Конспект итогового подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию общей и мелкой моторики в старшей группе детей с ФФНР

Разделы: Логопедия


Цели занятия:

Коррекционные:

  • коррекция фонетического анализа на основе упражнений в определении места звука в слове, определение количества слогов в слове;
  • совершенствование навыков слогового анализа слова;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук в специальных упражнениях, самомассаж пальцев рук;
  • развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук, взаимодействие зрительного и двигательного анализаторов;
  • формирование навыков чётких, координированных движений во взаимосвязью с речью;
  • расширение и активизация словаря;
  • расширение тактильных, зрительных представлений, внимания, мышления.

Воспитательные:

  • воспитание умения работы в коллективе, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование: «Волшебные капельки», зеркала по количеству детей, фломастеры, бархатная бумага, фасоль, горох, коврики для самомассажа, бельевые прищепки, буквы, «волшебный» мешочек, лист ватмана с контурным изображением зонтика, письмо, цветная бумага, кисть, клей, «волшебный» зонтик, верёвка, мягкая игрушка «Щенок», фонограмма.

Ход занятия

Дети сидят на ковре.

Логопед. Сейчас, ребята, я вам расскажу одну интересную историю. В одном маленьком городе жили – были жители, которые каждый выходной ходили на представление, которое проходило в круглом здании. Догадайтесь, как называется это здание?

Дети. Цирк!

Логопед. В цирке выступало очень много артистов. Как вы думаете, какие артисты принимали участие в представлении?

Дети. Жонглёры, дрессировщики, животные, клоуны, акробаты, фокусники.

Логопед. Ребята, а как называется сцена, на которой выступают артисты?

Дети. Арена.

Логопед. Ребята, я вам предлагаю тоже попасть на это представление. Внимание! Представление начинается! Первой на арену цирка выходит Воздушная принцесса. Она очень аккуратно идёт по канату.

Дети друг за другом, расставив руки в стороны, проходят по верёвке, разложенной на полу.

Логопед. Следующим номером выступают медведи на велосипедах. Они ловко крутят педали.

Дети выполняют упражнение «Велосипед».

Логопед. Следующим номером выступают жонглёры. Они ловко подбрасывают и ловят мячики.

Дети поднимают и опускают руки, имитируя ловлю мячей.

Логопед. Затем стали подбрасывать и ловить кольца.

Дети выполняют пальчиковое упражнение «Кольцо».

Логопед. Следующий номер – дрессированный олень.

Пальчиковая игра «У оленя дом большой».

Логопед. Но в этот день на арену цирка не вышел клоун. Как вы думаете, по какой причине клоун не пришёл на представление?

Ответы детей.

Логопед. В цирке стало скучно без клоуна. А давайте выложим портрет клоуна!

 

Дети проходят за столы и выкладывают на бархатной бумаге из фасоли, гороха портрет клоуна.

В группу входит настоящий клоун.

Клоун. Здравствуйте, ребята! Где я? Куда я попал?

Дети. В наш детский сад.

Клоун рассматривает работы детей.

Клоун. Это же я на ваших портретах. Только на них я весёлый. А сейчас мне совсем не до смеха. У меня, ребята, пропал друг. Мы с ним вместе в цирке выступали. Отгадав мою загадку, вы поймёте, кто мой друг.

Загадывает загадку:

Заворчал живой комок,
Лёг у двери поперёк,
Две медали на груди
Лучше в дом не заходи. 

Дети. Собака.

Клоун. Правильно. Мой друг – собака, но он ещё маленький. А маленькую собаку как называют?

Дети. Щенок.

Клоун. Правильно, щенок. И зовут его Томка. Но я его потерял. Что мне теперь делать? Как быть?

Логопед. Клоун, а мы с ребятами поможем тебе отыскать друга.

Клоун. Спасибо, ребята! Тогда в путь. А полетим мы на волшебном зонтике.  

Клоун раскрывает «волшебный» зонтик и вместе с детьми произносит «волшебные» слова:

Волшебный зонтик покручу,
И улечу, куда хочу.

