Цели и задачи урока:
- проверить уровень усвоения знаний изученного по темам: «Сложение и вычитание чисел в пределах десяти», «Состав чисел», «Геометрические фигуры».
- проверить умение решать задачи;
- развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, смекалку;
- расширять кругозор;
- воспитывать умение работать коллективно, чувство ответственности, сопереживания.
Оборудование:
Материалы:
Празднично украшен класс. На доске плакаты: «Математика – царица наук» и буквы КВН.
По классу вдоль стен 4 пары столов. Команды и болельщики за столами.
Два листа с нарисованным и на нём кружочками.
Для каждой команды набор фломастеров, у каждого ученика лист бумаги, ручка.
Соревнуются две команды, остальные болельщики. У каждой команды название, девиз, приветствие, песня. У членов команды и болельщиков на голове эмблемы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Ведущий: Сегодня у нас в клубе весёлых математиков интересный школьный праздник – соревнование в остроумии и знании.
Древнее латинское изречение гласит «Природа говорит языком математики». Издавна люди называют математику царицей наук, потому что математика применяется в различных областях знаний. На нашем празднике будет присутствовать сама царица всех наук. Кто это?
Все (хором). Математика!
Заходит Математика.
Здравствуйте, друзья!
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много умет.
Ведущий:
И при этом, и при этом вы представьте-ка,
Очень важная наука – математика!
Математика:
Почему корабли не садятся на мель?
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Ведущий:
Потому что, потому что, вы представьте-ка,
Капитанам помогает математика!
Математика:
Чтоб врачом, моряком или лётчиком стать,
Надо прежде всего математику знать!
И на свете нет профессии, представьте-ка,
Где бы вам не пригодилась математика!
Ведущий: Ребята, покажем царице Математике, на что мы способны?
Этот КВН сейчас Науке посвящается,
Что математикой у нас с любовью называется!
Капитаны: Уважаемая Математика – царица всех наук! Команды для проведения праздничного занятия Клуба Весёлых Математиков готовы!
Ведущий:
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня встречу.
Не случайно ей такой почет
Это ей дано давать ответы.
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова,
Часто говорят о ней в народе.
У нас две команды:
II. Основная часть.
Капитан 1-ой команды:
Наша команда – «КВАДРАТ»
Девиз:
У нашего «Квадрата»
Все стороны равны.
И наши все ребята
Дружбою сильны.
Приветствие:
Наша команда «Квадрат»
Приветствует собравшихся ребят.
Желаем всем победить.
А себе не проиграть.
Песня:
Рисовать квадрат и круг,
Знать, где север и где юг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать и жюри не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Капитан 2-ой команды:
Наша команда – «КРУГ»
Девиз:
«Думай, пробуй и ищи, будет трудно, не пищи!»
Приветствие:
Пожелаем всем друзьям
Сражаться дружно и отважно.
Кому достанется победа –
Совсем-совсем не важно.
Песня (на мотив песни «Качели»)
Позабыто все на свете, сердце замерло в груди:
Только цифры, только знаки
И победа впереди!
1-й конкурс – «Засели домики» (знание состава чисел)
Каждая команда получает «домики», заполняет и сдаёт жюри
(учитывается быстрота и точность).
2-й конкурс – «Отгадай загадки»
Каждой команде по очереди зачитывается загадка (за каждый правильный ответ – один балл)
-
Цифру к цифре мы прибавим,
Между ними крестик вставим.
Намотай себе на ус:
Этот знак зовётся … (плюс) -
Не овал я и не круг,
треугольнику я друг,
прямоугольнику я брат.
А зовут меня … (квадрат) -
Не похож я на пятак,
Не похож на рублик.
Круглый я, да не дурак,
С дыркой, да не бублик. (нуль) -
Отгадайте-ка, ребята,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет. (девятка) -
Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки,
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры) -
Шея длинная такая,
Хвост крючком и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи – нет. (Двойка) -
Из цифры вычтем мы другую,
Ставим чёрточку прямую.
Я тире в грамматике,
А кто ж я в математике? (Минус) -
Две розы Маша сорвала,
В подарок маме принесла.
– Сорви ещё и подари
Ты мамочке не две, а … (три).
3-й конкурс – «Фантазия»
Каждой команде раздаётся лист с нарисованным на нём большим количеством кружков. Задание: за одну минуту превратить кружочки в какой-либо рисунок, дорисовывая недостающие элементы. (За каждый аккуратно выполненный рисунок команда набирает по одному очку.)
