Изучение свойств льняных волокон и тканей (лабораторно-практическая работа)

Разделы: Технология


Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с историей появления льна на Руси.
  • ознакомить со свойствами льняных тканей.
  • расширить представление об использовании льняных тканей.
  • формировать дальнейшие умения и навыки по самостоятельной организации учебного труда.
  • научить распознавать льняные ткани.
  • обеспечить реализацию межпредметных связей.
  • расширить и систематизировать знания по материаловедению.

Развивающие:

  • формирование логического мышления, умения анализировать, делать выводы.
  • развитие навыков работы в коллективе.
  • развитие кругозора в области применения изучаемых тканей.

Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия, аккуратности в выполнении практических приёмов на уроке.
  • воспитание чувства ответственности при выполнении коллективной работы.

Методы:

  • объяснительно-демонстрационный.
  • частично-поисковый.
  • практическая работа.
  • исследовательская деятельность.

Форма: индивидуально-групповая.

Тип: комбинированный

Оснащение:

  • компьютерная презентация(познавательная часть, тестовые задания)
  • образцы тканей.
  • микроскопы.
  • лупы.
  • набор для лабораторно-практической работы.
  • тетради, учебники.
  • инструкционные карты.
  • лист ватмана формата А2.

Ход урока

1. Организационный момент:

  • приветствие, выявление отсутствующих, готовность класса к уроку
  • сообщение темы и целей урока.

2. Мотивационный момент.

Познакомившись со свойствами тканей, вы научитесь правильно выбирать ткани для различного использования и первые ткани, с которыми мы познакомимся – это льняные.

На уроке вы будите заниматься различной деятельностью, отвечать на вопросы, выполнять лабораторно-практическую работу, проводить взаимопроверку полученных результатов. По итогам работы каждая команда получит оценку.

3. Усвоение нового материала:

а) выступление учащегося со 2 по 4 слайд презентации «История появления льна на Руси».

б) изложение нового материала учителем с 4 по 32 слайд.

  • регионы по возделыванию льна. слайд № 7,8,11,32 – национально региональный компонент.
  • виды выращиваемого льна в России.
  • особенность уборки и первичной обработки.
  • значение льняного семя для различных отраслей промышленности.
  • использование льняных тканей и волокон, для бытовых и технических целей.

в) выступление учащегося «Льну посвящают свои стихи поэты». «Художники пишут полотна» слайд 33-34 слайд.

4. Лабораторная работа

«Исследование волокон льна и льняных тканей».

Набор для проведения исследования, волокна льна, ткани, лупы, микроскопы.

Инструкционная карта.

Работа с учебником по недостающей информации.

Заполнить таблицу. 1-группа.

Название волокна Природныйцвет Блеск волокна Извитость Мягкость Прочность Характер горения
             

Заполнить таблицу. 2-группа.

Название ткани Блеск и цвет ткани Прочность Мягкость Сминаемость Гигроскопичность Характер горения
             

5. Целевой обход учителя:

(проверка правильности и безопасности выполнения практической работы).

6. Обсуждение результатов практической работы.

Таблицы выполняются на ватмане А2, вывешиваются на доску где команды комментируют свои результаты. Обсуждение подвести к тому, что свойства тканей зависят от свойств волокон.

7. Закрепление изученного материала:

Презентация с 35 по 39 слайд ответить на вопросы разного уровня сложности.

Команды по очереди отвечают на вопросы, набирая баллы.

Рефлексия:

Что узнали на уроке? (ответы учащихся),

Для чего нужна нам эта информация?

8. Подведение итогов:

Сообщение о достижении поставленных целей, сообщение оценок, темы следующего урока.

9. Домашнее задание:

Принести образцы различных тканей, клей, ножницы.

Повторить свойства и характеристику льняных тканей.

Используемая литература:

  1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Под редакцией В.Д. Симоненко. М.: “ Вентана-Граф”, 2004г.
  2. Поурочные планы по учебнику “Технология 5 класс” В.Д. Симоненко. Под редакцией Н.Б. Голондарева. Волгоград. “Учитель АСТ”, 2005 г.
  3. Этнография удмуртов под редакцией В.Е. Владыкин, Л.С. Христолюбова. Ижевск. Удмуртия. 1997 год.
  4. Предметные недели в школе, автор О.В. Павлова. Издательство «Учитель» 2006 год.
  5. Личные материалы( фото).

Презентация (упакована в архив совместно с аудиофайлом)