Из опыта работы по организации и проведению выборов в Ученический Парламент МОУ "Октябрьская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области"

Разделы: Внеклассная работа


Гражданское воспитание – фундамент гражданского общества и демократического государства.

Гражданское общество начинается с воспитания Гражданина. В практическом решении задачи воспитания гражданина очевидна огромная роль современной школы.

Обществоведческое образование является важнейшим элементом формирования политико-правовой культуры человека. Важнейшим условием развития общества является воспитание граждан, уважающих права и свободы личности, принимающих активное участие в жизни государства. Наиболее оптимальным для гражданского воспитания является подростковый возраст, как пора самоутверждения, активного формирования, социальных интересов, жизненных идеалов.

Для реализации поставленной задачи перед школой по воспитанию гражданина мы с 2006 года проводим правовую игру - выборы.

Основной задачей проведения правовой игры является повышение правовой культуры будущих избирателей, обучение детей основам избирательного законодательства, участия в организации и проведении избирательной кампании.

Выборы Президента школы, Ученического Парламента, Председателя детской школьной организации “ЦУМиД”, выборы Короля летнего пришкольного оздоровительного лагеря “Веселая поляна” - это правовая игра, в которой могут принимать участие учащиеся и учителя образовательного учреждения.

Актуальность и новизна игры заключается в том, что ученик поставлен в ситуацию проживания роли главы государства, что помогает ему осознать всю степень ответственности его за страну перед собственным народом и мировой общественностью, а также всю сложность деятельности главы государства.

Древнегреческий философ Аристотель говорил: “Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством”. Русский поэт Н.А. Некрасов восклицал: “А что такое гражданин? Отечества достойный сын”.

Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране? Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои позиции. Ему должны быть присущи определенные качества нравственного характера, которые вырабатываются с детства. Это, прежде всего, любовь к своей Родине. В этом смысле надо понимать всем известные слова “Гражданами не только рождаются, но и становятся”.

Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Понимая роль политики в жизни общества, стремясь к активным действиям в политической области, нужно, как минимум, проявлять себя и в роли избирателя.

Необходимо помнить, что твой выбор - фундамент будущего страны, твоих детей, внуков. Основными документами, регулирующими выборы, являются: Конституция РФ и Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан”.

Выборы в нашей школе проходят в установленном порядке, с соблюдением основных моментов. Согласно плану работы органов ученического самоуправления на очередном заседании Парламента рассматривается вопрос о дате выборов, о формировании избирательной комиссии. В состав избирательной комиссии избираются преимущественно учащиеся входящие в Клуб будущего избирателя. По положению о выборах в органы ученического самоуправления избирательная комиссия избирается в количестве 7 человек. Всем членам комиссии выдаются удостоверения.

На этом заседании из избранных членов избирательной комиссии путем тайного голосования избирается председатель избирательной комиссии.

Через два дня после избрания комиссии по выборам проводится организационное заседание избирательной комиссии, где председатель рассказывает о предстоящих выборах, о должностных обязанностях членов избирательной комиссии и избираются заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии.

В последнее время уже стало привычным приглашать на организационное заседание избирательной комиссии председателя муниципальной избирательной комиссии поселка, который помогает в организации выборов и подготовке документации.

Полномочия избирательной комиссии:

  • Принимать документы от кандидатов для их регистрации.
  • Проверять достоверность подписей избирателей в подписных листах, собранных в поддержку кандидатов.
  • Принимать решение о регистрации кандидатов, либо об отказе в регистрации, выдать удостоверения зарегистрированным кандидатам.
  • Выдавать удостоверения доверенным лицам кандидатов.
  • Определять результаты выборов.
  • Публиковать результаты выборов в общешкольной газете.
  • Регистрировать избранных депутатов ученического Парламента, выдавать им удостоверения.
  • Рассматривать жалобы ( заявления ) избирателей, принимать по ним решения.

На первом заседании избирательная комиссия утверждает количество избирательных округов. Обычно в нашей школе один округ – один класс. От каждого избирательного округа выдвигаетcя не менее одного кандидата.

На следующий день после первого (организационного) заседания избирательной комиссии объявляется день выборов и состав избирательной комиссии, а также вывешивается график работы избирательной комиссии. Со дня объявления о выборах начинается агитационный период.

В течение агитационного периода кандидаты выпускают листовки, участвуют в публичных дебатах, проводят встречи с избирателями, представляют необходимую документацию и избирательные программы, оформляется наглядная агитация.

Для оказания помощи кандидатам в школе оформляется стенд “Выборы” с образцами заполнения документации, с рекомендациями для кандидатов. Образцом для правильного составления предвыборной программы избирательная комиссия помимо стандартных документов выдает анкету для кандидата (Приложение 1).

По мере сдачи документации от кандидатов в избирательную комиссию, проводится их регистрация, составляется протокол избирательной комиссии о регистрации, а на общешкольной линейке кандидатам вручаются временные удостоверения. Документация принимается, проверяется подписной лист на оригинальность подписей.

В списки избирателей включаются ученики 2-11 классов, которые по положению о школьных выборах обладают активным избирательным правом. Списки избирателей составляются согласно количеству учащихся в классе. Основными документами для получения бюллетеней в день голосования является дневник или паспорт учащегося.

Если ребенок заболел, уезжает и не может проголосовать в день выборов, он пишет заявление о преждевременном голосовании (Приложение 2).

Избирком изготавливает памятные значки впервые голосующим избирателям.

По окончанию голосования подводятся итоги голосования, составляются протокол (Приложение 3) и отчет о голосовании. На следующий день после выборов оглашаются результаты голосования на общешкольной линейке, и вывешивается итоговый протокол.

Участвуя в школьных выборах, ребята учатся использовать свое конституционное право управлять. Голос каждого ученика в будущем будет определять дальнейшую судьбу России.

Участвуя в школьных выборах, подростки получают необходимые правовые знания, знакомятся с деятельностью и механизмом формирования органов власти, приобретают навыки публичного выступления, изучают основы психологии делового общения. В результате у подростков вырабатывается активная жизненная и гражданская позиция, появляется осознание себя как субъекта государственной и общественной деятельности.

Выпускники школы уже понимают, что от их активного и осознанного участия уже в государственных выборах, заинтересованности в результатах избирательных кампаний зависит качество демократического преобразования в новой России.