Цель занятия: воспитывать уважение к государственным символам Российской Федерации, повышать их роль в патриотическом и гражданском воспитании учащихся; учить детей сочетать уважительное отношение к символам и ритуалам с четким соблюдением законов, правил поведения; укреплять любовь к родному городу, чувство гордости за достижения своей страны; расширять знания учащихся об историческом прошлом и традициях народов России; сформировать чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.
План занятия:
- Беседа о Родине.
- Игра «Узнай фото»
- Михайловка – мой город.
- Беседа о символах России.
- Государственный флаг.
- Российский герб.
- Творческая работа в группах.
- Итог занятия.
Оборудование: карта России, изображения президента РФ, флага и герба, штандарта, Знамени Победы, флагов стран и гербов городов, слова текста гимна, музыкальная запись песен «С чего начинается Родина?» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера), «Березы» (сл. М. Андреев, муз. И. Матвиенко), компьютер, пословицы и поговорки о Родине, фотография ветерана войны Ермакова Н.С.
Ход занятия
I. Беседа о Родине.
Дети заходят в класс под песню «С чего начинается Родина?» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера), рассаживаются группами.
Чтение учащимся стихотворения «Что мы Родиной зовём?»
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
И рубиновые звезды –
Звезды мира над Кремлем.
– Что мы называем Родиной? (место, где родились, живем, ходили в детский сад, где живут наши папы и мамы).
Место, где мы родились и есть наша Родина. Мы любим наш дом, нам хорошо среди друзей. О Родине сложено много песен, пословиц, стихов, поговорок. Давайте вспомним.
Вывешивается на доску первая часть каждой пословицы.
В гостях хорошо, … (а дома лучше).
Всякому мила … (своя сторона).
Своя земля … (и в горести мила).
Береги землю родимую, … (как мать любимую).
Давайте к началу пословицы найдем окончание.
– Объясните смысл последней пословицы.
Любить можно только то, что хорошо знаешь.
– Дети, а вы любите наш город?
– Чем больше мы будем знать о своем городе, тем больше мы будем любить его.
II. Игра «Узнай фото».
– На мониторе компьютера вы увидите фото, о котором должны будете мне рассказать. (Приложение 1).
- Карта Михайловского района.
- Общий вид Михайловки.
- Городской Дворец культуры.
- Парк культуры и отдыха.
- Цементный завод.
- Улица Коммуны «Вечный огонь».
- Сквер у железнодорожного вокзала «Обелиск в память четырем солдатам», памятник машинисту Турыгину.
- Река Медведица.
III. Михайловка – мой город.
Чтение стихотворения учащимися.
Мы Родину не выбираем,
Но если б выбор был у нас,
Мы выбрали бы эти дали,
Где с вами живем мы сейчас.
Михайловка – мой город,
Михайловка – мой сад,
Люблю твой зеленый весенний наряд.
Люблю твои парки,
Прохладу аллей
И буйный рассвет молодых тополей.
Солнце золотистое
Красит тополя,
Милая Михайловка –
Родина моя…
И течет Медведица –
Быстрая река,
И привет Михайловке
Шлет издалека…
Если ты по Гоголя
Едешь в дальний путь –
О родной Михайловке,
Слышишь, не забудь…
Стройся, город, радуй нас
И цвети кругом,
С вами я, Михайловцы,
Здесь мой отчий дом…
– Ребята, как можно назвать Михайловку?
– Михайловка – это наша маленькая Родина.
– Кто мы с вами? (граждане России, россияне).
– Мы с вами являемся частью народа огромной богатой страны. Сегодня мы поговорим о нашей стране, о России. Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна (показ карты России на доске).
IV. Беседа о символах России.
– Что нас объединяет и делает гражданами одной страны (общая территория, язык, законы, по которым мы живем).
– Ребята, также у страны есть государственные символы.