4-й конкурс- «Конкурс болельщиков»
Ведущий:
Сейчас для болельщиков конкурс у нас,
Они пусть покажут смекалку и класс.
Команды свои пусть поддержат хоть баллом,
Ведь им от команд отставать не пристало!
1. Игра на внимание.
Вывешиваются два одинаковых плаката, на которых в запутанном порядке записаны числа от 1 до 20. Задача состоит в том, чтобы как можно быстрее указать по порядку все числа.
В игре принимают участие два ученика – по одному болельщику от каждой команды.
2. Решение задач.
Для решения большинства задач недостаточно одних знаний. Необходима еще и внимательность. С чего начинается решение задачи? Конечно с условия. Но условие можно прочитать по разному. Прочтешь невнимательно и потеряешь суть. Посмотрим, болельщики какой команды хорошо и быстро смогут понять условие задачи?
- К семи прибавить пять. Как записать: одиннадцать или адиннадцать? ( 12)
- Шла Нина в Москву и повстречала трёх солдат, каждый из них нёс по мешку, в каждом мешке- по коту. Сколько существ направлялось в Москву?
(Одна Нина, остальные шли уже обратно)
5-й конкурс – «Конкурс капитанов»
Ведущий: А теперь конкурс капитанов. И заключается он вот в чём: вам предлагается посмотреть друг на друга и ответить на 3 вопроса. (Капитаны внимательно смотрят друг на друга, затем поворачивают спиной и отвечают на вопросы ведущего. Жюри фиксирует, как капитаны были внимательны.)
- Какие у капитана глаза?
- Во что обут капитан?
- Какого цвета костюм капитана?
- Что на голове у капитана?
- Какого цвета волосы капитана?
- Какого цвета брюки или колготки капитана?
6-й конкурс – «Конкурс смекалистых»
- За калиткой спрятались цыплята. Видны 10 лапок. Сколько цыплят за калиткой? (5)
- Пять лампочек горели в люстре. Хлопнули двери и 2 перегорели. Сделать нужно вам малость: сказать, сколько ламп в люстре осталось? (все 5)
- Группа бегунов бежит по дорожке. Один спортсмен бежит четвёртым, если считать сначала, и четвёртым, если считать с конца. Сколько бегунов в группе? (1 2 3 4 5 6 7 – итого: 7 бегунов)
- Великан жил на 2 этаже 9-ти этажного дома. Как-то ему захотелось жить повыше , он перевернул дом крышей вниз и так поставил. На каком этаже теперь оказалась квартира великана? (на 8-м)
- У утёнка кряка 5 братьев и 4 сестры, а больше никаких родственников нет. Сколько утят на птичьем дворе, если все они друг другу родственники? (Кряк +5 +4 = 10 утят)
- На столе стояли 3 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни, поставив пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось? (3)
7-й конкурс – «Графический диктант»
На приготовленных листах бумаги в клетку все участники КВНа «пишут» графический диктант. За каждый верно выполненный рисунок – очко команде.
- 1 клетка вправо
- 1 клетка вверх
- 3 клетки вправо
- 1 клетка вверх
- 1 клетка вправо
- 1 клетка вниз
- 1 клетка влево
- 4 клетки вниз
- 5 клеток вправо
- 1 клетка вверх вправо
- 1 клетка вправо
- 1 клетка вниз влево
- 4 клетки вниз
- 2 клетки влево
- 2 клетки вверх
- 4 клетки влево
- 2 клетки вниз
- 2 клетки влево
- 6 клеток вверх
- 2 клетки влево
- 1 клетка вверх
Ведущий: На этом наше соревнование подошло к концу.
Математика: Я сегодня очень довольна. Вижу, что вы все хорошо знаете математику! Жюри сейчас итоги подведёт и победителя нам назовёт! А пока мы песенку споём. Кто её знает, тот подпевает.
Исполняется песня «Дважды два-четыре»
III. Итог урока:
Жюри называет победителя, а царица Математика награждает грамотами.
Литература:
- Фефилова Е.П., Мокрушина О.А.Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой: 1 класс.-3-е изд., перераб. И доп.-М.: ВАКО, 2007.
- Хорошо учиться в школе. В помощь учителю начальных классов. – Йошкар-Ола: Педагогическая инициатива, 2003.
- Шаповалова О.А. Сценарии праздников в начальной школе. – Саратов: Лицей, 2005.