Дети садятся вокруг столов, на которых стоят таблички с изображением грибов и их названием. Звучит фонограмма «Звуки леса»
Учитель. Ребята, вы слышите эти звуки? Догадались, куда мы попали? Мы с вами попали в лес. А что такое лес? Что вы о нем знаете? (Лес – это природное сообщество. Растения в нем располагаются ярусами. Их может быть несколько: 1-й ярус – высокие деревья; 2-й ярус – деревья пониже; 3-й ярус – кустарники; 4-й ярус – травы; 5-й ярус – мхи, грибы.)
Итак, мы отправляемся в лес на природу. Кстати, давайте вспомним, что такое природа? (природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека.) Но сегодня мы отправимся не просто в лес, а заглянем в гости к грибам, которые расположились на самом нижнем ярусе леса. Узенькая тропиночка приведет нас на грибную поляну.
Настоящие грибники не берут в лес ни магнитофонов, ни плееров. Они наслаждаются птичьим пением, звериными шорохами, задумчивым шелестом деревьев. А когда им хочется сообщить важные новости, они прикладывают к губам ладони рупором – и по лесам дремучим, по болотам перекатывается, перекликается глухое эхо.
Хотя грибное царство и огромно, грибные богатства наших лесов не безграничны. Для иного грибника набрать побольше – главная цель похода в лес, к которой он стремиться любой ценой. Лесу от него большой вред. Вооружившись палкой, такой человек перероет всю лесную подстилку, раскидает ее, расшвыряет. И не подумает о том, что под лучами солнца незащищенная грибница высохнет и погибнет.
Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет, да еще полюбуется им, а потом только положит в корзинку. Настоящему грибнику лес радуется, как другу, и грибов для него не пожалеет. Но мы с вами отправляемся не за грибами, к грибам. Ас чего начинается поход в гости? Со знакомства. С чего начнем и мы.
I конкурс – «Знакомство»
Нужно составить рассказ из нескольких предложений, описывающих тот гриб, который представляют микрогруппы.
Учитель. Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? Почему? (Грибы появляются (рождаются), растут, умирают…)
Но их нельзя назвать растениями, так как у них нет листьев, стебля, веток. А так же в отличие от растений, которые сами создают нужные для своего роста вещества, грибы так «не умеют». Грибы – это особое царство живой природы.
Грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение. Предков поражала способность грибов появляться как будто из ничего за считанные часы. С грибами связанно много священнодействий. Об этом вы можете узнать из энциклопедий. Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты – мясо, колбасу, яйца, рыбу.
На Руси грибы называли «губы» за выпуклые губчатые шляпки. Жареные, вареные, соленые грибы не сходили со столов в будни и праздники, зимой и летом.
В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и в саду, на лугу и в горах. Но наш разговор о грибах, которые растут в лесах нашей страны.
Итак, вам слово.
Белый гриб.
1-й ученик. Белый гриб, или боровик – самая желанная находка грибника. Это очень красивый, вкусный, изумительно ароматный гриб.
2-й ученик. Название он получил из-за своей мякоти: она белая, на разрезе не меняет цвета, остается белой и у высушенного гриба, и у вареного.
3-й ученик. В нижней части шляпки – слой трубочек. У молодого гриба он белый, но потом становится желто-зеленым.
4-й ученик. А вот верхняя сторона шляпки у белых грибов бывает разной – от темно-коричневой до светлой, почти белой. Растет гриб в еловых, сосновых и березовых лесах.
Подберезовик.
1-й ученик. Под березами ищите обыкновенный подберезовик. Тонкая стройная белоножка – свечка с темно- бурыми стружечками-чашуйками.
2-й ученик. Он немного похож на белый гриб. Но шляпка у него более мягкая, ножка тоньше и длиннее. Цвет шляпки бывает разным: от темно-коричневого до белого.
3-й ученик. Это очень распространенный съедобный гриб. Его называют еще «обабок», «бабка», «серый гриб», «черныш»,
4-й ученик. Встречается в березовых и смешанных с березой лесах. Растет одиноко и группами.
Груздь.
1-й ученик. Груздь настоящий весь белый. Отломив кусочек, увидим белую мякоть, белый сок, который быстро желтеет.
2-й ученик. На Руси этот гриб очень ценится. Он любит осиновые леса. Но встречаются грузди и в смешанных лесах.
3-й ученик. Поднимешь осторожно палочкой вздутый слой трухлявой рыхлой листвы, бурой слипшейся хвои – а под ним извилистые рытвины, взорванные холмики земли. Копнешь, подденешь холмик, и сердце запрыгает от счастья, и улыбнешься, как милому живому существу груздь.
4-й ученик. Где один – там ищите веселую компанию. Настоящие грузди всегда груздятся грудами. Словно белые лебедушки выплывают из темных волн земли.
Сыроежки.
