Тема: «Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность»
Цель урока: на основе документального фильма «Исаак Зингер» из цикла телевизионной передач «Цивилизация. Гении и злодеи» составить представление об изменении повседневной жизни в эпоху развития индустриального общества, определить какие требования предъявляло индустриальное общество к человеку.
Работа с классом.
Задание: прочтите заголовки текста в параграфе 4 учебника и представьте общую картину изменений в материальной культуре индустриального общества в XIX веке.
Ученики отмечают факт развития нового вида городского транспорта и появление велосипеда, как одного из видов личного транспорта; распространение информации с помощью газет и почты; появление совершенно новой невиданной ранее техники – фонографа, фотоаппарата, пишущей и швейной машинки; становятся более комфортными условия жизни.
Вопрос: В традиционном обществе положение человека определялось его происхождением и степенью верности в службе своему господину, что могло определить положение человека в индустриальном обществе на фоне таких глубоких перемен в материальной культуре?
Ученики высказывают мнение, что человек мог бы изменить свое положение в обществе, если ему удавалось сделать важное открытие или изобретение, которое нашло широкое применение в обществе.
Комментарий учителя: в XIX веке таких людей было немало. Имея низкое социальное происхождение, они благодаря своему таланту достигали огромных результатов. Ярким примером тому служит судьба Исаака Зингера – изобретателя швейной машинки.
Задание: на основе эпизодов документального фильма об Исааке Зингере заполните предложенную схему.
На основе схемы сделайте вывод, какие требования предъявляло индустриально общество к человеку.
Домашнее задание. Напишите краткое сочинение на тему «Чему научил меня жизненный путь Исаака Зингера».
Тема: «XIX век в зеркале художественных исканий. Литература».
Цель урока: на основе документального фильма «Джеймс Фенимор Купер» из цикла телевизионной передач «Цивилизация. Гении и злодеи» проследить процесс развития творчества писателя; определить, к каким литературным направлениям относятся произведения Купера, охарактеризовать взаимоотношения между писателем и обществом. Развитие навыков выделения основной информации из дополнительного материала в виде документального фильма и умения формулировать на ее основе выводов.
На доске записаны три основных направления в литературе XIX века. Отмечены время наибольшего влияния, краткая характеристика и наиболее яркие представители.
Начало XIX века |
|
|
Первая половина |
|
|
Вторая половина |
Комментарий учителя: каждое направление в литературе формировалось под влиянием глубоких изменений в обществе и в общественных отношениях. На творчество писателей оказывали влияние значимые события в их странах. Так произошло и с Джеймсом Фенимором Купером, который под впечатлением развития американского общества и государства в своем творчестве проявил себя в нескольких литературных направлениях и получил неоднозначную оценку современников.
Задание: перед вами два эпиграфа
- «Американский Вальтер Скотт» - отзыв американских журналистов о творчестве Купера
- «Писателям не место в этой невежественной и жестокой стране» - высказывание Купера о США в конце жизни.
Что можно сказать на их основе о творческом пути писателя?
В ответах учащихся отмечается, что автор получил признание в США и во всем мире как писатель-романтик, но к концу жизни по каким-то причинам оказался отверженным американским обществом.
Задание: на основе эпизодов документального фильма «Джеймс Фенимор Купер» составьте схему, в которой отметьте события, которые повлияли на выбор Купером различных литературных направлений. Сделайте вывод, почему в одном случае, писатель достиг вершины славы, а другом – оказался отвергнут обществом.
Вариант ответа:
Борьба американских колоний за независимость |
→ |
Романтизм |
→ |
Общество восхищается пропагандой патриотизма. |
Развитие рынка во всех сферах общества |
→ |
Критический реализм |
→ |
Общество недовольно осуждением недостатков. |
Домашнее задание. Подумайте над вопросами.
- Зачем достигший популярности Купер изменил романтизму, ведь это направление в литературном творчестве гарантировало ему славу на всю жизнь?
- Почему американское общество, так восхищавшееся патриотическими произведениями Купера, не пожелало прислушаться к его критике, ведь автор искренне переживал за судьбу страны?
Тема «Германия: на пути к единству».
Цель урока: на основе документального фильма «Отто фон Бисмарк» из цикла телевизионной передач «Цивилизация. Гении и злодеи» выделить основные события, которые привели к образованию Германской империи, определить, как политика Бисмарка повлияла на дальнейшую судьбу страны. Развитие навыков выделения основной информации из дополнительного материала в виде документального фильма и умения формулировать на ее основе выводов.
Комментарий учителя. К середине XIX века сформировались экономические и политические предпосылки для объединения Германии, отсутствовала только политическая воля.
Задание. На основе текста учебника параграф 22 глава «Экономическое развитие Германии и проблема объединения страны» определите экономические и политические предпосылки, которые способствовали успеху объединения Германии.
Комментарий учителя. Революционным путем объединить страну не удалось. В начале 1860-х годов в Пруссии к власти приходят люди убежденные в том, что германию можно объединить только вооруженным путем. Эту роль взял на себя канцлер Пруссии Бисмарк.
Задание. На основе эпизодов документального фильма о Бисмарке заполните предложенную таблицу и определите, каким будущее Германской империи видели Бисмарк и молодое поколение правителей Германии - поклонники его таланта.
Год войны |
Страна, с которой воевала Пруссия |
Политические шаги Бисмарка |
Результаты войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант ответа.
Бисмарк:
- Нет надобности воевать с Россией
- Никаких лишних территориальных завоеваний. Германия насытилась.
Вильгельм II, Гитлер:
- борьба за передел колоний, стремление к мировому господству.
Задание. Сделайте вывод о том, что взяли из политического опыта Бисмарка молодое поколение правителей Германии. Почему Бисмарк на склоне лет считал себя побежденным, ведь он одержал громкие победы в Европе и создал могучую империю?
Домашнее задание. Напишите письмо-размышление о преемственности в политике, об ответственности политического деятеля перед страной и потомками, на основе высказывания Льва Николаева «Цинизм одного, породил жадность другого и безрассудство третьего, обернувшееся трагедией для целых народов».