Окончания безударные.)
Цель нашего урока: научиться писать родовые окончания имен прилагательных.
2. Фронтальная беседа.
Итак,
– на какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?
– какие окончания они имеют?
– на какой вопрос отвечают прилагательные женского рода?
– какие окончания они имеют?
– на какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода?
– какие окончания они имеют?
На доске постепенно появляется таблица.
Мужской род Женский род Средний род |
какой? какая? какое? |
-ой, -ый, -ий -ая, -яя -ое, -ее |
– Выделите окончания вопросов и сравните с окончаниями прилагательных.
-Какой вывод можете сделать?
В Ж.р. и Ср.р. окончания совпадают.
– Почему не совпали окончания в М.р.?
(Это окончания-нарушители.)
3. Работа с учебником.
Проверьте свои выводы с учебником с. 112
А теперь вернемся к словосочетанию Син.. небо
Так какое здесь правильное окончание –ее. Почему?
V. Систематизация и обобщение знаний.
1. Составление алгоритма и работа по нему.
Для того чтобы систематизировать наши знания о родовых окончаниях я предлагаю вам АЛГОРИТМ.
Алгоритм-плакат дети читают.
После прочтения: – все ли понятно?
Тогда потренируйтесь:
– используя алгоритм, запишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания. Окончания выделите.
На доске:
Пожил.. человек, ярк.. солнце, весенн.. песенка.
2. Физкультминутка.
А сейчас поиграем. Вы под музыку будете передавать мяч. На ком музыка остановится, тот должен будет подобрать к картинке имя прилагательное и назвать окончание.
Звучит песенка “Вместе весело шагать”
3. Упражнения в редактировании словарных слов.
1) Представьте себе, что вы редакторы, и вы отвечаете за выпуск очередного номера газеты, а в текст вкрались ошибки, – найдите их и исправьте, окончания прилагательных выделите, укажите род.
Серая варабей, дижурный учяник, белая малако, висеняя ресунок, позний завтрок, диревенский улеца, русская езык, |
Начинаем писать вместе, но так как вы пишите с разной скоростью, я предлагаю вам остановиться и поставить точку по моему сигналу. Завершив свою работу, вы можете перевернуть лист контроля и проверить написание слов. (Лист контроля на партах.)
Серый воробей, дежурный ученик, белое молоко, весенний рисунок, поздний завтрак, деревенская улица, русский язык.
Работа по карточкам
Лист контроля.
Для ребят, испытывающих трудности:
Спиши текст. Выдели окончания прилагательных, укажи род.
Голубое небо,
Речка голубая,
Голубой дымок на берегу.
Поле золотое, солнце золотое,
Золотая Родина моя.
Для ребят более одаренных.
Запиши рассказ, выбирая имена прилагательные.
Сегодня (отличн.., замечательн.., чудесн..) день.
Какое (ясн.., голуб.., лазурн..) небо!
Впереди виден (густ.., таинствен.., незнаком..) лес.
В лесу (высок.., зелен.., могуч..) деревья.
Вдали (старин.., камен.., таинствен..) крепость.
Мы идем по (узк.., широк.., лесн..) тропинке к крепости.
Выделите окончания прилагательных.
VI. Обобщение.
Учитель. Итак, над какой темой работали на уроке? Какие цели ставили?
Что нужно сделать, чтобы правильно написать родовые окончания имени прилагательного?
Дети. Найти существительное, с которым оно связано.
– Определить род имени существительного.
– Узнать род имени прилагательного и вспомнить окончание.
VII. Тест.
Выберите правильный ответ.
1. Имя прилагательное обозначает:
а) признак предмета
б) предмет
в) действие предмета
2. Имя прилагательное отвечает на вопрос:
а) кто? что?
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делает? что сделал? что сделала?
3. С какой частью речи связано имя прилагательное?
а) с глаголом
б) с существительным
4. Какие окончания имеют прилагательные женского рода?
а) -ой, -ый, -Ий
б) -ая, -яя
в) -ое, -ее
5. Какие окончания имеют прилагательные мужского рода?
а) -ой, -ый, -Ий
б) -ая, -яя
в) -ое, -ее
6. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) -й, -ый, -Ий
б) -ая, -яя
в) -ое, -ее
Дети отвечают на вопросы.
Контроль
– Обменяйтесь с соседом по парте, проверьте правильность ответов.
(а, б, б, а, б, в.)
VIII. Рефлексия. Лесенка знаний.
– Оцените свою деятельность на уроке на “лесенке знаний”.
– Если у вас остались вопросы по теме урока, поставьте крестик на нижней ступеньке.
– Если нет вопросов, то посередине.
– А если вы можете научить товарища, то на верхней ступеньке.
– Кто доволен своей работой?
IX. Домашнее задание.
– Ребята, попробуйте описать вашего четвероного друга, используя имена прилагательные.