Задачи:
- Образовательные:
- сформировать первоначальные анатомические знания о строении сердца (желудочки, предсердия, клапаны),
- сформировать первоначальные физиологические знания: познакомить с принципом работы сердца (поочередное сокращение камер сердца, движение крови по сосудам, малый и большой круги кровообращения).
- Развивающие:
- закрепить знания по теме «Кровь» и уметь применять их в ходе изучения нового материала,
- овладеть знанием и умением применять термины: сосуды, вены, артерии, капилляры, сердце, предсердия, желудочки, клапаны
- умение обобщать, делать выводы, логически мыслить.
- Воспитательные:
- сформулировать основные гигиенические правила, которые помогут сохранить сердце здоровым,
- показать вредное влияние никотина на работу сердца.
Оборудование: таблицы «Сердце», «Кровообращение»,карточки с заданиями А и Б, задания по группам, индивидуальные карточки-задания, муляж сердца, «черный ящик», фрагмент «Сердце», рисунки сердца курящего и некурящего человека, карточки с написанными на них терминами.
Методы: объяснительно-иллюстративный, элементы проблемного, эвристического.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа парами, моделирование.
Средства активизации: «Черный ящик».
Литература:
- Заласский М. Занимательная анатомия. М.:Росмен,1996,с.34-433.
- Межелайтис Э.Сердце.
- Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. М.: Просвещение, 1975, с.129-135.
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!
Мы уже много интересного, нужного и важного узнали о человеческом организме, и сегодня нам с вами предстоит еще одно открытие. Перед вами таинство в «черном ящике». (Демонстрация «черного ящика», в нем муляж сердца). Мы можем узнать, что там, если отгадаем загадку: «Оно много меньше нас, а работает всяк час». Что это такое? (Ответы детей, открываем «черный ящик»). (Девочка читает стихотворение).
-Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово - красной кожей?
Может быть, меж ребер и аорты
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому, что нет ему покоя
До всего есть дело.
(Э. Межелайтис «Сердце»)
Ребята, вы, конечно, знаете, что сердце и сосуды - очень важные органы. Для чего нужно сердце, что оно собой представляет, как движется кровь по сосудам - это предстоит узнать нам на уроке. Итак, тема нашего урока «Строение сердца и его работа».
Давайте подумаем, почему сердце называют эликсиром жизни?
Не торопитесь отвечать, я предлагаю вам для начала подумать над таким предложением «Наше тело состоит из клеток. Клетки-живые образования….»Продолжите его. (Ответы детей). Клетки живые, им нужно питаться, дышать. Что поставляет всем клеткам все необходимое? (Ответы детей). Правильно, кровь. Кровь поступает во все уголки нашего организма по сосудам. С новыми порциями крови поступает и питание, и кислород, и лейкоциты. Для чего они нужны? (Ответы детей). Правильно, для защиты организма. Кровь тогда будет эликсиром, когда она не будет стоять на месте, а будет двигаться по организму.
Отдав органу, через который она протекает, все необходимое и забрав шлаки (ненужные вещества), кровь оттекает, уступая место свежей крови. Так изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, всю жизнь происходит кровообращение. Давайте кратко сформулируем, дадим определение, что же такое кровообращение? Это движение крови в организме. (Запись в тетради с доски, на которой прикреплена карточка с термином). Что же тогда это за органы - сердце и сосуды? Органы кровообращения. Но для того, чтобы кровь обращалась, ее должно что-то двигать. Что является двигателем крови? Сердце. Приложите руку к левой стороне груди, чувствуете, как что-то тихонько стучит по пальцам? Тук- тук- тук. Это бьется ваше сердце. Сердце стучит, работает, хотя вы и не приказывали ему это делать, порой забываете о его существовании. Это хорошо или плохо? (Ответы детей).
Мы не можем заглянуть вовнутрь себя и увидеть живое сердце. Посмотрим несколько фрагментов (использование электронного пособия «Уроки 8 класс. Кирилл и Мефодий» или видеофрагменты).
Вы, может быть, думаете, что ваше сердце похоже на то, которое нарисовано на поздравительных открытках ко Дню Святого Валентина? Это, конечно, не так. Познакомимся со строением сердца с помощью таблицы и муляжа сердца.
Посмотрите, что по форме напоминает вам сердце? Похоже на треугольный булыжник. Где расположено сердце? Лежит левее от центра грудной клетки. Почему сердце расположено именно в грудной клетке? (Защита). Как вы думаете, отчего зависит величина сердца? (От размеров тела). Почему у маленьких детей сердце не больше мандаринки? (Они имеют маленькие размеры тела).