Дети и клоун передвигаются по группе под фонограмму и попадают в «Королевство волшебных зеркал».

Клоун. Ребята, может быть волшебные зеркала покажут, куда мой друг Томка подевался.

Дети с клоуном смотрят в зеркала.

Клоун. Вон мой Томка бежит по дорожке, тоже меня ищет. Теперь я знаю, где его искать.

Логопед. Зеркала помогли нам. Давайте, ребята, поблагодарим их и подарим им наше хорошее настроение.

Дети рисуют фломастером на зеркалах улыбки.

Клоун. Ребята, пора нам в путь.

Клоун раскрывает «волшебный» зонтик и вместе с детьми произносит «волшебные» слова:

Волшебный зонтик покручу,
И улечу, куда хочу.

Клоун. Что-то случилось с зонтиком. У него закончилось волшебство. Что делать? Как я найду своего друга?

Логопед. Не расстраивайся, клоун. У нас есть волшебные капельки, если мы нарисуем ими зонтик, то волшебство вернётся.

Клоун. Ребята, помогите мне пожалуйста!

Логопед. Прежде, чем приступить к работе, нам надо помассажировать пальчики.

Дети выполняют самомассаж с прищепками.

Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После первого двустишия – смена рук.

2 3 4 5
Кусается сильно котёнок – глупыш,
4 3 2 1
Он думает: это не палец,а мышь (смена рук)
2 3 4 5
Но я же играю с тобою, малыш,
4 3 2 1
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Руки, как грабельки (большой палец прижат к ладони, остальные слегка разведены и полусогнуты), скребут по массажному коврику подушечками пальцев (на ударные слоги).

Граблями сгребаем мы мусор с земли,
Чтоб к свету росточки пробиться смогли. 

Дети берут «волшебные» капельки и закапывают контур зонтика каплями.


Клоун. Ну вот, зонтик готов! Давайте, ребята, попробуем, вернулось волшебство или нет.

Клоун раскрывает «волшебный» зонтик и вместе с детьми произносит « волшебные» слова:

Волшебный зонтик покручу,
И улечу, куда хочу.

Клоун. Ура! Полетели!

Дети вместе с клоуном передвигаются по группе (звучит фонограмма).

Клоун. Не понимаю, куда мы попали?

Логопед. Клоун, это царство Букваря. Посмотрите, и письмо какое-то лежит.

Клоун. Давайте прочтём, кому это письмо адресовано.

Клоун с детьми читает надпись на конверте: "Клоуну и его друзьям от Букваря".

Логопед открывает конверт и читает письмо:

"Дорогой клоун!
Вы с ребятами найдёте твоего друга, как только выполните мои задания."

Клоун. Ребята, поможете мне.

Дети. Да!

Логопед. Первое задание. Вспомните, как зовут щенка?

Дети. Томка.

Логопед. Второе задание. Отгадайте букву, которая находится в волшебном мешочке.

Дети ощупывают находящиеся в волшебном мешочке буквы, произносят их и выкладывают на стол.

Логопед. Третье задание. Составьте из этих букв слово «Томка».

Дети выкладывают слово «Томка» и характеризуют каждый звук.

Логопед просит детей произнести третий, второй, пятый звуки в слове «Томка», разделить слово на слоги.

Логопед. Четвёртое задание. Прочитайте слово «Томка» тихо, громко, ещё громче.

Дети читают и раздаётся лай щенка.

Клоун. Ура! Кажется, мой друг Томка.

Клоун подбегает к игрушке «Щенок».

Клоун. Как я тебя долго искал! Спасибо, ребята, за помощь. Все задания мне помогли выполнить и вернуть друга. Я хочу, чтобы и у вас был такой же друг.

Логопед. А мы, клоун, умеем из бумаги делать щенка. Покажем, ребята, клоуну.

Дети проходят за столы и выполняют щенка в технике «Оригами».

Клоун. Молодцы, ребята. Ну вот и вас теперь есть друзья. А нам с Томкой пора идти. Спасибо вам за помощь. До свидания. Будем ждать вас на представление в цирке.