Мир вокруг нас. "Зона Арктических пустынь" ( 4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели: создать условия для:

- формирования у учащихся представления о природной зоне Арктических пустынь;

- знакомство с особенностями природы, в арктической зоне;

- развития познавательной активности учащихся, умения анализировать с опорой на ранее изученный материал.

Оборудование: карта «Природные зоны России», атласы, гербарий, фотографии с изображением изучаемых объектов, раздаточный материал, энциклопедии Природа России.

Ход урока

1. Организационный момент

Где-то на белом свете
Там где всегда мороз
Трутся спиной медведи о зимнюю ось
Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда!

Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие с севера на юг по природным зонам России. И начнем путешествие за полярным кругом, в зоне Арктических пустынь. (Слайд 1)

2. Проверка домашнего задания.

 Тест: «Моря, озера и реки России». (Слайд 2)

Поменялись работами с соседом, проверили друг у друга и оценили.

3.Работа над новой темой.

Учитель: Сегодня наш путь лежит к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана к его островам. Мы знаем, что царство холода, снега и льда. Какая одежда нам понадобится, чтобы посетить эту зону России.

 Ученики: меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки, шерстяные маски закрывающие лицо.

Учитель: Давайте на карте найдем зону Арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне. (Слайд 3)

(Используют книгу и энциклопедии).

Ученики: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и острова Врангеля.

 (острова показывают на карте).

Учитель: Почему здесь такие суровые условия?

Ученики: Солнце направляет на это пространство косые лучи, оно светит, но не греет. Зимой в Арктике полярная ночь.
(Дети пользуются учебником, энциклопедией)

Темноту освещает: луна, звезды и Северное сияние. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до -60º.
Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Это зависит от географического положения арктической зоны. (Слайд 4)

4. Физкультминутка.

5. Продолжение работы над новой темой.

Учитель: А как вы думаете, растения встречаются в этой зоне?

(детям даются картинки растений (гербарий), а дети выбирают те, которые они считают, могут расти в таких суровых условиях).

Ученики: Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на льду, в морях встречаются «зеленые льдины».
Господствуют мхи и лишайники.
Есть небольшая группа цветковых растений: полярный мак, камнеломки, лютики, полярная крупка, растения эти низкорослые успевают за короткое лето прорости, отцвести и образовать семена. (Слайд 5)

Учитель: А если там есть растения, пусть даже не очень высокие, а есть ли там животные?

(Используя энциклопедии, книгу, атласы дети находят ответы).

Ученики: На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагарки, здесь они выводят потомство. Птицы с необычными клювами называются тупики. Все звери – прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира. Это моржи и тюлени. На тюленей охотятся белые медведи. У них белая шерсть, чтобы удобней было передвигаться по льду и снегу. (Слайд 6, 7)

(подготовленный ученик рассказывает о заповеднике «Остров Врангеля» во время ответа показываются слайды).

Ученик: Заповедник «Остров Врангеля»
Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовье. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на юном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси. (Слайд 8)

Учитель: Ребята, вы хорошо поработали. Можем ли мы назвать Арктическую зону пустынной.

Ученики: В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, живут животные и птицы выращивают своих детенышей.

6. Закрепление изученного материала.

Учитель: Давайте разгадаем кроссворд и восстановим слово в предложении, которое появится в кроссворде. (Слайд 9)

«…» - царство льда и снега.

7. Итог урока

Учитель: В какой природной зоне России проходило наше путешествие

Ученики: зона Арктических пустынь (Слайд 10)

8. Домашнее задание:

Учитель:

- Нарисуйте рисунок «Как я представляю себе Арктику».

- Рассказы о животных Арктики.

(Приложение)