Растет сердце неравномерно, особенно интенсивно на 1 и 2 годах, а также в 14-15 лет. Если вы хотите узнать размеры собственного тела, то посмотрите на свой кулак-масса сердца человека примерно равна величине его кулака (от 250 г до 360 г).
Что же представляет собой сердце? Сердце представляет собой мышечный орган. Стенки сердца образованы мощными мускулами почти с палец толщиной. А почему? Как вы думаете? (ответы детей). Правильно, сердце должно сокращаться.
Сердце разделено на две части - на правую и левую половины, между которыми находится мышечная перегородка. Для чего она нужна? (Не дает смешиваться крови). Изучим строение сердца более подробно. Левая и правая половинки разделены на две части, называются получившиеся полости (отделы) - камеры. Сколько получилось камер? Правильно, четыре. Давайте дадим им названия. В верхней части сердца-предсердия. В нижней части - желудочки. Если это правая половина, то правое предсердие и правый желудочек. Если левая половина, то левое предсердие и левый желудочек.
Но если камеры будут замкнуты, то будет ли сердце являться двигателем крови? Нет, нужны в перегородках между предсердиями и желудочками небольшие воротца - клапаны. Клапаны пропускают кровь в одном направлении, образованы двумя или тремя створками, и их удерживают в нужном направлении прочные мышечные волокна.
Что в нашем кабинете есть, на чем можно показать работу клапанов? Двери. Работают клапаны по принципу открывания двери. Правое предсердие сокращается и выталкивает кровь в правый желудочек. Обратно кровь не вернется. На странице 67 учебника найдите на рисунке строение сердца правую и левую половины, камеры сердца-предсердия и желудочки, клапаны. Проверьте друг друга.
Кровь все время поступает в сердце, и все время устремляется из него. Потому что сердце-это насос, заставляющий кровь циркулировать в теле. Кажется, глядя на таблицу, что ничего особенного в движении крови нет, но кровь совершает целое путешествие по нашему организму. Давайте тоже совершим такое путешествие. Посмотрите, от сердца отходят сосуды и к сердцу приходят сосуды. В правую половинку сердца кровь поступает после того, как соберет в теле ненужные вещества, от которых ему необходимо избавиться. Это не проходит ей даром, она приобретает темно-вишневый цвет. Называется такая кровь венозной. Возвращается в сердце она по венам. Собирая венозную кровь из всех клеток тела, вены становятся толще и двумя широкими трубками входят в сердце. Расширяясь, сердце всасывает из них отработанную кровь. Такая кровь обязательно должна очиститься. А как? Обогатиться кислородом. Что будет, если кровь не будет очищаться от вредных веществ и обогащаться кислородом? (Ответы детей). А где она должна обогатиться кислородом? В легких. Что происходит в легких? Из крови в легкие выделяется углекислый газ, а из легких в кровь поступает кислород. За счет чего? Каждая альвеола легкого оплетена капиллярами. Стенки этих сосудов очень тонкие и проницаемы для газов. Как называется такой процесс? (Газообмен). Сердце и легкие-соседи, вот почему путь крови от правой половины сердца к легким и от легких к левой половине сердца называется малым кругом кровообращения. По каким сосудам кровь поступает в легкие? По легочным артериям.
Обогащенная кислородом кровь ярко алая, возвращается в левую половину сердца по легочным венам, оттуда сердце вытеснит ее через аорту в кровеносные сосуды-артерии и она побежит по всему телу. Этот путь длинный. Путь крови от сердца ко всему телу и обратно называется большим кругом кровообращения. Почему? Тело-это большая и сложная система, и кровь протекает по многочисленным путям, она должна проникнуть к каждой клеточке тела.
Закрепление.
1. Работа у доски. А теперь при помощи карточек с написанными на них этапами движения крови попробуем смоделировать процесс движения крови в организме.
Клетки тела → венозная кровь → вены → правая половина правое предсердие → правый желудочек → легочные артерии → легкие → газообмен → артериальная кровь → легочные вены → левая половина → левое предсердие → левый желудочек → аорта → артерии → капилляры → клетки тела
2. Работаем парами. Найдите на партах карточку с буквой А. Каждый орган кровообращения зашифрован цифрой. Нужно назвать орган. Проверьте друг друга. Проследите кровообращение по рисунку карточки.
