Программа творческого объединения "Фитодизайн" (для 3–5-х классов)

Разделы: Начальная школа


I. Пояснительная записка

Жизнь человека неразрывно связана с природой, а, следовательно, и с жизнью растений. Обычай украшать жилище растениями возник, по-видимому, в странах с резко выраженной сменой времён года как попытка задержать дома кусочек живой природы на весь год.

Растения создают иллюзию контактов с природой; красотой форм, приятным запахом и спокойной зелёной окраской благотворно влияют на центральную нервную систему, помогая справиться с плохим настроением или стрессовым состоянием. Выращивание растений на подоконнике – это создание маленьких оазисов зелени, аромата, разнообразия красок. Кто в детстве возьмёт с любовью в руки нежный росток живого, вечно прекрасного, тот уже не сможет отказаться от радости растить, творить, добиваться интересных и всегда новых результатов.

Занятия с детьми фитодизайном способствуют развитию у них воображения, эмпатии и раскрытию творческого потенциала. Являясь мощным терапевтическим средством, они в то же время приводят к нормализации психических процессов у детей: частично или полностью избавляют их от различных психологических комплексов. Так, работа с цветами развивает у ребенка воображение, которое способствует раскрытию его индивидуальности, а положительные эмоции, получаемые от соприкосновения с миром прекрасного, миром цветов, становятся фактором лечения детской психики. В целом занятия фитодизайном помогают ребенку справиться с различными жизненными трудностями, адаптироваться в социальной среде.

Растения в школе помогают не только образованию школьников, но и их воспитанию. Школьники проводят в помещениях школы большую часть года. А дом должен быть красивым, уютным. И в создании неказённой атмосферы в школе помогают комнатные растения. Однако, красивыми выглядят только растения здоровые, эстетически правильно подобранные и размещённые в интерьере. Они должны выступать как декоративный элемент интерьера и органически вписываться в него.

Ни для кого не секрет, что качество воздуха в помещениях, не идеально. Пыль, химические вещества, выделяемые мебелью, микроорганизмы – вот далеко не весь список вредных веществ, содержащихся в воздухе. Зелёные растения выделяют в воздух летучие вещества, которые даже в незначительных количествах способны очищать воздух от вредных микроорганизмов, но и улучшать самочувствие детей.

Итак, скрасить нашу жизнь, оздоровить воздух в школе поможет самый близкий зелёный друг – комнатные растения.

Правильно подобрать их для каждого помещения в школе с учётом экологических факторов роста и микроклимата помещений смогут ребята, которые работают по программе «Фитодизайн» («Самый близкий зелёный друг»), являющейся составляющей частью проекта «Садам цвести».

Фитодизайн предполагает следующие виды деятельности:

  • изучение растений и условий их содержания;
  • уход за комнатными растениями;
  • составление композиционных букетов из цветов и сухоцветов;
  • рисование растений;
  • изготовление цветов из пластилина;
  • оформление помещений;
  • создание картин из сухоцветов.

Эти виды деятельности полностью отвечают принципам доступности техники и материалов, привлекательности и эстетичности, способствуют развитию мелкой моторики.

II. Цели и задачи:

  •  изучение разнообразия растений и условий их содержания;
  •  мониторинговое исследование имеющихся растений;
  •  разработка рекомендаций по озеленению каждого помещения школы;
  •  создание комфортной и эстетически приятной обстановки;
  •  обучение трудовым навыкам и умениям по уходу за растениями с учётом психического и физического развития личности;
  •  создание долговременного фитодизайна.

III. Календарно-тематическое планирование

Кол-во часов

Дата

Тема

5

 

I. Растения в доме.

1.1. Десять золотых правил.

1.2. Как правильно выбрать растение.

1.3. Название растений (латинские, русские, народные)

8

 

II. Жизненные формы растений.

2.1. Лианы.

2.2. Ампельные растения.

2.3. Суккуленты.

2.4. Древесные растения.

2.5. Луковичные растения.

2.6. Травянистые растения.

15

 

III. Экологические факторы роста растений и микроклимат помещений.

3.1. Климатический фактор (состав воздуха, свет, температура и влажность воздуха).

3.2. Эдафический фактор (почвенно-грунтовой).

3.3. Растения для конкретных помещений.

3.4. Мониторинговое исследование уже имеющихся растений.

4

 

IV. Классификация комнатных растений.

4.1. Декоративнолистые растения.

4.2. Декоративноцветущие комнатные растения.

4.3. Декоративноцветущие горшечные растения.

4.4. Кактусы.

4

 

V. Расположение комнатных растений.

5.1. Одиночные растения.

5.2. Комнатный садик.

5.3. Композиция из горшечных растений.

5.4. Террариум.

18

 

VI. Работа по созданию долговременного дизайна.

6.1. Разработка рекомендаций по озеленению отдельных помещений школы.

6.2. Подборка ассортимента видов в зависимости от температуры и освещения помещений.

6.3. Размещение растений в верхней рекреации, на лестнице, в классах.

2

 

VII. Восприятие цвета через растения.

2

 

VIII. Восприятие формы через растения.

5

 

IХ. Отображение растений в рисунке.

4

 

Х. Растения и ткани. Роспись по ткани.

1

 

ХI. Выставка букетов, рисунков, поделок.

V. Прогнозируемые результаты.

  •  качественное и грамотное озеленение школы;
  • формирование устойчивого интереса к трудовой деятельности, к общению с природой;
  •  расширение ботанических знаний о растениях;
  •  развитие художественного вкуса, фантазии;
  •  выявление задатков гармонии, которые необходимы человеку для определения своего места в социуме;
  •  уменьшение физического и психического утомления, нормализация психики, в которой нуждаются многие современные дети.

V. Литература.

  1. Воронцов В. В. Уход за комнатными растениями. Москва, ЗАО «Фитон+»,2002.
  2. Руднянская Е. И., Черезова Л.Б. Уроки экологии в начальной школе. – М.:ТЦ Сфера, 2007. – 144 с.
  3. Тавлинова Г. К. Цветы в комнате и на балконе. Ленинград, Агропромиздат, 1985.
  4. «Фитодизайн как средство психического развития ребёнка». Журнал «Воспитание школьников» №2, 2006 г. с. 31.
  5. Хессайон Д-р Д. Г. Всё о комнатных растениях. Москва, «Кладезь-Букс»,2004.