– Какие? /флаг, герб, гимн/ <Рисунок 1>
– Сегодня мы с вами поговорим только о двух отличительных знаках нашей страны: флаге и гербе.
V. Государственный флаг.
– С флагом вы уже немного знакомы, и на уроках труда мы изготовили полотнище флага из цветной бумаги. Я приготовила выставку из ваших работ.
– Давайте вспомним, для чего нужен флаг?
- Во время спортивных соревнований по флагам мы можем определить, какие страны будут участвовать. <Рисунок 2> Флаг изображен на майках спортсменов. Во время награждений наших спортсменов над стадионом поднимается российский флаг.
– Что вы чувствовали в этот момент? (гордость за свою Родину). – Где еще можно увидеть флаг? /Во время праздников на зданиях, на улицах. Когда наш президент едет в другую страну, то на здании, где произойдет встреча, вывешивают флаг России/.
– Почему флаг бело-сине-красный?
– Цвета государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белые, синие, красные цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи – нарядные сарафаны и другую одежду.
Белыми и синими нитями русские крестьяне вышивали затейливые узоры на белой ткани. Посмотрите на монитор. (Приложение 2).
Учитель:
Да она шила-вышивала
Только бело полотно,
Да только бело полотно
Да бело-бархатное…
Она строки строчила
Красным золотом.
– Строчить строки - значит вышивать. Чаще всего из белых, синих, красных тканей вышивали нарядную одежду.
– Сама русская крестьянка напоминала солнышко, русскую царевну. Нарядный костюм русской женщины сиял, как солнце.
– Замечаем мы эти цвета и в русской архитектуре. (Приложение 2)
– О чем напоминает белый цвет? (о белоствольных березках, русской белоснежной зиме, белых ромашках на лугу, летних белых облаках.
– Что напоминает синий цвет? (синеву неба, рек, озер, морей).
– Что обозначает красный цвет? (считали самым красивым). Это цвет огня, солнца, тепла, радости. Это праздничный цвет.
«Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет».
– Мы гордимся нашим флагом, ему уже более 300 лет.
– А теперь я предлагаю вам сравнить флаги: флаг России, штандарт, знамя победы <Рисунок 3>.
– Какое слово вам не понятно?
Слово «штандарт» вывешивается на доску.
Знамя было утверждено в 1994 году и является одним из символов власти президента. Сравните флаги.
– Чем они походи, чем различаются?
Обратите внимание на Знамя победы.
– 60 лет тому назад фашистская Германия, нарушив мирный договор напала на нашу страну. В течение долгих 4-х лет мужественно сражались советские люди с врагом. В тяжелых сражениях освободили они свою Родину и другие страны от жестоких захватчиков. И, наконец, штурмом взяли столицу фашистской Германии – Берлин. Над куполом главного здания Берлина – Рейхстага – взметнулось красное знамя с серпом и молотом <Рисунок 4> .
Звучит песня «День победы» (Приложение 3) .
– Это знамя стало символом Великой Победы. Это символ памяти, благодарности и уважения к людям, завоевавшим очень дорогой ценой возможность мирной жизни для всех нас.
– Наш земляк и постоянный гость нашей школы Ермаков Николай Семенович <Рисунок 5> во время войны спас полковое знамя.
– В нашем классе учится его внук, который не раз слышал от деда историю о спасении знамени.
Рассказ внука о дедушке.
– В День Победы и в День защитников отечества можно увидеть Знамя Победы во время парада на Красной площади в Москве, или в момент возложения венков к могиле неизвестного солдата. В иных случаях используется символ Знамени Победы (полотнище красного цвета с изображением в верхнем углу пятиконечной звезды). <Рисунок 6>
– Флаг – это национальная святыня. Мы должны относиться к нему с уважением. Надругательство над флагом является уголовным преступлением.
VI. Российский герб.
– Второй государственный символ России – герб.
Учитель:
Не ищите вы гербы
Под осинкой как грибы!
