Урок математики во 2-м классе по теме "Прием письменного вычитания в случаях вида 52-24"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: ознакомление с письменным приёмом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.

Задачи:

  • Развивать умения учащихся анализировать, группировать, находить способы решения поставленной проблемы, обобщать, делать выводы. Совершенствовать умение решать задачи, расширять знания о геометрических фигурах.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам.
  • Повышать мотивацию и интерес к изучению математики, используя информационные технологии.
  • Заботиться о здоровьесбережении учащихся.

Оборудование:

Для учителя:

  • Учебник для второго класса. Авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова
  • Компьютер, экран, мультимедийный проектор, диск с презентацией урока (рекомендация при использовании презентации: между заданиями использовать слайд без картинок зелёного цвета для того, чтобы не было напряжения для глаз).
  • Указка, мел, доска.

Для учеников:

  • Тетрадь.
  • Учебник.
  • Ручка, карандаш.
  • Счётные палочки.
  • Лист со стихами - задачами.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Мотивационный этап.

- Послушайте, под каким девизом сегодня будем работать на уроке, (показ слайдов презентации (приложение))

Вот лентяйка Единица!
He хочу с тобой водиться.

Не люблю
И цифру 2,

Цифру 3
Терплю едва.

Ай, да умница 4.
Но не всех прекрасней
В мире.

А вот это цифра 5.
Вот всегда бы
Пять опять!

Кто готов работать под таким девизом, поднимите руку. Ну, что ж, вперёд. На уроке нас ждёт что-то новое, неизвестное пока для нас, но это открытие совершите вы сами. Давайте подготовимся к открытию.

Смотрят презентацию девиза работы на уроке.

Возникает желание получить на уроке хорошую оценку и совершить открытие.

II. Устный счёт.

Работа с палочками.

1) Задание геометрического характера.

- Цифра пять предлагает вам взять 5 палочек и составить из них 2 треугольника, (показ слайда (приложение))

- Сколько всего фигур у вас получилось?

- Какие фигуры вы увидели? Покажите их.

- Можно ли данный четырёхугольник назвать квадратом?

Составьте квадрат из 4 палочек. (Показ квадрата)

- 3

- Треугольник, четырёхугольник.

- Нет, у квадрата все углы прямые.

2) Решение задачи.

Улетели в облака 32 снеговика.
10 — с метлами,
10 — с вёдрами,
2 из них с граблями
Над лесами и полями.
Скрылся клин их вдалеке.
Сколько было налегке?

- Как узнали? Как вы думаете, в какое время года могло случиться такое чудо?

- 10

Поясняют решение.

Зимой.

3) Решение ранее изученных примеров.

Электронная презентация картины зимы, по всей картине развешаны снежинки с записью выражений: 40-7=(33), 35-3=(32), 28+7=(35), 13-6=(7), 26+5=(31), 19+2=(21), 40+30=(70), 80-20=(60), 85-42=(43)

 

Посмотрите, сколько на нашей зимней картине снежинок с выражениями. Как вы думаете, на какие две группы их можно разделить?

Сумма и разность. Круглые и некруглые числа.

Только двузначные числа и однозначные вместе с двузначными.

Пришло время решить выражения, но будьте внимательны, снежинки подскажут, какую из них решить первую, а какую следующую. И, если вы решите выражение верно, то снежинка опустится.

У подножья горки рассмотрите числа.

Какую работу можно с ними сделать?

Расположить их в порядке возрастания, убывания

Расположите их в порядке возрастания.

7 21 31 32 33 35 43 60 70

Физкультминутка. - Сейчас закройте глаза и представьте, что вы одеваетесь на прогулку. Уже всё надели на себя кроме перчаток. Поднимите руки к лицу и раскройте глаза.

Давайте покажем, как это делаем. Я буду говорить слова, и массажировать пальчики, как будто надевать перчатку. А вы повторяйте движения за мной.

