Обобщающий урок по темам "Кровь и кровообращение" (8-й класс)

Разделы: Биология

Класс: 8


Цели урока: обобщить знания о составе и значении крови, иммунитете, органах кровообращения.

Образовательные задачи:

  • обобщение знаний о составе, значении крови, о защитных свойствах организма, о строении и функциях органов кровообращения.

Развивающие задачи:

  • развитие логического мышления;
  • развитие речи, внимания, памяти;
  • формирование умения применять знания на практике.

Воспитательные задачи:

  • формирование умения работать в коллективе;
  • воспитание гордости за отечественную науку.

Оборудование: карточки с вопросами для работы в группах; “лабиринт”; тесты для индивидуальной проверки знаний; таблицы по теме.

План урока:

  1. Вводное слово учителя.
  2. “Круг знаний”.
  3. “Дальше, дальше …”
  4. “Лабиринт”.
  5. “Ты – мне, я – тебе”.
  6. “Тихий час”.

Ход урока

1. Водное слово учителя.

Я опять учусь в начальной школе.
Счет идет с сегодняшнего дня.
Как вы там? Тепло ли, хорошо ли
Вам живется в сердце у меня?

По четырехкамерному сердцу –
Шаг биологических часов.
Это друга и единоверца
Ласковый и постоянный зов.

Как дорога, стелется аорта,
По которой весело идти.
Как дела? Хватает ли комфорта?
Как друзья? Не скучно ли в пути?

Начался ли ледоход в апреле?
Хороши ли зяблики в лесу?
Что, рубиновое ожерелье
Из эритроцитов – вам к лицу?

Можете гулять с сердечной сумкой
И в венце из коронарных вен,
Строгого и скромного рисунка.-
И да будет путь благословен!

Ничего не надо говорить мне,
Я и так не пропаду с тоски,
Лишь бы шли ко мне в сердечном ритме
Ваши афферентные звонки.

Мне необходима эта милость,
Чтобы свет навеки не померк:
– Все в порядке! Сердце сократилось!
Следующая систола – в четверг.
Д. Длигач

Итак, сегодня мы с вами должны еще раз вспомнить и обобщить знания по изученной теме “Кровь и кровообращение”. Ваша задача – слушать, думать, активно и быстро работать на уроке. На доске – написан план сегодняшнего нашего урока.

2. “ Круг знаний” – на этом этапе урока класс разбивается на группы, каждая группа получает конверт с 3 вопросами. На обдумывание дается 2–3 минуты.

I.

  1. Каким образом по содержанию эритроцитов и лейкоцитов в крови врачи судят о характере заболевания человека?
  2. Найдите на схеме и назовите камеры сердца, сердечные клапаны, кровеносные сосуды, ведущие к сердцу и от сердца.
  3. Почему пульс человека в спокойном состоянии отличается от его пульса после пробежки?

II.

  1. И.П.Павлов сказал: “В организме человека есть чрезвычайная реакция, при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целого”.О чем это сказано?
  2. Что включает в себя сердечный цикл? Объясните термины “систола” и “диастола”.
  3. Перечислите факторы, приводящие к нарушениям работы сердечно-сосудистой системы.

III.

  1. Какие опасности возникают при “слепом” переливании крови, т.е. без предварительного анализа крови донора и реципиента? Что необходимо знать, чтобы избежать этой опасности?
  2. Есть ли сходство в строении артерий, вен, капилляров?
  3. Опишите действия, которые придется вам совершить, оказывая первую доврачебную помощь при артериальном кровотечении.

IV.

  1. Объясните, почему человек после легкого ранения не истекает кровью? Перечислите как можно больше факторов свертывания крови.
  2. Какие сосуды образуют малый круг кровообращения и какая кровь по ним течет? Откуда начинается и где заканчивается малый круг кровообращения7 Покажите на схеме.
  3. Какое действие оказывает никотин и алкоголь на кровеносные сосуды?

3. “Дальше, дальше …” – а сейчас посмотрим, как вы знаете основные понятия и термины по теме – необходимо назвать как можно больше терминов за одну минуту – работает тем же составом групп.

I.

  1. Жидкая часть крови, оставшаяся после удаления ее форменных элементов (плазма).
  2. Главная артерия большого круга кровообращения (аорта).
  3. Свойство сердечной мышцы ритмически сокращаться и расслабляться, независимо от сознания (автоматия).
  4. Болезнь, характеризующаяся уменьшением количества крови и изменением ее качественного состава (малокровие).
  5. Кровь, богатая кислородом (артериальная).
  6. Заболевание, симптомами которого является хроническое повышение артериального давления (гипертония).
  7. Вспышка массового заболевания (эпидемия).
  8. Человек, получивший кровь для переливания или ткани и органы для пересадки (реципиент).
  9. Какая часть нервной системы регулирует деятельность сердца? (Вегетативная нервная система).
  10. Бесцветные форменные элементы крови, участвующие в свертывании (тромбоциты).
  11. Артериальное давление в момент сокращения желудочков называется (систолическим или максимальным).
  12. Лейкоциты, участвующие в выработке иммунитета путем образования антител (лимфоциты).
  13. Иммунитет, врожденный или приобретенный в результате перенесенных заболеваний (естественный).

II.