Как же сердцу надо трудиться, чтобы десятилетиями безостановочно совершать эту гигантскую работу? Даже когда человек отдыхает, сердце сокращается 75 раз в минуту и 100 тысяч раз в сутки. Ежегодно перекачивает около 10 тонн крови (целую цистерну, равную по весу двум огромным слонам). Какой вопрос можно задать сердцу? Правильно, неужели ты не устаешь? Сердце работает только тогда, когда выталкивает кровь. Отдыхает в тот момент, когда его камеры наполняются кровью. Итак, работает сердце и отдыхает, восстанавливая свои силы, а мы должны оказывать ему большую помощь, чтобы сердце, этот неутомимый труженик, как можно дольше и лучше служило нам. Как укреплять сердце?
Работа по группам. Обсуждение заданий на карточках №1-5.
№1. Многие ребята замечали, что во время бега или игры в футбол им не хватаем воздуха. Появляется слабость, иногда кружится голова. В чем дело? Они не больны. (Вывод: укреплять сердце тренировками, физическими упражнениями.)
№2. Какие виды занятий физической культурой, трудом полезны для тренировки сердца? (Бег, плавание, езда на велосипеде, катание на коньках, лыжах, игра в футбол, теннис.)
№3. Выберите номера правил, с которых нужно начинать укрепление сердца.
- Начинать с небольших упражнений, нагрузку повышать постепенно.
- Если ты почувствовал недомогание, тренировку не пропускай по этой причине.
- Продолжительность занятий не меньше 20-30 минут и не больше 1-1,5 часа в день,3-4 раза в неделю.
- Старайся побольше есть, ведь тебе понадобится много сил.
- Заниматься систематически, начиная с небольших упражнений, нагрузку повышать постепенно.
- Обязательно спи 8-9 часов.(1,2,5,6)
№4. Саша учился в школе, занимался в художественной школе, посещал кружки, был занят работой целый день, не успевал порой вовремя пообедать, переживал, если у него что-то не получалось, мало спал. В результате он стал хуже учиться. Как отразится такая жизнедеятельность на здоровье мальчика?
№5. Какая вредная привычка приводит к следующим признакам?
- увеличивается частота сердечных сокращений,
- нарушается газообмен в организме,
- стенки сосудов становятся хрупкими, ломкими. (Курение)
№6. Вписать в клеточки кроссворда слова по теме «Кровеносная система».
Остальные 9 человек (слабоуспевающие ученики) работают по карточкам №7-14(№7.Вставьте недостающиеслова.№8.Продолжи предложения.№9- 14.Что обозначено цифрами?) на закрепление нового материала.
Беседа. Составление правил тренировки сердца. Закрепление - чтение текста карточки Б. «Отличной тренировкой для сердца является физический труд на свежем воздухе, занятия физкультурой, зимой - катание на коньках и лыжах, летом - купание и плавание. Хорошо укрепляет сердце утренняя гимнастика и ходьба. Остерегайтесь перегрузки сердца. Нельзя работать или бегать до изнеможения: так можно ослабить сердце. Необходимо чередовать труд с отдыхом.
Спокойный сон - одно из необходимых условий правильной работы сердца. Во время сна организм находится в состоянии покоя. В это время ослабляется и работа сердца-оно отдыхает.
Сердце нужно укреплять путем тренировки. Тренировка сердца должна проводиться систематически. Нагрузку на сердце нужно повышать постепенно. Ежедневные упражнения и их продолжительность зависят от состояния сердца».
Многие вредные привычки нарушают работу сердца. Одна из них- это курение. Табачный дым содержит никотин. Никотин подстегивает сердце, заставляет его учащенно работать. Сердце курильщиков сокращается в сутки лишних 20-25 тыс.раз.
Сценка о вреде курения.
Ведущий.
Разрешите вам представить
сердце старого курилки.
Следом сердце человека,
Не курившего совсем.
Сердце курилки.
|
|
Сердце некурящего.
|
|
Ведущий.
Окажите нам любезность
И соединитесь в поединке,
Дабы мы узнать сумели
Кто сильней из вас двоих.
Я считаю: «Раз, два, три!».
(Сердца соревнуются в армреслинге).
Ведущий.
В поединке победило
С преимуществом огромным-
Это сердце человека,
Не курившего совсем!
Вы свободны!
Подведение итогов. Оценка работы класса, отдельных учеников. Домашнее задание. Стр.65-66 (изучить), работа по рисунку стр. 67, моделирование процесса кровообращения, продолжать подбирать материал об успехах науки в области пересадки сердца.