Цели урока:
- обобщить и систематизировать полученные знания;
- развивать познавательный интерес, экологическое мышление, общеучебные умения и навыки;
- воспитывать чувство ответственности за коллективное дело.
Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!
Б.Пиляцкий
Ход урока
Сегодня мы с вами должны обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы: «Природа Африки».
А чтобы повторять было интереснее, я предлагаю совершить воображаемое путешествие. Путешествовать мы будем группами. В ходе путешествия запланировано 6 остановок. Но не забывайте, что вы путешествуете командой. Ваша команда должна набрать большее число жетонов, чтобы получить отличную оценку и звание «Магистра африканских наук». В путь мы возьмём только тетради, атласы, сигнальные карточки и ручки.
Первая остановка «Блиц адрес материка»
Сейчас вам будут предложены вопросы, а отвечать будет команда, первой поднявшая сигнальную карточку. Если в ответе звучит географическое название, его необходимо показать по карте.
Вопросы:
- Назовите крайние северную и южную точку материка.
- Назовите крайние западную и восточную точку материка.
- Назовите Цветное море, омывающее Африку.
- Назовите океан, омывающий западное побережье.
- Назовите море у северных берегов Африки.
- Назовите самый ближний к Африке материк.
- Назовите, какая параллель делит Африку почти пополам.
- Назовите океан, омывающий восточное побережье.
- Назовите,какую часть Африки пересекает 0° меридиан.
- Назовите полуостров на востоке материка.
- Назовите четвёртый по площади остров у берегов материка.
Время первой остановки истекло, и мы продолжаем путь (учитель собирает атласы).
Вторая остановка «Рельеф материка»
Произошло непредвиденное событие, часть нашего багажа с картами осталась на первой станции. Поэтому нам необходимо восстановить карту по памяти.
Каждая команда получает контур материка (Приложение №1), где географические объекты рельефа обозначены цифрами. Расшифруйте их! Количество жетонов зависит от числа правильных ответов, за быстроту - дополнительный жетон. Не забывайте о своих сигнальных карточках.
Учитель собирает листки с ответами.
По одному эксперту от команды мы отправляем на проверку карт, а с вами продолжаем.
Уважаемые путешественники, найдите лишнее слово. Ответ обоснуйте.
- Килиманджаро, Сахара, Камерун.
- Атлас, Намиб, Драконовы.
- Калахари, Капские, Сахара, Намиб.
- Золото, алмазы, сейба, медь.
- Нефть, газ, железная руда, самум, уголь.
- Восточно-Африканское плоскогорье, Танганьика, Эфиопское нагорье.
Слово экспертам. Сколько жетонов заработала каждая команда
Следующая остановка «Климат»
Каждая команда получает набор карточек с климатическими показателями.
Вопрос: проанализируйте климатические показатели и определите, о каком климатическом поясе идёт речь. Ответ обоснуйте. (Приложение №2)
И мы уже на следующей станции.
Остановка «Растительный и животный мир»
Нас ждёт игра «Что такое? Кто такой?» (Приложение №3)
Команды отвечают быстро, набирая один балл за правильный ответ.
Остановка «Экологическая»
К сожалению, экологические проблемы не обошли стороной материк, природу которого мы изучили. И сейчас после нескольких минут обсуждения вы предложите свои варианты решения проблем (Приложение№4).
Заключительная станция «Килиманджаро»
Килиманджаро на языке местных жителей означает «сияющая гора». Она перед вами табло горы с размещёнными на ней вопросами (можно использовать интерактивную доску). Я предлагаю вам совершить восхождение на неё.
На табло размещены карточки разного цвета. (Приложение №5)
- Красные - это самые сложные вопросы, они оцениваются тремя жетонами.
- Зелёные - это вопросы средней сложности, они оцениваются двумя жетонами.
- Серые - наиболее простые вопросы, они оцениваются одним жетоном.
Вы для себя должны решить, на какой вопрос отвечать. Жетоны вы получаете в случае правильного ответа. От команды участвуют по пять человек. Если нет ответа, жетон может получить любая команда, подняв сигнальную карточку и ответив правильно на вопрос.
А сейчас подведём итоги.
Команды обменялись экспертами. Каждая команда считает жетоны.
Внимание!
Звания магистра африканских наук с занесением отличных оценок в классный журнал присваиваются ... команде.
Звания магистра заслуживают также участники ... команды.
Наше путешествие завершилось. До новых встреч!