Введение
Технология - предмет, который учит изменять окружающий нас мир. Современные уроки технологии могут решать различные педагогические задачи в развитии детей, в том числе воспитательные. Имея большой опыт работы учителем технологии у девочек, я уверена в огромных возможностях этого предмета в воспитании нравственных качеств личности. Несмотря на быстрый ритм современной жизни и технический прогресс, в обществе, как и сто лет назад ценятся доброта и порядочность, дружба и уважение к другому человеку. Поэтому не случайно одним из основных направлений модернизации общего образования является «усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового государства, становлению личности ученика.»1
В соответствии с данным направлением, предлагаю свою методическую разработку коллективного проекта по технологии для девочек 5 класса.
Краткое описание проекта
Характеристика |
Сущность проекта |
Всегда радостно, если ты кому-то помог или сделал полезное. А провести праздник для первоклассников, это не только увлекательно, но и большая помощь маленьким в адаптации к школе. |
Цель проекта:
|
|
Краткая формулировка задачи |
|
Спроектировать и провести праздник для детей начальной школы. |
|
Результаты проекта |
|
Детский праздник. |
Планирование проекта
Проект «В гостях у Кузьки». |
Компоненты проекта на которых концентрируется особое внимание:
|
Количество часов: 8 |
Класс: 5 |
Запуск проекта: Беседа учителя с детьми. Экскурсия в начальную школу. |
|
Межпредметные связи: сопутствующие - изобразительное искусство, история, опережающие- биология. |
|
Новая терминология: проект, дизайн, здоровая пища, витамины, питательные вещества, белки, жиры, углеводы, сервировка стола. |
|
Оборудование: электроплиты, самовар, чайники, чайные сервизы, предметы сервировки. |
Организация процесса обучения
Формирование навыков и знаний |
Практическая деятельность учащихся |
||||
Проектирование |
Изготовление |
Знания, навыки |
Исследовательская деятельность |
Упражнения |
|
до проведения праздника |
во время проведения праздника |
||||
1. Определение потребности. 2. Проведение исследования. 4. Анализ идей и выбор лучшей. 5. Оценка и защита проекта. |
Сервировка стола к чаю. Приготовление чая. Изготовление костюмов к спектаклю. |
Питательная ценность продуктов, сервировка стола, техника безопасности при работе с электроприборами. |
Сбор информации о видах чая, способах приготовления чая у народов разных стран. |
Пользование оборудованием для приготовления чая (фильтры для очистки воды, электрочайник), сервировка стола, оформление салфеток. |
Приготовление чая. |
Понедельное планирование
Неделя |
Процесс выполнения проекта |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Материальное обеспечение |
||
на уроке |
дома |
наглядность |
материалы и оборудование |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Запуск проекта. Краткая формулировка задачи. |
Беседа с детьми о потребностях человека (по плакату «Иерархия потребностей»). Дает понятие благотворительности. Проводит экскурсию к 1 классу, знакомит детей. |
Запись потребности и краткой формулировки задачи. |
Поиск информации о видах чая. Творческое задание: подумать каким должен быть праздник. |
Плакат «Иерархия потребностей», проектные листы. |
Бумага формата А4,карандаши. |
2 |
Разработка критериев, которым должен соответствовать праздник. Анализ идей, выбор лучшей. |
Организация обсуждения критериев праздника, которые подготовили дети дома. Показ процесса заваривания чая, сервировки стола к чаю. Объяснение, что такое набор идей, предлагает идею праздника на тему сказки «Кузька». |
Запись критериев, которым должен соответствовать праздник. Складывание салфеток разными способами. Дегустация чая. Выбор ролей. |
Поиск информации о способах заваривания чая в разных странах. Нарисовать эскиз костюма к своей роли. |
Плакаты: «Сервировка стола к чаю», «Приготовление чая», «Правила техники безопасности при кулинарных работах» |
Бумага, карандаши. Посуда для сервировки стола к чаю, чайники, фильтры для очистки воды. |
3 |
Разработка лучшей идеи. Технологическая карта. |
Объясняет разработку лучшей идеи (в данном проекте - идеи праздника). Проводит репетицию спектакля, консультирует по изготовлению простейших костюмов для проведения праздника. Показ технологических карт. |
Изготовление простейших костюмов для выступления. Репетиция спектакля. |
Написание технологической карты «Приготовление чая». Оформление общей проектной папки. |
Проектные листы, технологические карты, эскизы костюмов. |
Ткань, ножницы, нитки, иголки. |
4 |
Оценка и защита проекта. |
Учитель вместе со своими учениками проводит праздник для детей 1 класса по разработанному сценарию. Организует обсуждение результатов проекта. |
Оформление кабинета к празднику. Сервировка столов к чаю. Защита проекта - показ спектакля. |
|
Технологическая карта «Приготовление чая». Для спектакля: вышитые полотенца, самовар, лапти, гитара. |
Электрические чайники, чайные сервизы, приборы для сервировки стола, чай, печенье, лимон, конфеты. |
Урок-защита проекта
Место проведения: Кабинет технологии (кухня).