  1. Жидкая ткань, состоящая из плазмы и клеток, выполняющая транспортную, защитную, гуморальную функции (кровь).
  2. Плазма крови, лишенная фибриногена (сыворотка).
  3. Сосуды, по которым кровь движется от сердца (артерии).
  4. Путь крови от левого желудочка через артерии, капилляры и вены всех органов до правого предсердия (большой круг).
  5. Наследственное заболевание, которое выражается в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови (гемофилия).
  6. Какой тип мышечной ткани образует сердечную мышцу? (Поперечнополосатая сердечная).
  7. Ритмические сокращения стенок артерий с каждой систолой левого желудочка (пульс).
  8. Дыхательный пигмент красного цвета, находящийся в эритроцитах (гемоглобин).
  9. Назовите два главных сосуда, транспортирующие кровь из сердца (легочная артерия, аорта).
  10. Растворимый белок плазмы крови, способный превращаться в нерастворимый (фибриноген).
  11. Иммунитет, приобретенный в результате прививок или лечебных сывороток (искусственный).
  12. Водный раствор солей, соответствующий по своей концентрации содержанию солей в плазме крови (физиологический раствор).
  13. Сложные органические вещества, способные вызвать иммунную реакцию (антигены)..

III.

  1. Сосуды, по которым кровь движется к сердцу (вены).
  2. Кровь, богатая углекислым газом (венозная).
  3. Человек, дающий кровь для переливания или ткани и органы для пересадки другому лицу (донор).
  4. Заболевание, симптомами которого является хроническое понижение артериального давления (гипотония).
  5. Расположите кровеносные сосуды в порядке уменьшения скорости кровотока (артерии, вены, капилляры).
  6. Состояние невосприимчивости организма к микробам и другим чужеродным телам и веществам (иммунитет).
  7. Бесцветные клетки крови, имеющие ядро, выполняющие защитные функции (лейкоциты).
  8. Путь крови от правого желудочка через капилляры легких до левого предсердия (малый круг).
  9. Препарат, содержащий ослабленных или убитых возбудителей болезней или продукты их жизнедеятельности (вакцина).
  10. Место расположения створчатых клапанов (между предсердиями и желудочками).
  11. Бесцветная жидкость, образующаяся из плазмы крови путем ее фильтрации в межклеточное пространство (лимфа).
  12. Заболевание, которое развивается в результате нарушения коронарного кровообращения (инфаркт миокарда).
  13. Отдел сердца, имеющий наибольшую толщину мышечной стенки (левый желудочек).

IV.

  1. Наследственный фактор, находящийся в эритроцитах, был обнаружен в крови у макак (резус-фактор).
  2. Органы, где формируются клетки крови и лимфы (красный костный мозг, лимфоузлы, тимус).
  3. Расположите кровеносные сосуды в порядке уменьшения давления в них (артерии, капилляры, вены).
  4. Сложные белки, вырабатываемые лимфоцитами при взаимодействии с чужеродными веществами (антитела).
  5. Красные кровяные клетки, лишенные ядра (эритроциты).
  6. Заболевание, при котором внутренний слой артерий уплотняется за счет разрастания соединительной ткани (атеросклероз).
  7. Кровеносные сосуды, стенки которых состоят из одного слоя клеток (капилляры).
  8. Артерии, снабжающие кровью сердечную мышцу (коронарные или венечные).
  9. От какой камеры сердца отходит аорта (от левого желудочка).
  10. Препарат крови, содержащий готовые антитела (лечебная сыворотка).
  11. Непрочное соединение гемоглобина с кислородом, образующееся в органах дыхания (оксигемоглобин).
  12. Процесс поглощения и переваривания микробов и других чужеродных частиц бесцветными кровяными клетками (фагоцитоз).
  13. Стойкие изменения в строении сердца, создающие препятствия нормальному току крови (пороки сердца).

4. “Лабиринт”.

Один греческий миф рассказывает о жестоком царе Миносе с острова Крит. Афиняне должны были отсылать ему прекрасных девушек и юношей, которых царь отдавал на съедение чудовищу Минотавру, жившему в лабиринте с такой запутанной системой коридоров, что всякий, кто попадал в него, не мог уж выбраться обратно. Но нашелся герой Тезей, который взял у полюбившей его дочери царя Ариадны чудесную нить, и, держась за нее, проник в лабиринт, убил Минотавра и выбрался на свет вольный. Вот почему называют нитью Ариадны всякий способ, которым можно решить запутанную задачу. Каждой группе предлагается “пройти” по системе “лабиринта и с помощью “волшебной нити знаний” как можно быстрее выбраться из него. (См. Приложение).

5. “Ты – мне, я – тебе”.

На вопросы вы отвечали, а сейчас – время самим задать вопросы друг другу – ваши домашние заготовки для группы соперников. В качестве домашнего задания было: придумать вопрос по теме и обыграть его – например, изобразить артериальное кровотечение, состав крови, памятник Эдварду Дженнеру, переливание крови и т.д. Команда, получившая вопрос, должна понять, о чем идет речь и дать ответ.

6. “Тихий час”.

Учащимся предлагается индивидуальная тестовая работа по вариантам. (См. Приложение)

Подведение итогов урока, выставление оценок. В качестве домашнего задания предлагается по желанию составить кроссворд по изученной теме с вопросами.

Литература:

  1. Батуев А. С. Биология: Человек. 9 кл. – М.: Дрофа, 2000.
  2. Бухина Т. Б. Зачетный урок по теме “Кровообращение”. – Биология в школе 1995. № 6.
  3. Длигач Д. Л., Кулаев Б. С. Жизнь и сосуды – М.: Знание, 1989.
  4. Можейко Э. П. Урок по теме: “Свертывание крови.” – Биология. 1996. № 8
  5. Рохлов В. Рабочая тетрадь “Шаг за шагом” – Анатомия и физиология, часть 1. – М.: Открытый мир, 1995.
  6. Розенблат В. В. Симфония жизни (популярная физиология человека) – М.: Физкультура и спорт, 1989.
  7. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1988.
  8. Человек и его здоровье – сборник заданий по биологии для учащихся 9 класса основной и профильной школы. – М., 1994.
  9. Этинген Л. Страна анатомия. – М.: Советская Россия, 1982.