Разработка коллективного проекта по кулинарии в 5-м классе "В гостях у Кузьки"

Разделы: Технология


Введение

Технология - предмет, который учит изменять окружающий нас мир. Современные уроки технологии могут решать различные педагогические задачи в развитии детей, в том числе воспитательные. Имея большой опыт работы учителем технологии у девочек, я уверена в огромных возможностях этого предмета в воспитании нравственных качеств личности. Несмотря на быстрый ритм современной жизни и технический прогресс, в обществе, как и сто лет назад ценятся доброта и порядочность, дружба и уважение к другому человеку. Поэтому не случайно одним из основных направлений модернизации общего образования является «усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового государства, становлению личности ученика.»1

В соответствии с данным направлением, предлагаю свою методическую разработку коллективного проекта по технологии для девочек 5 класса.

Краткое описание проекта

Характеристика
потребности

Сущность проекта

Всегда радостно, если ты кому-то помог или сделал полезное. А провести праздник для первоклассников, это не только увлекательно, но и большая помощь маленьким в адаптации к школе.

Цель проекта:

  1. Обучение процессу проектирования
  2. Обучение проведению исследования
  3. Научить детей технологии приготовления чая
  4. Воспитание в детях внимательного отношения к младшим школьникам
  5. Сплотить девочек 5 класса

 

Краткая формулировка задачи

 

Спроектировать и провести праздник для детей начальной школы.

 

Результаты проекта

 

Детский праздник.

Планирование проекта

Проект «В гостях у Кузьки».

Компоненты проекта на которых концентрируется особое внимание:

  1. Знакомство с процессом проектной деятельности.
  1. Воспитательная цель проекта.

Количество часов: 8

Класс: 5

Запуск проекта: Беседа учителя с детьми. Экскурсия в начальную школу.

Межпредметные связи: сопутствующие - изобразительное искусство, история, опережающие- биология.

Новая терминология: проект, дизайн, здоровая пища, витамины, питательные вещества, белки, жиры, углеводы, сервировка стола.

Оборудование: электроплиты, самовар, чайники, чайные сервизы, предметы сервировки. 

Организация процесса обучения

Формирование навыков и знаний

Практическая деятельность учащихся

Проектирование

Изготовление

Знания, навыки

Исследовательская деятельность

Упражнения

до проведения праздника

во время проведения праздника

1. Определение потребности.

2. Проведение исследования.
3. Определение критериев.

4. Анализ идей и выбор лучшей.

5. Оценка и защита проекта.

Сервировка стола к чаю.

Приготовление чая.

Изготовление костюмов к спектаклю.

Питательная ценность продуктов, сервировка стола, техника безопасности при работе с электроприборами.

Сбор информации о видах чая, способах приготовления чая у народов разных стран.

Пользование оборудованием для приготовления чая (фильтры для очистки воды, электрочайник), сервировка стола, оформление салфеток.

Приготовление чая.

Понедельное планирование

Неделя

Процесс выполнения проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Материальное обеспечение

на уроке

дома

наглядность

материалы и оборудование

1

2

3

4

5

6

7

1

Запуск проекта.

Краткая формулировка задачи.

Беседа с детьми о потребностях человека (по плакату «Иерархия потребностей»). Дает понятие благотворительности.

Проводит экскурсию к 1 классу, знакомит детей.

Запись потребности и краткой формулировки задачи.

Поиск информации о видах чая.

Творческое задание: подумать каким должен быть праздник.

Плакат «Иерархия потребностей», проектные листы.

Бумага формата А4,карандаши.

2

Разработка критериев, которым должен соответствовать праздник.

Анализ идей, выбор лучшей.

Организация обсуждения критериев праздника, которые подготовили дети дома.

Показ процесса заваривания чая, сервировки стола к чаю.

Объяснение, что такое набор идей, предлагает идею праздника на тему сказки «Кузька».

Запись критериев, которым должен соответствовать праздник.

Складывание салфеток разными способами.

Дегустация чая.

Выбор ролей.

Поиск информации о способах заваривания чая в разных странах.

Нарисовать эскиз костюма к своей роли.

Плакаты: «Сервировка стола к чаю», «Приготовление чая», «Правила техники безопасности при кулинарных работах»

Бумага, карандаши.

Посуда для сервировки стола к чаю, чайники, фильтры для очистки воды.

3

Разработка лучшей идеи.

Технологическая карта.

Объясняет разработку лучшей идеи (в данном проекте - идеи праздника).

Проводит репетицию спектакля, консультирует по изготовлению простейших костюмов для проведения праздника.

Показ технологических карт.

Изготовление простейших костюмов для выступления.

Репетиция спектакля.

Написание технологической карты «Приготовление чая».

Оформление общей проектной папки.

Проектные листы, технологические карты, эскизы костюмов.

Ткань, ножницы, нитки, иголки.

4

Оценка и защита проекта.

Учитель вместе со своими учениками проводит праздник для детей 1 класса по разработанному сценарию.

Организует обсуждение результатов проекта.

Оформление кабинета к празднику.

Сервировка столов к чаю.