Оформление: Столы сервированы для чаепития, самовар, портрет Кузьки, предметы русской избы (вышитые полотенца, лапти).
Сценарий праздника.2
Учитель: Дорогие дети! Сегодня необычный день, потому что к нам на школьную кухню пришли первоклассники. А позвали их девочки 5 класса. И покажут они поучительную сказку « В гостях у Кузьки». Дети, а кто такой Кузька?
Дети: Домовёнок!
Учитель: Правильно! Ну, Кузька, встречай гостей!
Кузька: Я так рад, что ко мне гости пришли! Только ведь я в школе не учился и не знаю, как гостей встречать. Позову я поварят. Эй, поварята! Помогите.
Поварёнок №1: Сначала надо накрыть на стол скатерть и расставить чистые чашки и блюдца (показывает).
Поварёнок №2: Теперь будем готовить чай.
Кузька: Главное водицы чистой набрать да на кнопочку нажать (наливает воду в электрочайник).
Поварёнок №3: Кузя! Ты с электроприборами не шути! Электроприборы не шутка, не игрушка и не прибаутка. С ними не играют. Они на кухне нам помогают.
Поварёнок №4:
Чтоб не случилась с тобою беда
У прибора проверь провода.
Надёжно его укрепи,
Сухими руками за вилку бери.
Поварёнок №5:
Работе прибора ни в чём не мешай,
Держи, его не роняй.
И если правила все соблюдать,
С приборами горя не будешь ты знать.
(Вдруг слышится стук.)
Кузька: Что за гость припозднился? Да это Баба-Яга!
Баба-Яга: Да не бойтесь меня. Я сегодня добрая. А что это у тебя так гостей много?
Кузька: А мы сегодня первоклашек решили научить чай заваривать.
Баба-Яга: Да они же маленькие, ничего не поймут.
Поварёнок №1: Это мы ещё посмотрим! Да, девочки?( обращается к 1 классу).
Дети: Да!
Поварёнок №2: (Всё демонстрирует). Итак, споласкиваем заварной чайник кипятком, засыпаем чай и заливаем кипятком наполовину, даём завариться чаю в тепле.
Поварёнок №3: Чай бывает разный: крупнолистовой и мелколистовой. Крупнолистовой требует более длительного заваривания. Мелколистовой - это мелко рубленые листья и заваривается он быстрее.
Кузька: А для тех, кто торопится, придуман чай в пакетиках, он там мелкий.
Поварёнок №4: (Демонстрирует). Доливаем кипяток в чайник до конца и даём настояться.
Поварёнок №5: Чай бывает чёрный, зелёный, красный, жёлтый. Зелёный чай утоляет жажду, его пьют на Востоке.
Кузька: Теперь надо взять ложки, да побольше, чтобы варенье есть!
Поварёнок №1: Кузя, ты чего? Большими ложками только Карлсон заправляется.
Поварёнок №2: А вот так чай обогащается кислородом ( переливает чай из заварного чайника в чашку и обратно).
Поварята всем разливают чай, раскладывают конфеты и печенье. В классе звучит музыка.
Поварёнок №3: Угощайтесь гости дорогие! И ты, Баба-Яга попробуй. Приятного аппетита.
(Все пьют свежий чай. Звучат весёлые детские песни).
Поварёнок №4: Ой, смотрите, что-то наш Кузя грустный стал!
Кузька: Я кажется, приболел! Что мне делать?
Поварёнок №5: ( обращается к девочкам 1 класса ) Девочки, чем мы можем помочь Кузе?
(Дети отвечают, если это необходимо, то дополнить их ответы: В чай добавляют лечебные травы. Мята успокаивает нервную систему, помогает уснуть. Лимон даёт витамин С, поднимает иммунитет. Малина и зверобой помогают при простуде.)
Баба-Яга: Как хорошо, что я к вам забрела. Теперь и лечиться чаем буду. А вот первоклашки наверное ничего не запомнили! Ну-ка я сейчас проверю!
(Задаёт вопросы по теме урока, а дети отвечают.)
Кузька: Молодцы, девочки! Приходите к нам ещё! От таких ответов у меня самочувствие наладилось и даже петь захотелось!
(Кузька со всеми присутствующими поёт песенку под гитару, песня выбирается всем знакомая).
Учитель подводит итог, всех благодарит и девочки 5 класса провожают первоклашек в класс.
Такой праздник в конце проекта даёт хорошее закрепление нового материала, учит доброте, внимательному отношению к младшим детям, делает приятным и весёлым процесс обучения.
1 Технология. Содержание образования. М.Издательский центр» Вентана-Граф» 2008.
2 О.В.Дыбина Ознакомление дошкольников с секретами кухни.-М. 2003. В сценарий внесены изменения..