Их найдем мы на монетах
И на гербовых конвертах,
И на гербовой бумаге,
На печати и на флаге.
– Где можно увидеть изображение герба (на флагах, монетах, печатях, на государственных документах, в кабинете президента России, на пограничных столбах).
– Почему на пограничных столбах (говорит о том, что начинается территория нашего государства).
– Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства. Наш современный герб очень древний. Ему уже более 500 лет.
– Давайте посмотрим на герб России, скажем, очертание какого старинного вооружения напоминает /щит/ <Рисунок 7>
– Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой сжимает скипетр.
Слово «скипетр» вывешивается на доску.
– Это жезл – символ власти. Он украшен затейливой резьбой, золотом, драгоценными камнями. В его левой лапе – держава (слово вывешивается на доску). Это золотой шар с крестом на верху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаком царской власти <Рисунок 8 > . Теперь у нас нет царя. Сегодня она напоминает нам о прошлом нашей страны и символизирует независимость России от других государств.
– Посмотрите на орла. Чем он необычен (две головы). Две головы символизируют единство страны. Он как бы смотрит одновременно на запад и на восток. Обратите внимание на крылья орла. На что они похожи? (на солнечные лучи, а сама птица – на солнце).
– Крылья орла подняты - почему? (орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна. На груди орла – красный щит с изображением всадника Святого Георгия. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ. В правой руке – серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет змея копытами. Мы уже слышали эту историю о Георгии Победоносце. Кто расскажет её?
– Георгий Победоносец – герой, святой покровитель воинов, защитник Отечества. Образ его часто изображали на иконах. <Рисунок 9>.
– На Руси часто называли детей его именем: Егор и Юрий.
– Значит, что символизирует герб России? (победу добра над злом, красоту и справедливость).
– Что такое герб? (отличительный знак). Он есть у всех городов. <Рисунок 10>.
– На каком гербе изображен Георгий Победоносец? (Москва)
– История какого герба вам знакома?
Рассказ ученика городе о Ярославле .
– Герб может быть не только у страны, но и у города, у отдельной организации и даже у вашей семьи.
– Как вы думаете, что берется во внимание, когда составляется какой-то герб? (цвет).
– Главное – чтобы герб отражал особенности той страны, города, организации, символом которой он является.
VII. Творческая работа в группах.
– На столах листочки: красный – символ храбрости и мужества, синий (лазурный) – символизирует красоту, зеленый – символ надежды, молодости, радости и изобилия, черный – говорит о печали, благоразумии и смирении), желтый и белый цвета сравниваются с драгоценными металлами – золотом и серебром. Золотой – символ богатства, а серебряный – символ чистоты.
– Подсказка /символы: фигуры находятся на столах у детей.
- группа: Герб России.
- группа: Герб нашего города (сравнить с гербом города Михайловки).
3 группа: Герб нашего класса.
4 группа: Герб волшебной страны.
Защита гербов учащимися.
VIII. Итог занятия.
– О каких символах мы говорили на уроке?
– Жителями, какой страны мы с вами являемся?
– Гражданин – житель страны, который признает её законы (правила поведения), он любит свою, страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать её сильной и богатой. И вы, второклассники, маленькие граждане большой страны, её будущее.
Званием гражданина России следует гордиться!
Чтение стихотворения учащимся:
Свет добра, величия и силы
Сквозь века несла народом Русь.
Жизнь моя, любовь моя Россия,
Я твоей судьбой горжусь.
Славлю путь твой благородный,
Твой неповторимый путь.
Вечно будь, страна моя, свободной,
И счастливой вечно будь.
Заканчивается занятие песней «Берёзы» (сл. М. Андреев, муз. И. Матвиенко).
Список литературы:
- Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика России» - М: «Вако», 2005.
- Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. 3 класс – М: «Дрофа», 2004.
- Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс – М: «Баласс», 2008.
- Усачёва Г., Бурдин А. Михайловка – 2006.