Цели урока:
- Совершенствовать навык выполнения общего алгоритма сложения и вычитания двузначных чисел, учить свертывать подробные записи этого алгоритма.
- Тренировать в способах перевода единиц длины с опорой на известное соотношение 1 дм = 10 см.
- Способствовать развитию учебных умений: целеполагание, контроль и оценка результатов собственной учебной деятельности и анализ выполнения заданий другими обучающимися.
- Пробуждать познавательный интерес к математике с помощью занимательности и практической зависимости в жизненных ситуациях; воспитание бережливого отношения к природе.
Оборудование:
- учебник «Математика – 2» (авторы Аргинская И.И., Ивановская Е.Н. )
- схема к уроку (условное обозначение этапов урока);
- карточки для вычисления на каждый ряд;
- напечатанные записи вычислений:
56+32=80+8=88
56-32=20+4=24; - вспомогательные карточки 3х видов: таблица сложения, алгоритм сложения и вычитания, выбор действия;
- таблица о продолжительности жизни и высоте отдельных пород деревьев;
- наборы треугольников для каждого обучающегося;
- напечатанный текст для доски (отрывок задачи).
Ход урока
I. Оргмомент. |
|||||||||||||||||
- Проверьте свою готовность к уроку. - Кто считает себя готовым к математике присаживайтесь. |
Самоконтрольобучающихся |
||||||||||||||||
II. Выведение темы и плана урока. |
|||||||||||||||||
- Посмотрите на схему к уроку. - Что скажете? (Предположение детей о содержании урока). - Что надо знать, чтобы уточнить этапы урока и виды заданий? (Дети спрашивают о теме урока) - Теперь сможете перечислить что зашифровано на схеме? (Высказывают догадки о типах заданий). |
Целеполагание |
||||||||||||||||
- С чего начнем и почему ? (Выбор порядка заданий.) - На прошлом уроке многие из вас отметили, что еще не всегда быстро и правильно выполняется сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд. - Может быть потренируемся? |
Создание ситуации свободного выбора. |
||||||||||||||||
III. Устные вычисления |
|||||||||||||||||
1. По рядам учитель отправляет карточку с числовыми выражениями. Каждый ученик решает по одному выражению, рядом со своей фамилией, затем консультант проверяет и оценивает работу всего ряда, высказывает основные замечания. |
Взаимоконтроль, дифференцация в обучении |
||||||||||||||||
2. В это время все, кто не заняты на данный момент вычислениями работают с учителем с помощью сигнальных карточек «да», «нет». Сигнальными карточками дети оценивают правильность суждений:
После этого выслушивается мнение консультантов о работе ряда. |
Актуализация знаний по теме урока |
||||||||||||||||
IV. Работа по теме урока |
|||||||||||||||||
1) Рассматривание записей сложение и вычитание. - Давайте по намеченному плану перейдем к следующему заданию. Учитель показывает карточки с записями из №154 учебника. - Что неправильно сделал Костя , выполнив эти записи? Как он рассуждал? (Ответы детей, они приходят к выводу , что запись верная , но короткая). - Можем ли мы использовать такую запись ? 2) Коллективно-индивидуальная работа №154 п.2 (первые два выражения). 3) Самостоятельная работа №154 п.2 (три последних выражения.) Дети, выполняя самостоятельную работу могут обратиться за помощью, выбрав вспомогательную карточку нужного содержания на столе учителя: таблица сложения, алгоритм сложения и вычитания, выбор действия. |
Использование «ловушки» воспитывает небуквальное отношение к заданию |
||||||||||||||||
4) Выработка критериев самоконтроля взаимоконтроля в парах. Взаимопроверка, обсуждение результатов самоконтроля, общее обсуждение. - Договоритесь с соседом по парте , по каким основаниям будет осуществляться проверка выполнения задания. - Обменяйтесь тетрадями и по согласованным критериям проверяйте работу друг другу, используйте карандаш. |
Восстановление пооперационного состава |
||||||||||||||||
- Верните тетради и оцените свою работу с помощью оценочных линеечек. - Что общего во всех этих выражениях? (Вычисления без перехода через десяток.) - Если бы вы как учитель готовились к уроку по этой теме, то какие бы еще числовые выражения могли предложить? |
Выбор инструментария самоконтроля, рефлексивных действий |
||||||||||||||||
V. Физкультминутка |
|||||||||||||||||
- Если речь идет о выражении со знаком «+», то руки соединяем в знак «мы», если называем выражение с «-», опускаем руки и голову вниз. |
|
||||||||||||||||
VI. Работа над пройденным материалом |
|||||||||||||||||
- Посмотрите на схему урока и значения выражений в тетради. Выполните следующее задание. (Дети уточняют задачу у учителя.) - Предлагаю преобразовать см в дм с помощью чисел 39, 43, 52, 68, 43 (числа, получившиеся при решении №154.) Отгадайте, какое число я загадала. Задайте мне три вопроса. - Верно, это число 50. - Что можете предложить с ним сделать? - Выполним на с.63 учебника №156 (пункт 2) на местах, а один ученик у доски. - Проверим выполнение. - Что еще в этом задании можете сделать? (Построить отрезок 16 см , измерить предметы.) - Мы ничего важного не упустили? - Зачем (задача) нужно решать задачи? (Для ситуации в жизни.) - О чем она может быть? (Об отрезках, треугольниках, …) |
Формирование умения запрашивать информацию у учителя |
||||||||||||||||
Учитель предлагает текст. - Вы уже сказали о том , что задача - жизненная ситуация, поэтому ее решают с какой-нибудь целью. - Прочитайте задачу: «На лужайке у дома росли 7 берез. Весной там посадили еще 8 кленов». (Дети отмечают, что это пока не задача.) - Можно превратить в задачу? (Да, добавить вопрос). - Выберите вопрос: «Сколько лет березам ?» «Сколько всего стало деревьев на лужайке?» «Зачем посадили клены весной?» (Учащиеся выбирают, доказывают свое мнение.) - Зачем может быть нужна такая задача? (Посчитать, сколько надо поливать, белить и т.д.) - Решите ее? - Посмотрите на таблицу и составьте задачу, чтобы мы не отошли от темы урока. Учитель показывает таблицу о высоте и продолжительности жизни отдельных пород деревьев.
– Из высот каких деревьев можно составить треугольники? - Из чего получатся равносторонние, равнобедренные, разносторонние ? - Составьте дерево из набора треугольников. - Посмотрите друг у друга . |
Обогащение дополнительными сведениями |
||||||||||||||||
VII. Итог урока |
|
||||||||||||||||
- Оцените задание по степени уверенности для себя. (Оценочная линеечка.) Домашнее задание: В зависимости от разной сложности материала выберите для себя задания из предложенных : № 155(б), 156 (3,4), 153(2). |
|