I. Пояснительная записка
Жизнь человека неразрывно связана с природой, а, следовательно, и с жизнью растений. Обычай украшать жилище растениями возник, по-видимому, в странах с резко выраженной сменой времён года как попытка задержать дома кусочек живой природы на весь год.
Растения создают иллюзию контактов с природой; красотой форм, приятным запахом и спокойной зелёной окраской благотворно влияют на центральную нервную систему, помогая справиться с плохим настроением или стрессовым состоянием. Выращивание растений на подоконнике – это создание маленьких оазисов зелени, аромата, разнообразия красок. Кто в детстве возьмёт с любовью в руки нежный росток живого, вечно прекрасного, тот уже не сможет отказаться от радости растить, творить, добиваться интересных и всегда новых результатов.
Занятия с детьми фитодизайном способствуют развитию у них воображения, эмпатии и раскрытию творческого потенциала. Являясь мощным терапевтическим средством, они в то же время приводят к нормализации психических процессов у детей: частично или полностью избавляют их от различных психологических комплексов. Так, работа с цветами развивает у ребенка воображение, которое способствует раскрытию его индивидуальности, а положительные эмоции, получаемые от соприкосновения с миром прекрасного, миром цветов, становятся фактором лечения детской психики. В целом занятия фитодизайном помогают ребенку справиться с различными жизненными трудностями, адаптироваться в социальной среде.
Растения в школе помогают не только образованию школьников, но и их воспитанию. Школьники проводят в помещениях школы большую часть года. А дом должен быть красивым, уютным. И в создании неказённой атмосферы в школе помогают комнатные растения. Однако, красивыми выглядят только растения здоровые, эстетически правильно подобранные и размещённые в интерьере. Они должны выступать как декоративный элемент интерьера и органически вписываться в него.
Ни для кого не секрет, что качество воздуха в помещениях, не идеально. Пыль, химические вещества, выделяемые мебелью, микроорганизмы – вот далеко не весь список вредных веществ, содержащихся в воздухе. Зелёные растения выделяют в воздух летучие вещества, которые даже в незначительных количествах способны очищать воздух от вредных микроорганизмов, но и улучшать самочувствие детей.
Итак, скрасить нашу жизнь, оздоровить воздух в школе поможет самый близкий зелёный друг – комнатные растения.
Правильно подобрать их для каждого помещения в школе с учётом экологических факторов роста и микроклимата помещений смогут ребята, которые работают по программе «Фитодизайн» («Самый близкий зелёный друг»), являющейся составляющей частью проекта «Садам цвести».
Фитодизайн предполагает следующие виды деятельности:
- изучение растений и условий их содержания;
- уход за комнатными растениями;
- составление композиционных букетов из цветов и сухоцветов;
- рисование растений;
- изготовление цветов из пластилина;
- оформление помещений;
- создание картин из сухоцветов.
Эти виды деятельности полностью отвечают принципам доступности техники и материалов, привлекательности и эстетичности, способствуют развитию мелкой моторики.
II. Цели и задачи:
- изучение разнообразия растений и условий их содержания;
- мониторинговое исследование имеющихся растений;
- разработка рекомендаций по озеленению каждого помещения школы;
- создание комфортной и эстетически приятной обстановки;
- обучение трудовым навыкам и умениям по уходу за растениями с учётом психического и физического развития личности;
- создание долговременного фитодизайна.
III. Календарно-тематическое планирование
Кол-во часов |
Дата |
Тема |
5 |
|
I. Растения в доме. 1.1. Десять золотых правил. 1.2. Как правильно выбрать растение. 1.3. Название растений (латинские, русские, народные) |
8 |
|
II. Жизненные формы растений. 2.1. Лианы. 2.2. Ампельные растения. 2.3. Суккуленты. 2.4. Древесные растения. 2.5. Луковичные растения. 2.6. Травянистые растения. |
15 |
|
III. Экологические факторы роста растений и микроклимат помещений. 3.1. Климатический фактор (состав воздуха, свет, температура и влажность воздуха). 3.2. Эдафический фактор (почвенно-грунтовой). 3.3. Растения для конкретных помещений. 3.4. Мониторинговое исследование уже имеющихся растений. |
4 |
|
IV. Классификация комнатных растений. 4.1. Декоративнолистые растения. 4.2. Декоративноцветущие комнатные растения. 4.3. Декоративноцветущие горшечные растения. 4.4. Кактусы. |
4 |
|
V. Расположение комнатных растений. 5.1. Одиночные растения. 5.2. Комнатный садик. 5.3. Композиция из горшечных растений. 5.4. Террариум. |
18 |
|
VI. Работа по созданию долговременного дизайна. 6.1. Разработка рекомендаций по озеленению отдельных помещений школы. 6.2. Подборка ассортимента видов в зависимости от температуры и освещения помещений. 6.3. Размещение растений в верхней рекреации, на лестнице, в классах. |
2 |
|
VII. Восприятие цвета через растения. |
2 |
|
VIII. Восприятие формы через растения. |
5 |
|
IХ. Отображение растений в рисунке. |
4 |
|
Х. Растения и ткани. Роспись по ткани. |
1 |
|
ХI. Выставка букетов, рисунков, поделок. |
V. Прогнозируемые результаты.
- качественное и грамотное озеленение школы;
- формирование устойчивого интереса к трудовой деятельности, к общению с природой;
- расширение ботанических знаний о растениях;
- развитие художественного вкуса, фантазии;
- выявление задатков гармонии, которые необходимы человеку для определения своего места в социуме;
- уменьшение физического и психического утомления, нормализация психики, в которой нуждаются многие современные дети.
V. Литература.
- Воронцов В. В. Уход за комнатными растениями. Москва, ЗАО «Фитон+»,2002.
- Руднянская Е. И., Черезова Л.Б. Уроки экологии в начальной школе. – М.:ТЦ Сфера, 2007. – 144 с.
- Тавлинова Г. К. Цветы в комнате и на балконе. Ленинград, Агропромиздат, 1985.
- «Фитодизайн как средство психического развития ребёнка». Журнал «Воспитание школьников» №2, 2006 г. с. 31.
- Хессайон Д-р Д. Г. Всё о комнатных растениях. Москва, «Кладезь-Букс»,2004.