Использование документальных фильмов на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Тема: «Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность»

Цель урока: на основе документального фильма «Исаак Зингер» из цикла телевизионной передач «Цивилизация. Гении и злодеи» составить представление об изменении повседневной жизни в эпоху развития индустриального общества, определить какие требования предъявляло индустриальное общество к человеку.

Работа с классом.

Задание: прочтите заголовки текста в параграфе 4 учебника и представьте общую картину изменений в материальной культуре индустриального общества в XIX веке.

Ученики отмечают факт развития нового вида городского транспорта и появление велосипеда, как одного из видов личного транспорта; распространение информации с помощью газет и почты; появление совершенно новой невиданной ранее техники – фонографа, фотоаппарата, пишущей и швейной машинки; становятся более комфортными условия жизни.

Вопрос: В традиционном обществе положение человека определялось его происхождением и степенью верности в службе своему господину, что могло определить положение человека в индустриальном обществе на фоне таких глубоких перемен в материальной культуре?

Ученики высказывают мнение, что человек мог бы изменить свое положение в обществе, если ему удавалось сделать важное открытие или изобретение, которое нашло широкое применение в обществе.

Комментарий учителя: в XIX веке таких людей было немало. Имея низкое социальное происхождение, они благодаря своему таланту достигали огромных результатов. Ярким примером тому служит судьба Исаака Зингера – изобретателя швейной машинки.

Задание: на основе эпизодов документального фильма об Исааке Зингере заполните предложенную схему.

На основе схемы сделайте вывод, какие требования предъявляло индустриально общество к человеку.

Домашнее задание. Напишите краткое сочинение на тему «Чему научил меня жизненный путь Исаака Зингера».

Тема: «XIX век в зеркале художественных исканий. Литература».

Цель урока: на основе документального фильма «Джеймс Фенимор Купер» из цикла телевизионной передач «Цивилизация. Гении и злодеи» проследить процесс развития творчества писателя; определить, к каким литературным направлениям относятся произведения Купера, охарактеризовать взаимоотношения между писателем и обществом. Развитие навыков выделения основной информации из дополнительного материала в виде документального фильма и умения формулировать на ее основе выводов.

На доске записаны три основных направления в литературе XIX века. Отмечены время наибольшего влияния, краткая характеристика и наиболее яркие представители.

Начало XIX века
Романтизм
Разочарование в идеях
Просвещения. Идеализация
традиционного общества
Вальтер Скотт
Джордж Байрон

 

 

Первая половина
XIX века
Критический реализм
Анализ формирующегося
индустриального общества
Виктор Гюго
Оноре де Бальзак

 

 

Вторая половина
XIX века
Натурализм
Жесткая критика
индустриального общества
Чарльз Диккенс
Эмиль Золя

Комментарий учителя: каждое направление в литературе формировалось под влиянием глубоких изменений в обществе и в общественных отношениях. На творчество писателей оказывали влияние значимые события в их странах. Так произошло и с Джеймсом Фенимором Купером, который под впечатлением развития американского общества и государства в своем творчестве проявил себя в нескольких литературных направлениях и получил неоднозначную оценку современников.

Задание: перед вами два эпиграфа

  • «Американский Вальтер Скотт» - отзыв американских журналистов о творчестве Купера
  • «Писателям не место в этой невежественной и жестокой стране» - высказывание Купера о США в конце жизни.

Что можно сказать на их основе о творческом пути писателя?

В ответах учащихся отмечается, что автор получил признание в США и во всем мире как писатель-романтик, но к концу жизни по каким-то причинам оказался отверженным американским обществом.

Задание: на основе эпизодов документального фильма «Джеймс Фенимор Купер» составьте схему, в которой отметьте события, которые повлияли на выбор Купером различных литературных направлений. Сделайте вывод, почему в одном случае, писатель достиг вершины славы, а другом – оказался отвергнут обществом.

Вариант ответа:

Борьба американских колоний за независимость

Романтизм

Общество восхищается пропагандой патриотизма.

Развитие рынка во всех сферах общества

Критический реализм

Общество недовольно осуждением недостатков.

Домашнее задание. Подумайте над вопросами.

  1. Зачем достигший популярности Купер изменил романтизму, ведь это направление в литературном творчестве гарантировало ему славу на всю жизнь?
  2. Почему американское общество, так восхищавшееся патриотическими произведениями Купера, не пожелало прислушаться к его критике, ведь автор искренне переживал за судьбу страны?

Тема «Германия: на пути к единству».

Цель урока: на основе документального фильма «Отто фон Бисмарк» из цикла телевизионной передач «Цивилизация. Гении и злодеи» выделить основные события, которые привели к образованию Германской империи, определить, как политика Бисмарка повлияла на дальнейшую судьбу страны. Развитие навыков выделения основной информации из дополнительного материала в виде документального фильма и умения формулировать на ее основе выводов.

Комментарий учителя. К середине XIX века сформировались экономические и политические предпосылки для объединения Германии, отсутствовала только политическая воля.

Задание. На основе текста учебника параграф 22 глава «Экономическое развитие Германии и проблема объединения страны» определите экономические и политические предпосылки, которые способствовали успеху объединения Германии.

Комментарий учителя. Революционным путем объединить страну не удалось. В начале 1860-х годов в Пруссии к власти приходят люди убежденные в том, что германию можно объединить только вооруженным путем. Эту роль взял на себя канцлер Пруссии Бисмарк.

Задание. На основе эпизодов документального фильма о Бисмарке заполните предложенную таблицу и определите, каким будущее Германской империи видели Бисмарк и молодое поколение правителей Германии - поклонники его таланта.

Год войны

Страна, с которой воевала Пруссия

Политические шаги Бисмарка

Результаты войны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант ответа.

Бисмарк:

  • Нет надобности воевать с Россией
  • Никаких лишних территориальных завоеваний. Германия насытилась.

Вильгельм II, Гитлер:

  • борьба за передел колоний, стремление к мировому господству.

Задание. Сделайте вывод о том, что взяли из политического опыта Бисмарка молодое поколение правителей Германии. Почему Бисмарк на склоне лет считал себя побежденным, ведь он одержал громкие победы в Европе и создал могучую империю?

Домашнее задание. Напишите письмо-размышление о преемственности в политике, об ответственности политического деятеля перед страной и потомками, на основе высказывания Льва Николаева «Цинизм одного, породил жадность другого и безрассудство третьего, обернувшееся трагедией для целых народов».