Защита проекта - показ спектакля.

 

Технологическая карта «Приготовление чая».

Для спектакля: вышитые полотенца, самовар, лапти, гитара.

Электрические чайники, чайные сервизы, приборы для сервировки стола, чай, печенье, лимон, конфеты.

Урок-защита проекта

Место проведения: Кабинет технологии (кухня).

Оформление: Столы сервированы для чаепития, самовар, портрет Кузьки, предметы русской избы (вышитые полотенца, лапти).

Сценарий праздника.2

Учитель: Дорогие дети! Сегодня необычный день, потому что к нам на школьную кухню пришли первоклассники. А позвали их девочки 5 класса. И покажут они поучительную сказку « В гостях у Кузьки». Дети, а кто такой Кузька?

Дети: Домовёнок!

Учитель: Правильно! Ну, Кузька, встречай гостей!

Кузька: Я так рад, что ко мне гости пришли! Только ведь я в школе не учился и не знаю, как гостей встречать. Позову я поварят. Эй, поварята! Помогите.

Поварёнок №1: Сначала надо накрыть на стол скатерть и расставить чистые чашки и блюдца (показывает).

Поварёнок №2: Теперь будем готовить чай.

Кузька: Главное водицы чистой набрать да на кнопочку нажать (наливает воду в электрочайник).

Поварёнок №3: Кузя! Ты с электроприборами не шути! Электроприборы не шутка, не игрушка и не прибаутка. С ними не играют. Они на кухне нам помогают.

Поварёнок №4:

Чтоб не случилась с тобою беда
У прибора проверь провода.
Надёжно его укрепи,
Сухими руками за вилку бери.

Поварёнок №5:

Работе прибора ни в чём не мешай,
Держи, его не роняй.
И если правила все соблюдать,
С приборами горя не будешь ты знать.

(Вдруг слышится стук.)

Кузька: Что за гость припозднился? Да это Баба-Яга!

Баба-Яга: Да не бойтесь меня. Я сегодня добрая. А что это у тебя так гостей много?

Кузька: А мы сегодня первоклашек решили научить чай заваривать.

Баба-Яга: Да они же маленькие, ничего не поймут.

Поварёнок №1: Это мы ещё посмотрим! Да, девочки?( обращается к 1 классу).

Дети: Да!

Поварёнок №2: (Всё демонстрирует). Итак, споласкиваем заварной чайник кипятком, засыпаем чай и заливаем кипятком наполовину, даём завариться чаю в тепле.

Поварёнок №3: Чай бывает разный: крупнолистовой и мелколистовой. Крупнолистовой требует более длительного заваривания. Мелколистовой - это мелко рубленые листья и заваривается он быстрее.

Кузька: А для тех, кто торопится, придуман чай в пакетиках, он там мелкий.

Поварёнок №4: (Демонстрирует). Доливаем кипяток в чайник до конца и даём настояться.

Поварёнок №5: Чай бывает чёрный, зелёный, красный, жёлтый. Зелёный чай утоляет жажду, его пьют на Востоке.

Кузька: Теперь надо взять ложки, да побольше, чтобы варенье есть!

Поварёнок №1: Кузя, ты чего? Большими ложками только Карлсон заправляется.

Поварёнок №2: А вот так чай обогащается кислородом ( переливает чай из заварного чайника в чашку и обратно).

Поварята всем разливают чай, раскладывают конфеты и печенье. В классе звучит музыка.

Поварёнок №3: Угощайтесь гости дорогие! И ты, Баба-Яга попробуй. Приятного аппетита.

(Все пьют свежий чай. Звучат весёлые детские песни).

Поварёнок №4: Ой, смотрите, что-то наш Кузя грустный стал!

Кузька: Я кажется, приболел! Что мне делать?

Поварёнок №5: ( обращается к девочкам 1 класса ) Девочки, чем мы можем помочь Кузе?

(Дети отвечают, если это необходимо, то дополнить их ответы: В чай добавляют лечебные травы. Мята успокаивает нервную систему, помогает уснуть. Лимон даёт витамин С, поднимает иммунитет. Малина и зверобой помогают при простуде.)

Баба-Яга: Как хорошо, что я к вам забрела. Теперь и лечиться чаем буду. А вот первоклашки наверное ничего не запомнили! Ну-ка я сейчас проверю!

(Задаёт вопросы по теме урока, а дети отвечают.)

Кузька: Молодцы, девочки! Приходите к нам ещё! От таких ответов у меня самочувствие наладилось и даже петь захотелось!

(Кузька со всеми присутствующими поёт песенку под гитару, песня выбирается всем знакомая).

Учитель подводит итог, всех благодарит и девочки 5 класса провожают первоклашек в класс.

Такой праздник в конце проекта даёт хорошее закрепление нового материала, учит доброте, внимательному отношению к младшим детям, делает приятным и весёлым процесс обучения.

1 Технология. Содержание образования. М.Издательский центр» Вентана-Граф» 2008.

2 О.В.Дыбина Ознакомление дошкольников с секретами кухни.-М. 2003. В сценарий внесены изменения..