Содержание нравственного воспитания

Разделы: Классное руководство


Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.

Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований.

Чтобы наглядно показать Вам суть этих различий, можно привести в пример схему Эрика Берна, известного автора-психолога. Согласно его психобиологической структуре, собственно личность мы делим на Ребёнка (я хочу), Родителя (так надо), Взрослого (способность к объективному взгляду на мир).

Когда мы говорим о Родителе - подразумеваем моральные установки, когда о Взрослом - нравственные. Под «зрелыми» личностями в нашей культуре часто понимаются те, кто способен держать своего Взрослого под контролем большую часть времени.

Указанные трактовки весьма важны для педагогики, основной задачей которой является формирование нравственности (или нравственной воспитанности), т.е. перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности. Если ограничить нравственное воспитание беседами о том, как «надо» себя вести, мы очень скоро зайдём в тупик, подростку следует создать такую ситуацию, в которой он сам получит возможность взвесить все «за» и против и сделает правильные выводы. Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.

Нравственное воспитание учащихся происходит в процессе их участия в мероприятиях, причём формы и методы их проведения должны быть разнообразны.

Если сгруппировать моральные отношения общества и личности, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:

  1. Отношение к политике нашего государства: понимание хода и
    перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри
    страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости и демократии (классный час «Зачем идти на выборы?», деловые игры «Выборы в актив класса», «Правовой турнир»).
  2. Отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений (классные часы «Символика государства», «Это гордое слово Победа!», «День защитника Отечества», «Час толерантности», «Экстремизм и патриотизм», очень актуально в наше время вспомнить о «Фестивале Дружбы народов»).
  3. Отношение к труду, соблюдение дисциплины труда ( участие в мероприятиях по уборке и озеленению пришкольной территории, дежурство по классу и школе).
  4. Отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы («День Земли», «Проблемы энергосбережения», «Всемирный день воды» и т.п.).
  5. Отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье (участие в работе класса, школьного совета, учебный сектор, составление родословной собственной семьи).
  6. Отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность («История страны – история человека, являющегося участником событий, прошлых и настоящих», «ВОВ и моя семья», «Мы - будущее России»).

Для формирования внутренней культуры необходимо воспитание навыков самообслуживания, потребности следить за своим внешним видом, навыков по соблюдению чистоты и порядка, аккуратности и опрятности, выполнение правил внутреннего распорядка, культуры быта. В этих целях целесообразно проводить индивидуальные беседы, а также встречи со специалистами (беседы с врачом о личной гигиене, со стилистом - эти беседы могут проводить и родители, если среди них есть представители этих профессий)

Для укрепления здоровья учащихся следует воспитывать интерес к санитарно-гигиеническим знаниям, потребность следить за своим здоровьем, внедрять в учебный процесс здоровьесберегающие технологии (лектории на медицинские темы, праздники здоровья, спортивные соревнования)

Профилактика вредных привычек предусматривает: воспитание нетерпимого отношения к курению, алкоголизму, сквернословию, наркомании, токсикомании и т.д.; активную пропаганду спорта.

Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.

Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь показать свою «нравственность» в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя «нравственная благовидность» есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменений обстоятельств и жизненных условий такой человек, как, хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил. В условиях обновляющихся в стране социальных обстоятельств, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.

Именно это имел в виду Гоголь, когда утверждал: «Развязать каждому руки, а не связывать; нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то, чтобы его держали другие: чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона».