Цели урока:
обучающие
- обобщить и углубить знания по теме « Основы МКТ и теории о строении вещества»
- углубить знания истории МКТ и вклад отдельных ученых, а её развитие
- привести в систему знания учащихся о МКТ тепловых явлений
- углубить навыки решения расчетных задач в рамках учебной темы
- формировать понятия научной теории, показать роль эксперимента в создании научной теории
развивающие
- развитие логического мышления (умения выделять главное и второстепенное, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы)
- развивать общеучебные умения и навыки
- развивать умения применять полученные знания на практике
- развивать интерес к предмету
- развивать у учащихся увлечения связанные с самостоятельной обработкой информации её поиском
воспитывающие
- воспитание эстетического отношения к природе и окружающему миру
- воспитание патриотизма
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала:
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока повторение и обобщение пройденной нами темы «Основные положения МКТ и тепловых процессов».
Давайте вспомним ребята Основную цель МКТ
Ученик: ЦЕЛЬ МКТ: объяснение свойств макроскопических тел и тепловых процессов, протекающих в них на основе представлений о том, что все тела состоят из отдельных беспорядоченно, движущихся частиц.
Молодцы. На каких основных положениях основывается теория
Ученик:
- Все вещества – жидкие, твердые и газообразные – образованы из мельчайших частиц – молекул, которые сами состоят из атомов. Молекулы и атомы представляют собой электрически нейтральные частицы.
- Атомы и молекулы находятся в непрерывном хаотическом (тепловом) движении.
- Частицы взаимодействуют друг с другом силами притяжения и отталкивания.
Учитель: Ещё в 4-5 веке д.н.э. древние греки предположили, что окружающий нас мир состоит из отдельных частиц, которые невозможно более разделить на более мелкие их назвали «неделимые» - атом. Это предположение было основано всего лишь на философских измышлениях.
С развитием науки атомарная теория атомарная теория получила дальнейшее развитие. И в течение веков основываясь на наблюдениях, опытах, математических расчетах, лабораторных исследованиях учёные доказали истинность предположений сделанных греками.
И хотя сейчас не многие лаборатории в мире имеют микроскопы, которые могут дать чёткое изображении атома, мы точно знаем об их существовании.
Давайте вспомним, ребята, что такое атом и из чего он состоит
Ученик.
Атом — электрически нейтральная микрочастица, состоящая из положительного ядра и окружающей его электронной оболочки.
Учитель: Каков размер атома?
Ученик. Размеры атома порядка 10 -10 м.
Учитель: Из каких элементарных частиц состоит атом и какова его структура?
Ученик. Атом состоит из трёх элементарных частиц: протонов, электронов и нейтронов.
Учитель: Большой вклад в развитие этой теории внесли многие учёные, давайте вспомним их:
Ученики.
- Джон Дальтон – ввёл понятие атома, как частицы вещества
- М.В. Ломоносов – развил молекулярно – кинетическую теорию теплоты, в его трудах предвосхищались законы сохранения массы и энергии
- Роберт Броун – объяснил движение взвешенных в газе и жидкости частиц
- Жан Батист Перрен – экспериментально доказал броуновское движение
- Альберт Эйнштейн создал теорию броуновского движения
Учитель: Вторым положением МКТ является что, Атомы и молекулы находятся в непрерывном хаотическом (тепловом) движении.
Какие явления известные вам доказывают этот факт?
Ученик: диффузия и броуновское движение
Учитель: Хорошо, давайте вспомним об этих явлениях:
- Броуновское движение - что это за движение?
Ученик: Это тепловое движение мельчайших микроскопических частиц, взвешенных в жидкости или газе.
Учитель: Как объясняется это движение?
Ученик: Броуновские частицы движутся под влиянием беспорядочных ударов молекул.
Учитель: Пронаблюдаем за этим движением на видео фрагменте.
- Какое явление мы называем диффузией?
Ученик: Диффузией называется явление проникновения двух или нескольких соприкасающихся веществ друг в друга.
Учитель: При каких условиях процесс диффузии будет происходить наиболее интенсивно?
Ученик: От температуры и состояния вещества.
Учитель: Приведите примеры диффузии в газах и жидкостях.
Ученик: Заварка чая, распространение аромата духов.
Учитель: Пронаблюдаем процесс диффузии на опыте (видео фрагмент).
Третье положение МКТ говорит нам, Частицы взаимодействуют друг с другом силами притяжения и отталкивания.
В зависимости от сил притяжении и отталкивания действующими между молекулами и атомами существуют три агрегатных состояния вещества, какие и каковы их свойства?
Ученик 1: В твердых телах молекулы совершают беспорядочные колебания около
фиксированных центров. Эти центры могут быть расположены в пространстве
нерегулярным образом (аморфные тела), образовывать упорядоченные объемные
структуры (кристаллические тела)
Ученик 2: В жидкостях молекулы имеют значительно большую свободу для теплового движения. Они не привязаны к определенным центрам и могут перемещаться по всему объему. Этим объясняется текучесть жидкостей. Близко расположенные молекулы жидкости также могут образовывать упорядоченные структуры, содержащие несколько молекул.
Ученик 3: В газах расстояния между молекулами обычно значительно больше их размеров. Силы взаимодействия между молекулами на таких больших расстояниях малы, и каждая молекула движется вдоль прямой линии до очередного столкновения с другой молекулой или со стенкой сосуда. Слабое взаимодействие между молекулами объясняет способность газов расширяться и заполнять весь объем сосуда.
Учитель: Пронаблюдаем анимационный фрагмент и ещё раз повторим, как отличаются друг от друга агрегатные вещества (фрагмент).
Молекулярно – кинетическая теория характеризуется основным его уравнением, какие величины входят в это уравнение?
Ученик: Давление, концентрация молекул газа, масса одной молекулы, квадрат средней скорости.
Учитель: Верно (наблюдение фрагмента).
Данный раздел содержит большое количество формул давайте вспомним их( у детей на столах лежат незаполненные таблицы в течение 1-2 минут они заполняют её).
Обменяётесь с соседом по парте листками и проверим ваши знания формул. (Дети проверяют и ставят отметку) Собираются заполненные листы.
3. Решение задачи
Учитель: Следующим этапом нашего урока является решение задачи.
В озеро, имеющее глубину 10м и площадь 20км², бросили кристаллик поваренной соли массой 0.01г. Сколько этой соли оказалось бы в напёрстке воды объёмом 2см³, зачёрпнутой из озера. Если полагать, что соль, растворившись, равномерно распределилась во всём объеме.
4. Выполнение тестового задания.
В течение 10 минут дети выполняют тест на компьютерах, получают отметки за тест.
5. Итог урока.
6. Домашнее задание:
Каждый ученик получает задачи разного уровня сложности, повторить параграфы 58-61.