Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации, применения знаний и умений средствами технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Тип урока: урок решения частных задач по применению открытого способа.
Цели урока по содержанию:
- Образовательные: создать условия для отработки понятия, что такое орфограмма, умения находить орфограммы в слове, правильно выбирать букву на месте орфограммы;
- Развивающие:
- создать условия для развития компонентов учебной деятельности (целеполагания - планирования, самооценки, рефлексии);
- создать условия для развития мышления, речи учащихся.
- Воспитательные: создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения:
- Ломакович С. В., Тимченко Л.И. Русский язык. 1 класс.
- Раздаточный материал для учеников.
- Мультимедийный проектор.
- Маркеры для работы в группах.
Ход урока
1. Организационный момент. Цель: подготовить учащихся к работе: обеспечить благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность. |
Слайд 1. (Приложение 1) Я рада видеть каждого из вас Вот звонок нам дал сигнал. Слайд 2. (Приложение 1) - Какой урок? (русский язык) - Какой сегодня день недели? Какое число? Месяц? Работа в тетради. Запись числа. |
2. Актуализация знаний. Целеполагание, мотивация. Цель: подвести учащихся к формулированию темы и цели урока. На основе речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует учебную деятельность.
|
Слайд 3. (Приложение 1) - Сегодня мы дальше отправляемся в путешествие по стране «Русский язык». Слайд 4. (Приложение 1) - На какой вопрос каждый из нас хочет ответить, занимаясь на последних уроках русского языка? (Умею ли я писать слова с орфограммами?) - Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны знать и уметь? ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
- Чем же мы сегодня займёмся на уроке, чтобы продвинуться по лесенке знаний для ответа на наш главный вопрос урока? (Будем учиться находить орфограммы в слове, выбирать буквы на месте орфограмм.) - Что же нам поможет в работе с орфограммами? (Таблица орфограмм (Приложение 2)) Слайд 5. (Приложение 1) |
3. Создание ситуации успеха. Цель:обеспечить высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность, стимулировать успех учащихся к дальнейшей работе |
- Что же такое орфограмма? Слайд 6. (Приложение 1) - Поиграем в игру «Да – нет» Я читаю утверждение, а вы соглашаетесь с ним или нет. Если соглашаетесь, то показываете знак +, если не соглашаетесь - . Если вы считаете, что то, что я сказала верно, но что-то хотите добавить, то показываете +,-. - ЖИ – ШИ пиши с буквой И. + - ЧА – ЩА - это сверхопасная орфограмма. - - С большой буквы пишутся только Ф.И.О. + - - ШИП + [О] – сверхопасная орфограмма. + - В конце предложения ставится точка или восклицательный знак. + - - ЧУ – ЩУ пишу с буквой Ю. – - ЧК – ЧН – ЧТ – ЩН иногда пишем с Ь иногда без Ь. – - ЖЕ – ШЕ пиши с буквой Е. + - [ЦЫ] в конце слова пиши с буквой Ы. + - Когда два мягких согласных звука стоят рядом в слове, надо быть внимательным, иногда пишем Ь, иногда – нет. + - Какие орфограммы вы ещё знаете? Слайд 7. (Приложение 1) - Молодцы! Вы легко справились с этими заданиями. |
4. Решение учебной задачи. Осознание и осмысление учебного материала. |
- Мы знаем, что мало просто знать, надо уметь эти знания применять в работе – то есть, находить орфограмму в слове и правильно выбирать букву на месте орфограммы. Попробуем! - Запишите слова. (По 1 слову у доски) Слайд 8 (Приложение 1)
Слайд 9 (Приложение 1)
Слайд 10 (Приложение 1)
Слайд 11 (Приложение 1)
Слайд 12 (Приложение 1)
Слайд 13 (Приложение 1)
Слайд 14 (Приложение 1) - Молодцы! И это задание мы смогли сделать. Слайд 15 (Приложение 1) Физкультминутка |
Парная работа |
Слайд 16 – 17 (Приложение 1) - Мы знаем, что словам по одному скучно жить, поэтому они объединяются в предложение. Из слов с разными орфограммами составили предложения и решили их напечатать на компьютере, в который была введена таблица орфограмм, чтобы он мог проверять, правильно ли записан текст. Но в компьютер пробрался вирус и программа дала сбой. Получились такие предложения. Сколько ошибок? Какие орфографические правила надо ввести в компьютер заново? (Упр. 66 стр. 69) Белка назиму грибы сушит. Стучят вглуши леса дятлы. Щюка Слайд 18 (Приложение 1) - А сможем ли мы сами записать предложение, не сделав в нём ни одной ошибки? (Дети составляют предложения к картинке. Затем самостоятельно записывают предложенное учителем предложение. Взаимопроверка с помощью орфографического чтения) |
5. Создание проблемной ситуации. (По-другому, этот этап можно назвать паузой незнания, где дети сталкиваются с вопросом или проблемой, где ранее приобретенные знания уже надо расширить.) Групповая работа |
Слайд 19 (Приложение 1) - Небойсик предлагает нам ещё одно задание – вставить пропущенные буквы в слова. Но предупреждает, чтобы вы были внимательными и не забывали чаще заглядывать в таблицу орфограмм. (Приложение 4) ЗОН_ТИК (Проблема возникает в слове Ж_ЛЕЗНЫЙ) Слайд 20 (Приложение 1) - Почему не правы те, кто выбрал для обозначения звука [Ы] букву И?. Внимание на ударение! Мы умеем обозначать в позиции под ударением.) - Что делать, если слышим [ЖЫ] или [ШЫ], но без ударения? (Делать пропуск, т.к. мы не умеем выбирать букву) |
6. Рефлексия. Цель: подвести итоги урока. |
- Вернёмся к цели урока. Можем ли мы сказать «ДА», отвечая на вопрос «Умею ли я писать слова с орфограммами?» - На оценочной линейке оцените себя, продвинулись ли вы в своих знаниях? - Чем займёмся на следующем уроке? Слайд 21. (Приложение 1) |