Обобщающий урок "Природа Африки"

Разделы: География


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать полученные знания;
  • развивать познавательный интерес, экологическое мышление, общеучебные умения и навыки;
  • воспитывать чувство ответственности за коллективное дело.

Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!
Б.Пиляцкий

Ход урока

Сегодня мы с вами должны обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы: «Природа Африки».

А чтобы повторять было интереснее, я предлагаю совершить вооб­ражаемое путешествие. Путешествовать мы будем группами. В ходе путешествия запланировано 6 остановок. Но не забывайте, что вы путешествуете командой. Ваша команда должна набрать большее число жетонов, чтобы получить отличную оценку и звание «Магистра африканских наук». В путь мы возьмём только тетради, атласы, сигнальные карточки и ручки.

Первая остановка «Блиц адрес материка»

Сейчас вам будут предложены вопросы, а отвечать будет команда, первой поднявшая сигнальную карточку. Если в ответе звучит географическое название, его необходимо показать по карте.

Вопросы:

  • Назовите крайние северную и южную точку материка.
  • Назовите крайние западную и восточную точку материка.
  • Назовите Цветное море, омывающее Африку.
  • Назовите океан, омывающий западное побережье.
  • Назовите море у северных берегов Африки.
  • Назовите самый ближний к Африке материк.
  • Назовите, какая параллель делит Африку почти пополам.
  • Назовите океан, омывающий восточное побережье.
  • Назовите,какую часть Африки пересекает 0° меридиан.
  • Назовите полуостров на востоке материка.
  • Назовите четвёртый по площади остров у берегов материка.

Время первой остановки истекло, и мы продолжаем путь (учитель собирает атласы).

Вторая остановка «Рельеф материка»

Произошло непредвиденное событие, часть нашего багажа с картами осталась на первой станции. Поэтому нам необходимо восстановить кар­ту по памяти.

Каждая команда получает контур материка (Приложение №1), где географические объекты рельефа обозначены цифрами. Расшифруйте их! Количество жетонов зависит от числа правильных ответов, за быстроту - дополнительный жетон. Не забывайте о своих сигнальных карточках.

Учитель собирает листки с ответами.

По одному эксперту от команды мы отправляем на проверку карт, а с вами продолжаем.

Уважаемые путешественники, найдите лишнее слово. Ответ обоснуйте.

  • Килиманджаро, Сахара, Камерун.
  • Атлас, Намиб, Драконовы.
  • Калахари, Капские, Сахара, Намиб.
  • Золото, алмазы, сейба, медь.
  • Нефть, газ, железная руда, самум, уголь.
  • Восточно-Африканское плоскогорье, Танганьика, Эфиопское нагорье.

Слово экспертам. Сколько жетонов заработала каждая команда

Следующая остановка «Климат»

Каждая команда получает набор карточек с климатическими показателями.

Вопрос: проанализируйте климатические показатели и определите, о каком климатическом поясе идёт речь. Ответ обоснуйте. (Приложение №2)

И мы уже на следующей станции.

Остановка «Растительный и животный мир»

Нас ждёт игра «Что такое? Кто такой?» (Приложение №3)

Команды отвечают быстро, набирая один балл за правильный ответ.

Остановка «Экологическая»

К сожалению, экологические проблемы не обошли стороной материк, природу которого мы изучили. И сейчас после нескольких минут обсуж­дения вы предложите свои варианты решения проблем (Приложение№4).

Заключительная станция «Килиманджаро»

Килиманджаро на языке местных жителей означает «сияющая гора». Она перед вами табло горы с размещёнными на ней вопросами (можно использовать интерактивную доску). Я предлагаю вам совершить восхождение на неё.

На табло размещены карточки разного цвета. (Приложение №5)

  • Красные - это самые сложные вопросы, они оцениваются тремя жетонами.
  • Зелёные - это вопросы средней сложности, они оцениваются двумя жетонами.
  • Серые - наиболее простые вопросы, они оцениваются одним жетоном.

Вы для себя должны решить, на какой вопрос отвечать. Жетоны вы получаете в случае правильного ответа. От команды участвуют по пять человек. Если нет ответа, жетон может получить любая команда, подняв сигнальную карточку и ответив правильно на вопрос.

А сейчас подведём итоги.

Команды обменялись экспертами. Каждая команда считает жетоны.

Внимание!

Звания магистра африканских наук с занесением отличных оценок в классный журнал присваиваются ... команде.

Звания магистра заслуживают также участники ... команды.

Наше путешествие завершилось. До новых встреч!