Цели урока: обобщить знания о составе и значении крови, иммунитете, органах кровообращения.
Образовательные задачи:
- обобщение знаний о составе, значении крови, о защитных свойствах организма, о строении и функциях органов кровообращения.
Развивающие задачи:
- развитие логического мышления;
- развитие речи, внимания, памяти;
- формирование умения применять знания на практике.
Воспитательные задачи:
- формирование умения работать в коллективе;
- воспитание гордости за отечественную науку.
Оборудование: карточки с вопросами для работы в группах; “лабиринт”; тесты для индивидуальной проверки знаний; таблицы по теме.
План урока:
- Вводное слово учителя.
- “Круг знаний”.
- “Дальше, дальше …”
- “Лабиринт”.
- “Ты – мне, я – тебе”.
- “Тихий час”.
Ход урока
1. Водное слово учителя.
Я опять учусь в начальной школе.
Счет идет с сегодняшнего дня.
Как вы там? Тепло ли, хорошо ли
Вам живется в сердце у меня?По четырехкамерному сердцу –
Шаг биологических часов.
Это друга и единоверца
Ласковый и постоянный зов.Как дорога, стелется аорта,
По которой весело идти.
Как дела? Хватает ли комфорта?
Как друзья? Не скучно ли в пути?Начался ли ледоход в апреле?
Хороши ли зяблики в лесу?
Что, рубиновое ожерелье
Из эритроцитов – вам к лицу?Можете гулять с сердечной сумкой
И в венце из коронарных вен,
Строгого и скромного рисунка.-
И да будет путь благословен!Ничего не надо говорить мне,
Я и так не пропаду с тоски,
Лишь бы шли ко мне в сердечном ритме
Ваши афферентные звонки.Мне необходима эта милость,
Чтобы свет навеки не померк:
– Все в порядке! Сердце сократилось!
Следующая систола – в четверг.
Д. Длигач
Итак, сегодня мы с вами должны еще раз вспомнить и обобщить знания по изученной теме “Кровь и кровообращение”. Ваша задача – слушать, думать, активно и быстро работать на уроке. На доске – написан план сегодняшнего нашего урока.
2. “ Круг знаний” – на этом этапе урока класс разбивается на группы, каждая группа получает конверт с 3 вопросами. На обдумывание дается 2–3 минуты.
I.
- Каким образом по содержанию эритроцитов и лейкоцитов в крови врачи судят о характере заболевания человека?
- Найдите на схеме и назовите камеры сердца, сердечные клапаны, кровеносные сосуды, ведущие к сердцу и от сердца.
- Почему пульс человека в спокойном состоянии отличается от его пульса после пробежки?
II.
- И.П.Павлов сказал: “В организме человека есть чрезвычайная реакция, при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целого”.О чем это сказано?
- Что включает в себя сердечный цикл? Объясните термины “систола” и “диастола”.
- Перечислите факторы, приводящие к нарушениям работы сердечно-сосудистой системы.
III.
- Какие опасности возникают при “слепом” переливании крови, т.е. без предварительного анализа крови донора и реципиента? Что необходимо знать, чтобы избежать этой опасности?
- Есть ли сходство в строении артерий, вен, капилляров?
- Опишите действия, которые придется вам совершить, оказывая первую доврачебную помощь при артериальном кровотечении.
IV.
- Объясните, почему человек после легкого ранения не истекает кровью? Перечислите как можно больше факторов свертывания крови.
- Какие сосуды образуют малый круг кровообращения и какая кровь по ним течет? Откуда начинается и где заканчивается малый круг кровообращения7 Покажите на схеме.
- Какое действие оказывает никотин и алкоголь на кровеносные сосуды?
3. “Дальше, дальше …” – а сейчас посмотрим, как вы знаете основные понятия и термины по теме – необходимо назвать как можно больше терминов за одну минуту – работает тем же составом групп.
I.
- Жидкая часть крови, оставшаяся после удаления ее форменных элементов (плазма).
- Главная артерия большого круга кровообращения (аорта).
- Свойство сердечной мышцы ритмически сокращаться и расслабляться, независимо от сознания (автоматия).
- Болезнь, характеризующаяся уменьшением количества крови и изменением ее качественного состава (малокровие).
- Кровь, богатая кислородом (артериальная).
- Заболевание, симптомами которого является хроническое повышение артериального давления (гипертония).
- Вспышка массового заболевания (эпидемия).
- Человек, получивший кровь для переливания или ткани и органы для пересадки (реципиент).
- Какая часть нервной системы регулирует деятельность сердца? (Вегетативная нервная система).
- Бесцветные форменные элементы крови, участвующие в свертывании (тромбоциты).
- Артериальное давление в момент сокращения желудочков называется (систолическим или максимальным).
- Лейкоциты, участвующие в выработке иммунитета путем образования антител (лимфоциты).
- Иммунитет, врожденный или приобретенный в результате перенесенных заболеваний (естественный).
II.
- Жидкая ткань, состоящая из плазмы и клеток, выполняющая транспортную, защитную, гуморальную функции (кровь).
- Плазма крови, лишенная фибриногена (сыворотка).
- Сосуды, по которым кровь движется от сердца (артерии).
- Путь крови от левого желудочка через артерии, капилляры и вены всех органов до правого предсердия (большой круг).
- Наследственное заболевание, которое выражается в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови (гемофилия).
- Какой тип мышечной ткани образует сердечную мышцу? (Поперечнополосатая сердечная).
- Ритмические сокращения стенок артерий с каждой систолой левого желудочка (пульс).
- Дыхательный пигмент красного цвета, находящийся в эритроцитах (гемоглобин).
- Назовите два главных сосуда, транспортирующие кровь из сердца (легочная артерия, аорта).
- Растворимый белок плазмы крови, способный превращаться в нерастворимый (фибриноген).
- Иммунитет, приобретенный в результате прививок или лечебных сывороток (искусственный).
- Водный раствор солей, соответствующий по своей концентрации содержанию солей в плазме крови (физиологический раствор).
- Сложные органические вещества, способные вызвать иммунную реакцию (антигены)..
III.
- Сосуды, по которым кровь движется к сердцу (вены).
- Кровь, богатая углекислым газом (венозная).
- Человек, дающий кровь для переливания или ткани и органы для пересадки другому лицу (донор).
- Заболевание, симптомами которого является хроническое понижение артериального давления (гипотония).
- Расположите кровеносные сосуды в порядке уменьшения скорости кровотока (артерии, вены, капилляры).
- Состояние невосприимчивости организма к микробам и другим чужеродным телам и веществам (иммунитет).
- Бесцветные клетки крови, имеющие ядро, выполняющие защитные функции (лейкоциты).
- Путь крови от правого желудочка через капилляры легких до левого предсердия (малый круг).
- Препарат, содержащий ослабленных или убитых возбудителей болезней или продукты их жизнедеятельности (вакцина).
- Место расположения створчатых клапанов (между предсердиями и желудочками).
- Бесцветная жидкость, образующаяся из плазмы крови путем ее фильтрации в межклеточное пространство (лимфа).
- Заболевание, которое развивается в результате нарушения коронарного кровообращения (инфаркт миокарда).
- Отдел сердца, имеющий наибольшую толщину мышечной стенки (левый желудочек).
IV.
- Наследственный фактор, находящийся в эритроцитах, был обнаружен в крови у макак (резус-фактор).
- Органы, где формируются клетки крови и лимфы (красный костный мозг, лимфоузлы, тимус).
- Расположите кровеносные сосуды в порядке уменьшения давления в них (артерии, капилляры, вены).
- Сложные белки, вырабатываемые лимфоцитами при взаимодействии с чужеродными веществами (антитела).
- Красные кровяные клетки, лишенные ядра (эритроциты).
- Заболевание, при котором внутренний слой артерий уплотняется за счет разрастания соединительной ткани (атеросклероз).
- Кровеносные сосуды, стенки которых состоят из одного слоя клеток (капилляры).
- Артерии, снабжающие кровью сердечную мышцу (коронарные или венечные).
- От какой камеры сердца отходит аорта (от левого желудочка).
- Препарат крови, содержащий готовые антитела (лечебная сыворотка).
- Непрочное соединение гемоглобина с кислородом, образующееся в органах дыхания (оксигемоглобин).
- Процесс поглощения и переваривания микробов и других чужеродных частиц бесцветными кровяными клетками (фагоцитоз).
- Стойкие изменения в строении сердца, создающие препятствия нормальному току крови (пороки сердца).
4. “Лабиринт”.
Один греческий миф рассказывает о жестоком царе Миносе с острова Крит. Афиняне должны были отсылать ему прекрасных девушек и юношей, которых царь отдавал на съедение чудовищу Минотавру, жившему в лабиринте с такой запутанной системой коридоров, что всякий, кто попадал в него, не мог уж выбраться обратно. Но нашелся герой Тезей, который взял у полюбившей его дочери царя Ариадны чудесную нить, и, держась за нее, проник в лабиринт, убил Минотавра и выбрался на свет вольный. Вот почему называют нитью Ариадны всякий способ, которым можно решить запутанную задачу. Каждой группе предлагается “пройти” по системе “лабиринта и с помощью “волшебной нити знаний” как можно быстрее выбраться из него. (См. Приложение).
5. “Ты – мне, я – тебе”.
На вопросы вы отвечали, а сейчас – время самим задать вопросы друг другу – ваши домашние заготовки для группы соперников. В качестве домашнего задания было: придумать вопрос по теме и обыграть его – например, изобразить артериальное кровотечение, состав крови, памятник Эдварду Дженнеру, переливание крови и т.д. Команда, получившая вопрос, должна понять, о чем идет речь и дать ответ.
6. “Тихий час”.
Учащимся предлагается индивидуальная тестовая работа по вариантам. (См. Приложение)
Подведение итогов урока, выставление оценок. В качестве домашнего задания предлагается по желанию составить кроссворд по изученной теме с вопросами.
Литература:
- Батуев А. С. Биология: Человек. 9 кл. – М.: Дрофа, 2000.
- Бухина Т. Б. Зачетный урок по теме “Кровообращение”. – Биология в школе 1995. № 6.
- Длигач Д. Л., Кулаев Б. С. Жизнь и сосуды – М.: Знание, 1989.
- Можейко Э. П. Урок по теме: “Свертывание крови.” – Биология. 1996. № 8
- Рохлов В. Рабочая тетрадь “Шаг за шагом” – Анатомия и физиология, часть 1. – М.: Открытый мир, 1995.
- Розенблат В. В. Симфония жизни (популярная физиология человека) – М.: Физкультура и спорт, 1989.
- Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1988.
- Человек и его здоровье – сборник заданий по биологии для учащихся 9 класса основной и профильной школы. – М., 1994.
- Этинген Л. Страна анатомия. – М.: Советская Россия, 1982.