Без учителя, без его порыва к обновлению,
без его ежедневного творчества
никакая перестройка невозможна.
Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки и передового опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательной деятельности система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства учителя (А.М. Моисеев, 1998).
В условиях модернизации образования очень важен вопрос о качестве методической работы, её эффективности. Неизбежность обновления методической работы обусловлена следующими причинами:
- учитель в изменяющемся мире глубже осознает своё предназначение, меняется его индивидуальный подход к профессиональной деятельности;
- современное общество потребовало пробуждения личностного самосознания, самореализации, а для этого учителю потребовался широкий спектр методов, форм, средств для построения педагогического процесса включения каждого ученика в активную познавательную деятельность.
Развитие и постоянное совершенствование содержания образования, предполагающее освоение новых идей, заложенных в новых программах, новых учебных курсах, находит отражение и в формах методической работы.
Одной из коллективных форм является Школа педагогического мастерства (ШПМ), которая работает в нашем районе с 2002 года. Начали свою работу с разработки Положения о Школе (см. приложение 1), есть своя эмблема. Обучение в Школе педагогического мастерства производиться с частичным отрывом от производства. В течение учебного года проводятся 3 занятия с выездом в разные школы Устьянского района (см. приложение 2). Ежегодно на первом занятии проводится анкетирование участников (см. приложение 3).
Основные направления работы Школы педагогического мастерства следующие:
- нормативно-правовые основы деятельности учителей-предметников и классных руководителей;
- методология научного творчества;
- информационные технологии в учебно-воспитательном процессе;
- барьеры педагогического общения и преодоления конфликтных ситуаций;
- активные формы и методы обучения и воспитания.
Для проведения занятий используются различные формы и методы работы.
Традиционные:
- конференция;
- обмен опытом;
- посещение уроков и внеклассных мероприятий с последующим самоанализом и анализом (см. приложения 4);
- консультации.
Нетрадиционные:
- педагогический ринг;
- мозговой штурм;
- деловая игра;
- тренинги;
- панорама уроков;
- круглый стол;
- педагогический десант;
- методическая гостиная (см. приложения 5, 6).
Для анализа эффективности каждого занятия проводиться рефлексия и мониторинг (см. приложение 7).
По результатам работы каждому активному участнику Школы педагогического мастерства выдается справка установленного образца ( в порт фолио учителя)
Такая система повышения квалификации позволяет учителям развивать свой личный потенциал, модернизирует систему его профессиональных знаний и результативность используемых методов обучения и воспитания, тем самым, повышая качество преподавания, а это способствует повышению престижа учителя.
Среди учителей – активных участников Школы педагогического мастерства:
2 учителя – победители областных конкурсов «Учитель года»;
1 учитель – участник всероссийского конкурса «Учитель года»;
8 учителей – победители конкурса лучших учителей Российской Федерации (в рамках приоритетного национального проекта « Образование»);
2 учителя – участники всероссийских семинаров по вопросам педагогики и психологии;
1 учитель – дипломат фестиваля педагогических идей «Открытый урок».
«Все в нашем педагогическом деле, – пишет профессор Ю.П. Азаров, – в конечном итоге решает мастерство».
Опыт учителей показывает, что мастерству педагогического труда можно научиться.
Приложения:
- положение о ШПМ;
- темы занятий районной ШПМ;
- анкета участника районной ШПМ;
- самоанализ урока;
- нетрадиционные формы проведения занятий;
- педагогический ринг «Учитель всегда волшебник»;
- рефлексия и мониторинг занятия.