В русском языке есть все элементы искусства:
И стройная синтаксическая архитектура, и музыка
Слова, и словесная живопись.
С.Я. Маршак
Среди всех современных технологий и способов обучения, разнообразных методик и подходов есть одна универсальная технология, универсальное средство обучения и воспитания – великий наш язык!
Но «великий и могучий» русский язык сегодня нуждается в особом общественном внимании. Как выполнить долг по сбережению этого бесценного духовного достояния русского народа? Как воспитать в наших детях уважение к русской речи, русскому языку? Эти проблемы волнуют каждого словесника, каждого гражданина Отечества. Неслучайно 2007 год был объявлен Годом русского языка. Чтобы подвести итоги достижениям учащихся в изучении русского языка не только на уроках, но и во внеклассной деятельности в Год русского языка, было решено 18 декабря провести День русского языка в школах района. Так был дан старт новому мероприятию. С тех пор День русского языка является традиционным в нашем районе. Он стал как увлекательное событие в жизни школ, как праздник! Проходит в творческой обстановке, направленной на неуклонный подъем авторитета русского языка, от глубинного усвоения которого во многом зависит степень культуры каждого человека, качество знаний и уровень воспитанности человека.
Постараюсь описать технологию проведения Дня русского языка, который проходит во всех образовательных учреждениях (далее ОУ) нашего района. Это мероприятие, созданное с целью воспитания интереса, любви и бережного отношения к родному языку, постижения красоты и величия русского слова, подведения итогов работы за календарный год.
Были определены задачи:
- Проинформировать ОУ района о проведении Дня русского языка.
- Собрать отчетные материалы и классифицировать их .
- Пропагандировать проведение Дня русского языка.
С целью решения первой задачи были направлены методические рекомендации в каждое ОУ, в которых предложены примерные варианты проведения Дня, своеобразный калейдоскоп мероприятий на выбор ОУ.
Решение второй задачи выявило различные формы диагностики, принципы, направления работы и технологии. Формами диагностики проведения Дня русского языка стали:
- отчеты ОУ района;
- беседы с учителями русского языка и литературы;
- обмен опытом учителей русского языка и литературы на заседании методического объединения;
- выступления учителей русского языка и литературы, библиотекарей ОУ на районном семинаре.
Выявлен ряд принципов:
- принцип креативности (развитие творческих способностей учащихся)
- принцип научности (участие в олимпиадах и викторинах)
- принцип занимательности (особенно для младших школьников)
- принцип наглядности
- принцип самостоятельности
- принцип добровольности
Хотелось бы остановиться на принципе наглядности, так как его роль значительна. Представьте себе: вы переступаете порог школы и попадаете в особый мир: красочные плакаты о проведении Дня русского языка, приглашения в мир загадок, тайн родного языка, открытий, поиска:
К словам разумным ты ищи пути,
Весь мир пройди, чтоб знанья обрести.
О том, что ты услышал, всем поведай,
С упорством корни знания исследуй.
(Фирдоуси)
В фойе школы, рекреациях - стихи о русском языке, высказывания М.В.Ломоносова, Н.М. Карамзина, В.Г. Белинского, И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя, А.И. Куприна, В.В. Маяковского, Д.С. Лихачева и многих других о богатстве и красоте русского языка. Аллея народной мудрости или словарные слова всюду, взор невольно останавливается, и ваша зрительная память запечатлевает их. Фотостенды, стенгазеты, викторины. Шарады, ребусы, метаграммы, кроссворды – подходи и разгадывай. В рекреациях школы – выставки лучших сочинений, тетрадей, а также «Словари – главные помощники», «Любителям русского слова», «Самый красивый почерк» и другие. Во многих школах – слайдовые презентации.
Удалось выявить основные направления работы:
- урочная деятельность;
- внеурочная деятельность;
- сотрудничество с библиотеками, учителями других предметов;
- проведение Недель, Декад русского языка и другое.
Среди технологий ведущее место занимает технология погружения. Это день русского языка! В школе закладываются основы того отношения к языку, плоды которого человек пожинает всю последующую жизнь. Способствует погружению в предмет наглядность, о которой было сказано выше, а также урочная, внеурочная деятельность. Самые разнообразные уроки были проведены в День русского языка:
- уроки-путешествия (в Филологию, Лингвинию, страну Фразеологию)
- уроки занимательной грамматики
- уроки КВН
- уроки-беседы
- уроки-конференции
- уроки-исследования.
Во многих школах прошли пятиминутки, посвященные русскому языку, терминологические диктанты по всем школьным предметам, словарные диктанты с целью выявления самого грамотного, работа со словарем «Кто быстрее отыщет незнакомое слово».
Мероприятия прошли в этот день и после уроков: классные часы, праздники, вечера, фестивали, смотры, олимпиады. Во многих мероприятиях принимали участие ребята с 1 по 11 класс.
Технология исследовательской деятельности. В некоторых школах проведены конференции, к которым учащиеся готовились заранее: «Магия слова», «История русской орфографии», «Секреты пунктуации». В одной школе состоялось заседание Ученого совета по вопросам русской орфографии.
Технология развития творческих способностей учащихся.
Во время Дня были проведены самые разнообразные виды деятельности, помогающие развитию лингвистического мышления, лингвистической зоркости, приучающие понимать слово и проникать в тайны, помогающие оценить языковую интуицию, лингвистический кругозор.
Самое главное – пополнилась районная копилка новыми мероприятиями как урочной, так и внеурочной деятельности по русскому языку. Это:
- линейка, посвященная Дню русского языка,
- лингвистический марафон,
- филологический ринг,
- лингвистическая зарядка,
- лингвистические барьеры,
- акции «Повторим русский»
- народные диктанты, к написанию которых привлекались не только ученики, но и учителя, жители населенных пунктов, и многое другое.
Мы все прекрасно понимаем, что чем разнообразнее виды внеклассной деятельности по русскому языку, тем живее интерес учеников к ней и языку. Великий педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью»
В ряде ОУ День русского языка прошел под девизом:
«То нежно звучит, то сурово великое русское слово»,
«Необыкновенный язык наш есть тайна».
Мониторинг Дня русского языка
Дети: «Русский язык невообразимо богат и интересен».
Выпускники: «Очень радует, что в нашей школе каждый год проводится День русского языка. Интересные мероприятия, проводимые в этот день, надолго остаются в памяти. Они заставляют задуматься о значимости русского языка в нашей жизни. Огромное спасибо!»
Педагоги: «Такие мероприятия полезны всем: ученикам, учителям».
Библиотекари: «Дни русского языка нужно проводить в школе: они объединяют всех».
Результативность Дня русского языка
- Создание «поля успехов» для реализации личностного развития ученика
- Активное участие образовательных учреждений (100 %)
- Творческий характер отчетов ОУ
- Пополнение районного банка мероприятий
В проведении Дней русского языка велика роль учителя. Он проводник всех мероприятий. Если учитель отлично владеет словом, любит родной язык, то закономерно, что и дети будут интересоваться языком, тянуться к учителю.
Надо всегда помнить слова академика Лихачева: «Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека». Воспитание любви и бережного отношения к родному языку, интереса к слову, постижение красоты и величия слова – задача не только учителей русского языка и литературы, а общешкольная политика. Этому способствуют Дни русского языка.