Решение орфографических задач с помощью таблицы орфограмм

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации, применения знаний и умений средствами технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Тип урока: урок решения частных задач по применению открытого способа.

Цели урока по содержанию:

  1. Образовательные: создать условия для отработки понятия, что такое орфограмма, умения находить орфограммы в слове, правильно выбирать букву на месте орфограммы;
  2. Развивающие:
  • создать условия для развития компонентов учебной деятельности (целеполагания - планирования, самооценки, рефлексии);
  • создать условия для развития мышления, речи учащихся.
  1. Воспитательные: создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения:

  • Ломакович С. В., Тимченко Л.И. Русский язык. 1 класс.
  • Раздаточный материал для учеников.
  • Мультимедийный проектор.
  • Маркеры для работы в группах.

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к работе: обеспечить благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

Слайд 1. (Приложение 1)

Я рада видеть каждого из вас
И пусть весна пока прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Слайд 2. (Приложение 1)

- Какой урок? (русский язык)

- Какой сегодня день недели? Какое число? Месяц?

Работа в тетради. Запись числа.

2. Актуализация знаний. Целеполагание, мотивация.

Цель: подвести учащихся к формулированию темы и цели урока. На основе речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует учебную деятельность.

 

Слайд 3. (Приложение 1)

- Сегодня мы дальше отправляемся в путешествие по стране «Русский язык».

Слайд 4. (Приложение 1)

- На какой вопрос каждый из нас хочет ответить, занимаясь на последних уроках русского языка? (Умею ли я писать слова с орфограммами?)

- Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны знать и уметь?

ЗНАТЬ:

  • что такое орфограмма;
  • какие есть орфограммы.

УМЕТЬ:

  • находить орфограмму в слове;
  • правильно выбирать букву на месте орфограммы.

 
ОЦЕНКА КЛАССА, САМООЦЕНКА

- Чем же мы сегодня займёмся на уроке, чтобы продвинуться по лесенке знаний для ответа на наш главный вопрос урока?

(Будем учиться находить орфограммы в слове, выбирать буквы на месте орфограмм.)

- Что же нам поможет в работе с орфограммами? (Таблица орфограмм (Приложение 2)) Слайд 5. (Приложение 1)

3. Создание ситуации успеха.

Цель:обеспечить высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность, стимулировать успех учащихся к дальнейшей работе

- Что же такое орфограмма?

Слайд 6. (Приложение 1)

- Поиграем в игру «Да – нет»

Я читаю утверждение, а вы соглашаетесь с ним или нет. Если соглашаетесь, то показываете знак +, если не соглашаетесь - . Если вы считаете, что то, что я сказала верно, но что-то хотите добавить, то показываете +,-.

- ЖИ – ШИ пиши с буквой И. +

- ЧА – ЩА - это сверхопасная орфограмма. -

- С большой буквы пишутся только Ф.И.О. + -

- ШИП + [О] – сверхопасная орфограмма. +

- В конце предложения ставится точка или восклицательный знак. + -

- ЧУ – ЩУ пишу с буквой Ю. –

- ЧК – ЧН – ЧТ – ЩН иногда пишем с Ь иногда без Ь. –

- ЖЕ – ШЕ пиши с буквой Е. +

- [ЦЫ] в конце слова пиши с буквой Ы. +

- Когда два мягких согласных звука стоят рядом в слове, надо быть внимательным, иногда пишем Ь, иногда – нет. +

- Какие орфограммы вы ещё знаете?

Слайд 7. (Приложение 1)

- Молодцы! Вы легко справились с этими заданиями.

4. Решение учебной задачи. Осознание и осмысление учебного материала.

- Мы знаем, что мало просто знать, надо уметь эти знания применять в работе – то есть, находить орфограмму в слове и правильно выбирать букву на месте орфограммы. Попробуем!

- Запишите слова. (По 1 слову у доски)

Слайд 8 (Приложение 1)

  1. Замените одним словом: ласточка, синица, соловей, грач. (Птицы)

Слайд 9 (Приложение 1)

  1. Слово, которое спряталось в названии этого предмета. (Бабочка) картинка – слайд
  2. Какое слово запишем: площадка или молча, если мы пока ещё не знаем, что называет это слово? (молча) + значение слова.(ничего не говоря)

Слайд 10 (Приложение 1)

  1. Чулок или щуплый, если ударение падает на 3 слог. (Ловушка) + значение слова щуплый.

Слайд 11 (Приложение 1)

  1. [пушок] пуш_к ? Пуш_к

Слайд 12 (Приложение 1)

  1. Часть тела человека между головой и туловищем. (шея)

Слайд 13 (Приложение 1)

  1. Ужи или малыши, если это слово нельзя перенести. жи)

Слайд 14 (Приложение 1)

- Молодцы! И это задание мы смогли сделать.

Слайд 15 (Приложение 1)

Физкультминутка

Парная работа

Слайд 16 – 17 (Приложение 1)

(Приложение 3)

- Мы знаем, что словам по одному скучно жить, поэтому они объединяются в предложение. Из слов с разными орфограммами составили предложения и решили их напечатать на компьютере, в который была введена таблица орфограмм, чтобы он мог проверять, правильно ли записан текст. Но в компьютер пробрался вирус и программа дала сбой. Получились такие предложения. Сколько ошибок? Какие орфографические правила надо ввести в компьютер заново? (Упр. 66 стр. 69)

Белка назиму грибы сушит. Стучят вглуши леса дятлы. Щюка
 ухватила карася. (6 ошибок)

Слайд 18 (Приложение 1)

- А сможем ли мы сами записать предложение, не сделав в нём ни одной ошибки? (Дети составляют предложения к картинке. Затем самостоятельно записывают предложенное учителем предложение. Взаимопроверка с помощью орфографического чтения)

5. Создание проблемной ситуации.

(По-другому, этот этап можно назвать паузой незнания, где дети сталкиваются с вопросом или проблемой, где ранее приобретенные знания уже надо расширить.)

Групповая работа

Слайд 19 (Приложение 1)

- Небойсик предлагает нам ещё одно задание – вставить пропущенные буквы в слова. Но предупреждает, чтобы вы были внимательными и не забывали чаще заглядывать в таблицу орфограмм. (Приложение 4)

ЗОН_ТИК
ПЛАЧ_
ПЧ_ЛКА
Ц_РКУЛЬ
_АРИК
Ж_ЛЕЗНЫЙ

(Проблема возникает в слове Ж_ЛЕЗНЫЙ)

Слайд 20 (Приложение 1)

- Почему не правы те, кто выбрал для обозначения звука [Ы] букву И?. Внимание на ударение! Мы умеем обозначать в позиции под ударением.)

- Что делать, если слышим [ЖЫ] или [ШЫ], но без ударения? (Делать пропуск, т.к. мы не умеем выбирать букву)

6. Рефлексия.

Цель: подвести итоги урока.

- Вернёмся к цели урока. Можем ли мы сказать «ДА», отвечая на вопрос «Умею ли я писать слова с орфограммами?»

- На оценочной линейке оцените себя, продвинулись ли вы в своих знаниях? 

- Чем займёмся на следующем уроке?

Слайд 21. (Приложение 1)