Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с историей появления льна на Руси.
- ознакомить со свойствами льняных тканей.
- расширить представление об использовании льняных тканей.
- формировать дальнейшие умения и навыки по самостоятельной организации учебного труда.
- научить распознавать льняные ткани.
- обеспечить реализацию межпредметных связей.
- расширить и систематизировать знания по материаловедению.
Развивающие:
- формирование логического мышления, умения анализировать, делать выводы.
- развитие навыков работы в коллективе.
- развитие кругозора в области применения изучаемых тканей.
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, аккуратности в выполнении практических приёмов на уроке.
- воспитание чувства ответственности при выполнении коллективной работы.
Методы:
- объяснительно-демонстрационный.
- частично-поисковый.
- практическая работа.
- исследовательская деятельность.
Форма: индивидуально-групповая.
Тип: комбинированный
Оснащение:
- компьютерная презентация(познавательная часть, тестовые задания)
- образцы тканей.
- микроскопы.
- лупы.
- набор для лабораторно-практической работы.
- тетради, учебники.
- инструкционные карты.
- лист ватмана формата А2.
Ход урока
1. Организационный момент:
- приветствие, выявление отсутствующих, готовность класса к уроку
- сообщение темы и целей урока.
2. Мотивационный момент.
Познакомившись со свойствами тканей, вы научитесь правильно выбирать ткани для различного использования и первые ткани, с которыми мы познакомимся – это льняные.
На уроке вы будите заниматься различной деятельностью, отвечать на вопросы, выполнять лабораторно-практическую работу, проводить взаимопроверку полученных результатов. По итогам работы каждая команда получит оценку.
3. Усвоение нового материала:
а) выступление учащегося со 2 по 4 слайд презентации «История появления льна на Руси».
б) изложение нового материала учителем с 4 по 32 слайд.
- регионы по возделыванию льна. слайд № 7,8,11,32 – национально региональный компонент.
- виды выращиваемого льна в России.
- особенность уборки и первичной обработки.
- значение льняного семя для различных отраслей промышленности.
- использование льняных тканей и волокон, для бытовых и технических целей.
в) выступление учащегося «Льну посвящают свои стихи поэты». «Художники пишут полотна» слайд 33-34 слайд.
4. Лабораторная работа
«Исследование волокон льна и льняных тканей».
Набор для проведения исследования, волокна льна, ткани, лупы, микроскопы.
Инструкционная карта.
Работа с учебником по недостающей информации.
Заполнить таблицу. 1-группа.
Название волокна | Природныйцвет | Блеск волокна | Извитость | Мягкость | Прочность | Характер горения |
Заполнить таблицу. 2-группа.
Название ткани | Блеск и цвет ткани | Прочность | Мягкость | Сминаемость | Гигроскопичность | Характер горения |
5. Целевой обход учителя:
(проверка правильности и безопасности выполнения практической работы).
6. Обсуждение результатов практической работы.
Таблицы выполняются на ватмане А2, вывешиваются на доску где команды комментируют свои результаты. Обсуждение подвести к тому, что свойства тканей зависят от свойств волокон.
7. Закрепление изученного материала:
Презентация с 35 по 39 слайд ответить на вопросы разного уровня сложности.
Команды по очереди отвечают на вопросы, набирая баллы.
Рефлексия:
Что узнали на уроке? (ответы учащихся),
Для чего нужна нам эта информация?
8. Подведение итогов:
Сообщение о достижении поставленных целей, сообщение оценок, темы следующего урока.
9. Домашнее задание:
Принести образцы различных тканей, клей, ножницы.
Повторить свойства и характеристику льняных тканей.
Используемая литература:
- Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Под редакцией В.Д. Симоненко. М.: “ Вентана-Граф”, 2004г.
- Поурочные планы по учебнику “Технология 5 класс” В.Д. Симоненко. Под редакцией Н.Б. Голондарева. Волгоград. “Учитель АСТ”, 2005 г.
- Этнография удмуртов под редакцией В.Е. Владыкин, Л.С. Христолюбова. Ижевск. Удмуртия. 1997 год.
- Предметные недели в школе, автор О.В. Павлова. Издательство «Учитель» 2006 год.
- Личные материалы( фото).
Презентация (упакована в архив совместно с аудиофайлом)