Цели урока:
1. Образовательная:
- сформировать у учащихся понятие, что электрический ток характеризуется физической величиной, называемой сила тока;
- продолжить формирование умения собирать электрические цепи по схеме, измерять силу тока в различных участках последовательной цепи.
2. Развивающая:
- развитие речи;
- коммуникативных способностей;
- развитие познавательного интереса учащихся.
3. Воспитательная:
- содействовать формированию у учащихся умения совместной работе в группе, умения внимательно слушать учителя и друг друга;
- содействовать формированию у учащихся умения осознавать совместную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль;
- содействовать формированию у учащихся устойчивого интереса к изучению физики.
Ход урока
I. Мотивационно-ориентированный этап (10 мин).
1. Вождение в контакт.
2. Создание ситуации успеха.
(Проверка домашнего задания).
А) Фронтальный опрос.
(Вопросы появляются на экране с помощью мультимедийного проектора.) (Приложение 1)
1. Что называют электрическим током?
2. Что собой представляют электрический ток в металлах?
3. Что принято за направление протекания тока в цепи?
4. Назовите действие тока, используемое в каждом случае (Приложение 2):
а) приготовление пищи на электрической плитке;
б) никелирование деталей;
в) нагревание воды электрическим кипятильником;
г) подъем деталей с помощью электрического магнита;
д) при работе электрического звонка;
е) золочение ювелирных изделий.
Б) Имея различные электрические приборы, (Приложение 3) составьте цепь и зарисуйте схему;
- на схеме покажите направления протекания тока;
- на схеме покажите движение электронов.
Учащиеся сдают свои работы.
Учащиеся по данной схеме собирают цепь, используя лабораторное оборудование, и наблюдают за работой приборов.
3. Создание проблемной ситуации (2 мин).
Учитель: Что вы наблюдаете?
Ученики: При замыкании лампы загораются, но одна лампа горит ярче другой.
Учитель: Как вы думаете почему?
Учащиеся выдвигают гипотезу, либо несколько гипотез.
Ученики: Может быть, в лампах течет разный ток. В одной лампе ток большой, а в другой маленький.
Уточнение гипотезы.
Учитель: Так что вы имели в виду, когда говорили, что может быть, ток в лампах течет разный?
Ученики: Возможно, через лампы протекает ток разной силы.
Учитель: Давайте попытаемся, имея результаты наблюдения и различные гипотезы сформулировать тему урока.
Учитель: Какова же тема нашего урока?
Ученики: Сила тока. Измерение силы тока. (Приложение 4)
II. Исполнительский этап (10 мин).
1. Постановка учебной задачи (2 мин).
Учитель: Что же мы должны узнать о силе тока, чтобы убедиться в правильности гипотезы, либо опровергнуть ее?
Ученики должны узнать:
- Как обозначается сила тока?
- Как можно вычислить силу тока?
- Единицы измерения силы тока.
- Как можно измерить силу тока?
2. Групповая самостоятельная работа (6 мин).
Учащиеся выбирают задание, делятся на группы, выбирают один из поставленных вопросов, работают с текстом учебника А. В. Перышкин «Физика 8кл.»
Первая группа выясняет, как обозначается сила тока, находит формулу для его вычисления.
Вторая группа выясняет, что принято за единицу измерения силы тока.
Третья группа выясняет, как измеряют силу тока.
III. Взаимообучение (12 мин).
1. От каждой группы выступает 1 ученик.
Первая группа: т.к. сила тока характеризует электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за единицу времени, то для вычисления силы тока необходимо заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за промежуток времени t, поделить на этот промежуток времени.
I – сила тока .
I = q / t. (Приложение 5)
(Обозначение и формула записываются на доске и в тетрадях.)
Вторая группа: на международной конференции по мерам и весам в 1948г. было решено в основу определения единицу силы тока положить явление взаимодействия двух проводников с током.
(Рисунок 59 учебника появляется на экране.) (Приложение 6)
Гибкие проводники при прохождении электрического тока могут притягиваться и отталкиваться.
За единицу силы тока принимают силу тока, при которой отрезки параллельных проводников длиной 1м на расстоянии 1м в вакууме взаимодействуют с силой, 2 * 10-7 Н. Эту единицу называют ампером, в честь французского физика и математика Андре Мари Ампера.
(Его портрет появляется на экране.) (Приложение 7)
Обозначение: [I] = 1А, 1А = 1 Кл/с. (Приложение 8)
Учитель: Велик ли ток в 1 ампер?
Посмотрите на таблицу, вы видите данные технического справочника (показывается на экране). (Приложение 9)
Сила тока:
- в электрической бритве 0,08А;
- в карманном радиоприемнике 0,1А;
- в фонарике 0,3А;
- в электрической плитке 3- 4А;
- в двигателе троллейбуса 160-200А.
Сила тока, проходящая через тело человека, считается безопасной 0,001А (1 мА).
Сила тока, приводящая к серьезным поражениям организма 0,1А (100 мА).
Третья группа: для измерения силы тока используют прибор, который называю амперметром, чтобы его отличить от других приборов, на шкале ставят букву А.
На схемах обозначают .
Амперметр включают последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют. Клемма «+» амперметра соединяют с проводником, идущим от положительного полюса источника тока.
Учитель выставляет на демонстрационный стол различные измерительные приборы и предлагает учащимся из них выбрать амперметры.
Учитель: Что же нам предстоит делать, чтобы проверить нашу гипотезу?
Ученики: Измерить силу тока в лампах 1 и 2 нашей цепи и сравнить их.
Учащиеся знакомятся со шкалой амперметра, определяют цену деления шкалы, предел измерения.
2. Проверка гипотезы (3 мин).
Учащиеся чертят необходимые схемы на доске. (Приложение 11) (Приложение 12) (Приложение 13)
Собирают по схемам цепи и измеряют силу тока.
Результаты каждой группы записываются на доске.
Учитель: Посмотрите на полученные результаты и сделайте вывод.
Ученики: Полученные данные по измерению силы тока показывают, что сила тока во всех участках цепи одинакова. Гипотеза оказалась не верна. Проблема, почему лампы горят по-разному, не решена.
Учитель: Попробуем найти подтверждение гипотезы и решить нашу проблему на следующих уроках.
IV. Закрепление умений и навыков.
Учитель: Используя полученные знания на уроке решите задачи:
Задача 1. (Приложение 14)
Выразите в амперах силу тока, равную: 1500мА; 270мА; 34мА; 1,2КА.
Ученик записывает результаты на доске:
1500мА = 1,5А
270мА = 0,27А
34мА = 0,034А
1,2кА = 1200А
Задача 2. (Приложение 15)
Сила тока в лампе фонарика равна 0,3А. Какой заряд проходит через поперечное сечение нити накала лампы за 5минут?
Дано | Си | Решение | ||
I = 0,3А | q = I * t | |||
t = 5мин | 300с | q = 0,3А * 300с = 90 Кл. | ||
q – ? | Ответ: 90 Кл. |
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Итоги урока ученики подводят самостоятельно.
Оценки за урок выставляются учащимся в группах и за решение задач.
Домашнее задание: § 37, 38. Упр. 14 (2, 3). Упр. 15 (3). (Приложение 16)
Спасибо за урок. (Приложение 17)