1-й ученик. Ранней зорькой, когда белесый туман нанизывает на паутину росинки, когда под деревьями таится синий полумрак, сядешь на березовый пригорок и ждешь восхода солнца. Вот выглянул из-за холма огненный краешек, и вмиг вспыхнули, загорелись шляпки от грибов. То красные, как рубины, то зеленые, как изумруды, то фиолетовые, как аметисты. Это сыроежки.
2-й ученик. Сыроежки – очень разнообразные по окраске шляпок грибы. Настоящая разноцветная семейка! Название свое они получили, вероятно, из-за того, что некоторые из них можно есть в сыром виде с солью.
3-й ученик. Но хотя большинство сыроежек съедобны, среди них попадаются несъедобные, ядовитые.
4-й ученик. Сыроежки очень ломкие грибы, и поэтому не все грибники любят их собирать, ведь надо очень постараться, чтобы донести их до дома в целости и сохранности.
Лисички.
1-й ученик. Молоденькие лисички – точь-в-точь золотые самородки. Высыпают дружной семейкой. Если зайти на это же место через 5 дней, то лисички уже поднатужились – распустились яркими чашечками-цветами.
2-й ученик. Как золото не тускнеет, не боится ржавчины, так и лисички не тускнеют, не боятся червей. Они всегда крепкие, желтые, хоть и спутаны часто травой, листьями.
3-й ученик. Свое название они получили из-за цвета, который напоминает яркий лисий мех. Встречаются эти грибы в хвойных, лиственных и смешанных лесах.
4-й ученик. Лисички почти всегда растут семьями. Если найдешь одну, обязательно посмотри рядом – наверняка обнаружишь еще.
Учитель. Вот мы и познакомились с несколькими грибами. Как интересен и разнообразен их мир! Но в гости без подарков не ходят. Давайте сделаем им подарки.
II конкурс – «Подарки грибам»
На столе заранее приготовленный пластилин, сухие листья, скорлупа грецких орехов, картон, ножницы и др. – все, что нужно для изготовления поделок. Дети мастерят поделки – грибы. Лучшие работы награждаются.
После работы проводится игра.
Считалкой выбирается «грибок»:
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
На пеньке растут опята.
Наклонились к ним ребята.
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
Утомил всех долгий путь,
Дети сели отдохнуть.
Ну а тот, кто не устал,
Тот грибком веселым стал.
Игра «Грибок».
Все игроки встают в круг, берутся за руки. «Грибок» сидит в центре круга. Дети двигаются по кругу, произнося слова: «Гриб-гриб-грибок, крепенькая ножка! Мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили (вместе поднимают грибок), танцевать заставили (грибок танцует, все хлопают в ладоши). Танцуй, сколько хочешь, выбирай, кого захочешь!» грибок выбирает нового грибка, а сам становится в круг.
III конкурс – «Литературный»
Дети подбирают стихи, загадки, скороговорки о грибах. Некоторые из них они инсценируют.
Г.Ладонщиков
Боровик
Вернулся как-то по утру
Колючий еж с охоты
И видит:
Вход в его нору оберегает кто-то.
В широкой шляпе,
Грудь вперед,
Стоит он,
Закрывая вход.
Еж догадался:
«Это ж гриб!»
И он захрюкал строго:
- Любезный гриб,
Вы не могли б
Подвинуться немного?
Я к беспокойству не привык.
Хочу попасть домой!
Но коренастый боровик
Стоял, как часовой!
Он после теплого дождя
Все больше подрастал.
И только Лена,
В лес придя,
Сняла его с поста.
Инсценировка.
Девочка.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем.
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.
Мы пойдем дорожками, мы пойдем тропинками.
Мы идем с лукошками, мы идем с корзинками.
Прямо за опушкою
Вдруг нашли волнушки мы.
И пенек с опенками под рябиной тонкою.
Крепкий подберезовик вырос под березою.
Красный подосиновик вырос под осиною.
А что за грибочки в корзинке у нас,
На это вы дружно ответьте сейчас.
«Доскажи словечко»
Весело на сердце,
И уходит грусть,
Когда в твою корзинку
Попался первый…(груздь)
Под опавшие листочки
Дружно спрятались грибочки.
Это хитрые сестрички
Это желтые…(лисички)
Средь молоденьких сосенок
Растет чудесный гриб …(масленок)
Наши шляпки, как колечки,
Как колечки волн у речки.
Сыроежек мы подружки,
Нас зовут грибы…(волнушки)
Сбились в стайку, как цыплята,
У пенька грибы…(опята)
Мальчик.
Листики падают, осень пришла
Рыжие белочки, как у вас дела?
Белка.
Мы набрали шишек для своих детишек.
Листьев полное дупло –
Будет нам зимой тепло.
Насушили ягод,
Чтоб хватило на год.
И орехи есть у нас,
И грибов большой запас
Мальчик.
Белка молвила ежу:
Белка.
Ты бездельник, я гляжу,
Без работы не сиди, за грибами в лес иди.
Не страшна зима для нас, если есть грибов запас.
Ежик.
Взялся я за труд всерьез,
На спине грибы принес.
Все грибочки хороши.
Рад им ежик от души.
