Цели:
- познакомить учащихся с буквами К, к, обозначающими согласные звуки [к], [к’]; учить узнавать графический образ букв К, к;
- учить читать слова с новыми буквами; формировать навык чтения сочетаний букв, слогов, слов, предложений;
- развивать речь, внимание, память.
Оборудование:
- учебник: «Русская азбука». 1 кл. Авторы В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин и др. – М.: Просвещение, 2004г.;
- распечатка алфавита для каждого ученика;
- выставка книг («Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Колобок», «Кот в сапогах», «Волк и семеро козлят»);
- ребусы;
- картинки с изображением овощей;
- карточки со словами для индивидуальной работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель.
Каждый час всегда, везде
На уроке и в игре
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Повторение. Подготовка к усвоению новой темы.
1) Работа с алфавитом.
Учитель. Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с алфавитом, будем работать над правильным произношением звуков.
(У каждого ученика на парте алфавит. Все хором называют буквы алфавита.)
2) Упражнение на узнавание букв.
На доске дано неполное начертание букв. Учащиеся должны узнать букву.
У Н А И О С Ы
- Прочитайте.
- На какие группы можно разделить данные буквы?
- Назовите гласные буквы. Почему они так называются?
- Назовите согласные буквы
3) Чтение слов, данных на доске.
Учитель. Гласные и согласные дружат, и получаются слова.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ…
Но когда с умом толково
Их построить в четкий ряд, -
Превратятся буквы в слово
И – с тобой заговорят!
(А. Шибаев)
- Прочитаем.
- Почему слова третьего столбика записаны с заглавной буквы?
Это имена собственные. Поэтому они пишутся с заглавной буквы.
3. Знакомство с новым материалом.
1) Беседа по вопросам.
- Как квакает лягушка?
Ква-ква.
- Как кукует кукушка?
Ку-ку.
- Как кричит петух?
Ку-ка-ре-ку.
- Как мы зовем кошку?
Кис-кис.
- Какой звук звучал в начале ваших ответов?
- Это гласный или согласный звук?
- Еще раз: как кукует кукушка?
- Позовите кошку.
- В каком случае звук твердый? Когда – мягкий?
2) Знакомство с новой буквой (к).
Учитель. Каждый звук обозначается буквой. Звуки [к], [к’] обозначаются буквой «ка».
На прямую палочку
Справа села галочка: К к
Там поныне и сидит –
Буквой К на нас глядит.
- Чем похожи строчная и прописная буквы?
Они похожи формой.
- Чем отличаются?
Они отличаются размером.
3) Игры на узнавание буквы К и звуков [к], [к’].
- Где спрятался звук и буква К?
Ребятам предлагается корзинка, в которой находятся картинки с изображением овощей (картофель, лук, тыква, огурец, кабачок, капуста, морковь, свекла, помидор).
Ученики должны выбрать те «овощи», в названиях которых встречаются звуки, обозначенные буквой К.
- Хлопки в ладоши.
Учитель произносит слова, а ученики хлопают в ладоши, если услышали звуки [к], [к’].
Кошка, лиса, кит, заяц, курица, кактус, колокольчик, береза, тетрадь, краски, кисточка, книга, клей, бумага.
4) Учитель. Молодцы! Научились узнавать букву к, звуки [к], [к’]. А для чего мы познакомились с буквой К?
Нам нужна буква К, чтобы читать.
- Почитаем?!
На доске даны слоги:
Учитель. Ребята, вспомните названия сказок, имена героев, в которых есть буква К. Вам поможет выставка книг.
«Курочка ряба», «Красная Шапочка», «Колобок», «Кот в сапогах», «Волк и козлята».
4. Физминутка.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
5. Закрепление.
1) Работа с учебником.
Учитель. Откроем страницу 53.
- Иллюстрация к какой сказке дана на этой странице?
- Кто написал эту сказку?
- Чему удивляются жнецы?
- А кто такие жнецы?
- Как помог кот своему хозяину?
- Прочитаем текст на странице 53.
Учащиеся читают текст по цепочке.
2) Отгадывание ребусов (страница 54).
6. Работа по карточкам.
Учащиеся получают карточку, на которой написаны слова (по 5 слов на карточке).
- Сорока, мышка, сова, колобок, лук.
- Кошка, кусты, карандаш, кора, ива.
- Трава, мишка, клубок, каток, окуни.
- Утка, молоко, икра, кран, кот.
Ребятам необходимо прочитать слова, найти букву К, обвести ее цветным карандашом. Учитель проверяет работу детей, помогает им индивидуально в случае затруднения.
7. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Понравилась вам буква К?
- Для чего нужна буква К?
Учитель. Да, составлять слова и читать.
Всем полезно чтение
Про себя и вслух.
Книга – самый верный,
Самый лучший друг.
Из нее узнаешь ты
Обо всем на свете.
На любой вопрос она
Без труда ответит.