Этот пальчик - маленький (массируем мизинчик.)
Этот пальчик - слабенький (безымянный).
Этот пальчик - длинненький (средний).
Этот пальчик - сильненький (указательный).
Этот пальчик - большачок (большой).
А вместе - кулачок (сжимаем в кулачок).

Повторяют движения, и затем и слова.

III. Постановка и решение проблемы.

 

- Посчитали устно, а теперь вспомним письменный приём вычитания. Предлагаю решить следующее выражение. (Работа в тетради).

56-24 (запись на доске столбиком)

Решают с комментированием у доски.

52-24 (запись столбиком на доске)

- Рассмотрите эти два выражения.

- Что о них можно сказать? (Что общего? Чем отличаются?)

Оба выражения на вычитание. Одинаковые вычитаемые. Разные уменьшаемые.

Посмотрим на второе выражение. Можно ли из единиц уменьшаемого вычесть единицы вычитаемого? Как тогда решить это выражение?
( вызвать к доске желающего)

В уменьшаемом единиц меньше, чем единиц в вычитаемом.

1 человек решает у доски.

- Чему новому мы сейчас вместе учились?

Решили выражение на вычитание с переходом через десяток.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Письменное решение выражений с переходом через десяток.

- Потренируемся в решении таких выражений.

73-48

23-15

46-27

Решают с объяснением у доски 3 примера.

(Два человека у доски.)

- Составьте в тетради свой пример, где количество единиц в уменьшаемом меньше, чем единиц в вычитаемом. То есть, занимаем десяток.

(Два человека у доски.)

- Решите его. Поменяйтесь и проверьте.

У кого правильно решено?

- Чему сейчас учились на уроке?

Взаимопроверка.

- Решать выражения на вычитание с переходом через десяток.

Дыхательная медитация.

Сядьте ровно, расслабьтесь, закройте глаза. Вы идёте по лесу. Вдох. Выдох. Какой чистый воздух. Вдох. Выдох. Вот елочка в снежном наряде. Вдох. Выдох. Как красиво кругом. Вдох. Выдох. Открываем глаза.

 

IV. Работа над задачами

- Предлагаю прочитать стихотворение. (Показ слайдов (приложение))

Было книжек 25
Да добавили к ним 5,
А потом 2 книги взяли
И учащимся отдали.
Думать надо очень мало.
Отвечайте, сколько стало?

 

Что про это стихотворение можно сказать?

- Докажите.

Можно ли эту задачу решить следующим порядком арифметических действий: 1) сложение, 2) вычитание.

- Докажите.

- Это задача.

- Условие, вопрос.

1) 25+5=30 (к.)

2) 30-2=28 (к.)

А чего больше всего хочется зимой, когда холодно? Сейчас к нам на несколько минут вернётся лето, а поможет в этом следующая задача.

- Хочется тепла, лета.

5 зелёных лягушат
На песочке лежат,
Ну, а меньше на 2
Плещутся у ручейка.
Сколько всего лягушат?
Давай спросим у ребят.

- Можно такой же порядок действий применить к этой задаче?

- Решается другим порядком действий.

- Давайте решим эту задачу. О ком задача? Что в задаче известно? Какой вопрос нам задаётся? Можно ли сразу ответить на вопрос? (не знаем, сколько лягушат у ручейка) Во сколько действий задача, почему? Что будем узнавать первым действием? Что значит меньше на 2? Что вторым? Кто понял, как решается задача?

По ходу разбора слайд презентации (приложение).

Анализируют задачу.

Записывают решение задачи в тетрадь, 1 ученик у доски.

V. Итог урока.

- Чему научились? Что необычного было на уроке?

Самооценка учащихся. Составьте из 5 палочек ту оценку, которую вы заслужили на уроке.
Учитель, аргументируя, оценивает учащихся (показ слайда (приложение)).

Высказывают своё мнение по уроку.

Оценивают себя.

VI. Дифференцированное домашнее задание.

Общий уровень: с. 25 з.3, пр.4.

Повышенный уровень: переставь карточки с цифрами так, чтобы равенство стало верным.

31-14=82 (32-14=18)

Записывают домашнее задание.