Мы частушки вам пропели,
Просветили вас чуток,
А теперь хватай лукошки,
За грибами все в лесок!
IV конкурс - «Познавательный»
Этот конкурс состоит из двух частей. Сначала дети вместе с педагогом систематизируют знания о шляпочных грибах, а потом отвечают на вопросы, зарабатывая жетоны для своей команды за правильные ответы.
- Давайте вспомним, как выглядят грибы, о которых мы сегодня с вами уже говорили. Какие общие части этих грибов вы можете назвать? Итак, у шляпочных грибов есть надземная и подземная части. Надземная часть состоит из ножки и шляпки. Судя по названию, можно догадаться, что наиболее важную роль в жизни гриба играет, вероятно, шляпка. А что вы знаете о ней? (В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы). А какую роль играет для гриба его ножка? (По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы). А как вместе называют ножку и шляпку? (Плодовое тело). Подземная же часть гриба напоминает паутину, а называется она « ГРИБНИЦА». Какая на ваш взгляд часть гриба играет более важную роль в его жизни? Несомненно, это грибница.
Грибы часто растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете, почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробивается вверх новое плодовое тело).
А кто из вас знает, как правильно собирать грибы? Давайте рассмотрим все возможные способы.
Способ первый: мы будем рвать, тянуть гриб из земли? (демонстрация действия на динамическом пособии). Объясните, что произойдет? (Мы повредим грибницу, и на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо. Так собирать нельзя.)
Способ второй: грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом. Что происходит? (Грибница остается неповрежденной, новый гриб может вырасти на новом месте.) подходит нам этот способ? (Да.) хотя, кроме грибницы, на месте среза остается часть плодового тела, которая испытывает на себе внешние воздействия. Какие? (Дождь, солнце, ветер.) что произойдет с этой частью грибницы? (Может высохнуть, загнить.)
Ещё один способ, третий: гриб не срезается, а выкручивается из земли. Что тогда происходит? (Грибница не повреждается, плодовое тело не остается в земле, значит, будущим грибам ничего не грозит.) Значит этот способ наиболее верный.
Скажите, а какую опасность таят в себе грибы? (Среди них встречаются ядовитые).
Вопросы конкурса.
- Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)
- Назовите грибы, по названию которых можно судить о месте их произрастания. (Подберезовик, подосиновик, подтопольник)
- Для какого лесного жителя мухомор служит лекарством? (Для лося)
- Какой из шляпочных грибов самый ядовитый? (Бледная поганка)
- Какие грибы в наших лесах появляются самыми первыми? (Весной появляются строчки и сморчки)
- Перечислите способы использования грибов в пищу. (Сушат, жарят, варят, солят, маринуют)
- Как называются грибы, которые бывают разных цветов? (Сыроежки)
- Ест ли белка свежие грибы? (Нет)
- Появление, каких грибов знаменует окончание лета? (Опят)
- Какая погода предвещает урожай грибов? (Дождливая)
V конкурс – «Музыкально-игровой»
Дети исполняют частушки о грибах.
Игра «Грибной кузовок».
Команды получают по «корзинке» - пакету для «сбора грибов», где находится карточка со слогами:
КА – РО – МАС – ЛЁ – СЫ – ЕЖ – ВИК
НОК – ПОД – ОСИ – ВИК – РЫ – КА – ЖИК
КА – СИЧ – ЛИ – ПОД – РЕ – БЕ – ЗО – НО
НУШ – ИК – КА – ИН – ПЕ – МОК – ВОЛ – ОВ – О
и 8 чистых листочков.
Учитель читает условие игры:
По тропинке во весь дух
Мчится по лесу петух.
Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!
Честь и слава грибнику!
Я наполнил кузов мой
И бегу скорей домой».
Из под ёлки крикнул ёж:
«Все грибы ты растрясешь!»
Ёжик прав – у петуха
В кузовке одна труха:
КА – РО – МАС – ЛЁ – СЫ – ЕЖ – ВИК
НОК – ПОД – ОСИ – ВИК – РЫ – КА – ЖИК
КА – СИЧ – ЛИ – ПОД – РЕ – БЕ – ЗО – НО
НУШ – ИК – КА – ИН – ПЕ – МОК – ВОЛ – ОВ – О.
Соедините ножки и шляпки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдете их рядом: они могут быть на дне корзинки или лежать сверху. Кто быстрее наполнит свой кузовок грибами? «Грибы» - это слоги, из которых следует «собрать» названия грибов.
Каждая команда «складывает грибы» в свой кузовок в течение двух минут и вручает его учителю. (Масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка.)
Учитель. Вот и заканчивается наше путешествие в мир грибов. Он удивительно велик и многообразен. Сегодня мы побывали в гостях лишь у шляпочных грибов, но есть и другие виды грибов – плесневые. У каждого гриба свои особенности, каждый по-своему замечателен. А изучает грибы удивительная наука – «микология». И сегодня каждый из вас стал почти настоящим микологом. Желаю вам дальнейших успехов в изучении грибного царства.