В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и возможностями.
Речь занимает одно из базисных положений в структуре основных познавательных процессов, уровень ее развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом.
В последнее десятилетие наблюдаются два взаимосвязанных процесса:
- Усложнение научно – технического прогресса;
- Усложнение дефектов речи.
Соответственно значимость логопеда в учебной деятельности становится все больше, при этом роль его качественно меняется. Сегодня логопед может не только механически поставить звуки, но и структурировать речь ребенка в целом, что является необходимым условием для дальнейшей социализации личности ребенка.
Однако, специфика логопедической работы в коррекционной школе VIII вида обусловлена характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, прежде всего снижением уровня развития и структурой речевого дефекта.
Нарушения речи у данных детей с большим трудом подвергаются коррекции, отчего продолжительность коррекционно-логопедической работы превышает время работы с их нормально развивающимися сверстниками. У умственно отсталых детей дольше формируются те или иные речевые навыки и стереотипы. В работе малоэффективно использование самоконтроля, а также зрительного и слухового контроля за речью. Это в значительной степени отличает работу логопеда в специальной (коррекционной) школе VIII вида и ставит перед ним задачу поиска новых методических приемов работы.
Введение информационных технологий в контекст отечественной традиции предполагает, что использование их уникальных возможностей во всех областях специального образования будет подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе, что способствует дальнейшей социализации ребенка с ограниченными возможностями.
Преимущества компьютера как инструмента специального обучения школьников состоят в том, что с его помощью становится возможным:
- мотивировать детей к трудным для них видам деятельности;
- моделировать предметное содержание сложных и скрытых непосредственного наблюдения объектов познания в любых необходимых знаковых формах, свободно переходя от одной к другой; осуществлять не только последовательное, но и параллельное моделирования одного и того же предметного содержания в наглядной форме и с помощью речи, переходить от одного способа к другому;
- моделировать продуктивные виды групповой и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование, классификация и др.);
- вводить дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;
- расширять возможности качественной индивидуализации специального обучения.
В последнее время разработкам и опыту применения компьютеров в обучении умственно отсталых детей уделяется пристальное внимание.
Поэтому введение в традиционные коррекционно-логопедические методики элементов компьютерных программ по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью приобретает особую актуальность.
Нами апробирована система использования традиционных средств и методических приёмов с применением элементов программы логопедического тренажера «Дельфа – 141», обеспечивающих коррекционную направленность формирования письменной речи у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В основе методики воспитания правильного письма был взят подход, изучаемый Лалаевой Р.И. в работе с учащимися коррекционных классов, а также использование упражнений по развитию письменной речи компьютерной программы «Дельфа-141».
В процессе изучения и апробирования данной методики мы руководствовались положениями Выготского Л.С. о том, что в работе с умственно отсталыми детьми нужно идти по пути развития высших психических функций с опорой на целенаправленное наблюдение, осмысленное запоминание, сравнение и обобщение.
Нами использовалась методика всестороннего коррекционного воздействия на каждого ребенка. В группах предполагалось введение элементов компьютерной программы во все типы занятий, особенно при нарушении письма по теме: «Дифференциация звонких и глухих согласных». При обучении также использовались программы логопедического тренажера «Дельфа-141».
До настоящего времени в России практически отсутствовали специальные разработки и исследования по использованию компьютеров в обучении умственно отсталых детей. В последнее время появились первые компьютерные программы для умственно отсталых детей.
В частности, в практике российских коррекционных школ уже используются выпущенные фирмой «Дельфа» компьютерные тренажеры для обучения и контроля знаний, учащихся по некоторым предметам. В связи с отсутствием специальных программ, логопеды успешно применяли сурдологопедические тренажеры «Дельфа-130», изначально предназначенные для детей с нарушениями слуха. Настоящий тренажер «Дельфа-141» является очередным этапом внедрения компьютерных методов обучения в специальных школах РФ.
Покажем, как реализуется описанная логика работы в традиционной области специального образования, связанной с коррекцией письменной речи у учащихся Большеуковской специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием компьютерного тренажера «Дельфа – 141».
Тренажер позволяет:
- внести игровые моменты в процесс коррекции произношения;
- отработать дифференциацию парных звонких и глухих согласных в устной и письменной речи;
- в игровой форме закреплять навык дифференциации парных согласных в устной и письменной форме;
- подбирать словарный материал для упражнений на письменную речь с учетом индивидуальных особенностей ученика, использовать в работе тематические словари.
В программах заложена максимально возможная унификация операций, набор звуковых и визуальных сигналов, а также несколько уровней помощи и подсказок.
Упражнения, включенные в программу, позволяют работать над речевым дыханием, голосом, темпом и плавностью речи. Над звукопроизношением, звукослоговой структурой слов, помогают отрабатывать навыки зрительного контроля за правильностью речи, развивать фонематическое восприятие и умение контролировать речь при помощи слуха, развивать технику чтения, формировать навыки восприятия графического образа буквы, звукобуквенного анализа и синтеза слов, соотнесения звука и буквы, печатной и прописной и др.
Как известно, коррекция устной речи позволяет вести пропедевтическую работу по предупреждению нарушений в письменной речи. В связи с этим в состав тренажера «Дельфа – 141» включены специальные упражнения, которые позволяют завершать работу по развитию фонематического восприятия на материале письменной речи, а также непосредственно направленные на коррекцию недостатков самой письменной речи.
Нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей значительно чаще, чем у нормальных сверстников, приводят к нарушениям чтения и письма. У учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида встречаются нарушения звукослоговой структуры слова, выражающиеся как в пропуске или замене согласных в стечении, так и в пропуске, уподоблении и перестановке слогов, частые замены букв при чтении и на письме. Очень часты замены гласных первого и второго ряда. Часто встречаются замены звонких и глухих согласных. Такие замены в сильной позиции обусловлены недостаточной сформированностью фонематического восприятия. Количество таких замен увеличивается после того, как учащиеся на уроках русского языка изучают правила употребления парных звонких и глухих согласных в слабых позициях. Поэтому перед логопедом стоит задача: развивать фонематическое восприятие детей и учить их различать парные звонкие и глухие согласные в сильной позиции, а затем учить определять в какой позиции стоит звук, то есть, когда его надо писать так, как он слышится, а когда его надо проверять. Данная работа строится из нескольких этапов:
- Различение парных глухих и звонких согласных в сильной позиции;
- Нахождение парных глухих и звонких согласных в слабой позиции в слове;
- Проверка правописания парных глухих и звонких согласных в слабой позиции;
- Дифференциация навыков правописания глухих и звонких согласных в слабой и сильной позиции.
Полноценное осуществление этой работы невозможно без тщательной отработки навыка различения парных глухих и звонких согласных в сильной позиции.
В большинстве упражнений тренажера «Дельфа – 141» отрабатываются пары согласных в твердом и мягком звучании. Во всех упражнениях соблюдается единый принцип: работа только с одной парой звуков. Отрабатываемые буквы находятся в начале слова в сильной позиции перед гласными первого и второго ряда или сонорами. Также включены словари, содержащие слова с парными глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова. Часть упражнений построены в виде учебных заданий, а часть – в форме игры.
Логопедическая работа по дифференциации парных глухих и звонких согласных букв включает следующие этапы:
- Дифференциация парных глухих и звонких согласных звуков в слогах, словах, фразах, связной речи;
- Дифференциация парных глухих и звонких согласных букв при чтении слогов, слов, фраз, связных текстов;
- Дифференциация парных глухих и звонких согласных букв при письме.
Упражнение «Картинки» способствует формированию навыка выделения первого звука в слове, различению артикуляторно сходных звуков (парных глухих и звонких согласных). Используется на этапе дифференциации согласных звуков, представляющей первый этап логопедической работы. На втором этапе, который заключается в дифференциации парных согласных букв при чтении, используется упражнение «Железная дорога». Также используются упражнения «Слова с пропущенной буквой», «Сортировка слов с пропущенными буквами». Для автоматизации навыка, отрабатываемого при помощи этих упражнений можно включить игры «Цирк» и «Конструктор».
На заключительном этапе логопедической работы по устранению замен парных глухих и звонких согласных букв при чтении и на письме используется упражнение «Слова с пропущенными слогами», а затем предлагается игра «Грузовик».
Упражнения «Воздушный шар», «Перекресток» предназначены для обучения ребенка работе с клавиатурой. Для обучения работе с мышью используется упражнение «Наши животные». Звуковые эффекты позволяют ребенку воспринимать компьютер как «живое» существо, что делает процесс обучения более увлекательным.
Работа с тренажером планируется как этап логопедического занятия. На разных этапах логопедической работы по коррекции письменной речи перед педагогом стоят различные задачи. Для решения этих задач в тренажере существуют различные режимы: обучение, контроль и повтор.
Целенаправленная работа по преодолению нарушений звукопроизношения, функций фонематического слуха и фонематического восприятия с применением элементов программы логопедического тренажера положительно влияла на развитие письменной речи и личности ребенка-олигофрена в целом.
Логопедическая работа с детьми, несомненно, является творческим процессом и работа с компьютерным тренажером «Дельфа – 141» представляет для этого широкие возможности.
Бесспорно, проектирование и создание подобных рекомендаций стало возможным благодаря ряду факторов:
- развитию информационных технологий;
- выявлению, обоснованию и описанию преимуществ компьютера как средства обучения и дальнейшей социализации детей с различными отклонениями в развитии;
- разработке методологического подхода к определению роли, функций и места информационных технологий в системе работы учителя-логопеда в области специального образования.
Мы предлагаем использовать предложенную систему коррекционно-развивающих воздействий с применением программ логопедического тренажера «Дельфа-141» логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям специальных (коррекционных) школ VIII вида, а также родителям и лицам, их заменяющих, имеющих детей с отклонениями в развитии.
О некоторых проблемах использования компьютера в специальной (коррекционной) школе VIIIвида.
Логопедическая работа, проводимая с использованием компьютера, значительно отличается от традиционных методов коррекции недостатков речи. Существенным отличием работы является, что при выполнении задания используются не традиционные ручки или карандаши, а клавиатура и мышь.
Важно уделить пристальное внимание подготовительным упражнениям.
Учителю следует работу с тренажером лучше строить индивидуально, учитывая особенности каждого ученика.
Педагогу требуется более внимательно отнестись к планированию работы с компьютером с детьми с неустойчивой эмоционально-волевой сферой, памятуя о психических особенностях умственно отсталого ребенка, нужно спланировать пути и приемы завершения работы так, чтобы это не вызвало эмоционального напряжения.
Тренажер устроен таким образом, чтобы для специалистов и педагогов обращение с ним было максимально простым и удобным. В любой момент работы можно обратиться к помощи компьютера.
Мы рекомендовали бы ежедневно делать заметки о результативности использования тренажера, чтобы понять, в каком случае и какое упражнение дает наиболее высокий результат при обучении. Отмечать в них, например, следующее:
- над чем велась работа;
- с помощью какого упражнения;
- на каком речевом материале;
- каковы результаты.
Хотелось бы отметить, что предлагаемая схема использования упражнений, входящих в программу «Развитие письменной речи», является лишь приблизительной и, в зависимости от конкретных задач, стоящих перед педагогом, и индивидуальных особенностей учащихся, может быть изменена.